Лучшие традиции нашей литературы не прервутся
Для школьников и учащихся гимназий — это проба пера, возможность испытать свои силы, творческие возможности на серьезном, настоящем конкурсе, где есть разные возрастные категории, где множество участников из разных регионов и стран. Если подросток стал финалистом конкурса, это большая радость для него самого и его близких и педагогов. Но все финалистами быть не могут. И на сегодняшний день чьи-то работы объективно сильнее, чьи-то слабее. Но если в этом сезоне юный участник не стал финалистом, это не повод опускать руки или не верить в свои силы.
Работы финалистов публикуются, и можно посмотреть, какой уровень позволяет войти в их число. Самое главное не отказываться от совершенствования своих творческих навыков, от создания новых текстов, от участия в конкурсе в следующих сезонах, если с первого раза не получилось стать победителем или финалистом. Успех приходит к тому, кто готов работать, стремится развивать в себе полученный от Бога талант.
Хочу напомнить, что одни творческие способности не позволят стать победителем в любом конкурсе. Во-первых, необходим труд самого молодого человека, его стремление создать что-то новое, написать лучше, чем было сделано. Он должен стремиться больше читать и учиться размышлять. Кроме того, и это очень важно, надо научиться призывать помощь Божию в своих трудах. А все это дается постоянной работой над собой, достигает цели идущий. Вспомните притчу Христа о талантах. Добрый раб преумножает полученные таланты своим трудом, находясь в повиновении своего господина. Так и молодым дарованиям, получив дар от Творца, надо развивать его в себе.
Родителям и педагогам радостно, что сегодня немало школьников, которые всеми этими качествами обладают. Их интересные, глубокие работы, поступившие на конкурс, свидетельствуют об этом.
Мы видим, что в наши дни творческих способностей у подростков ничуть не меньше, чем раньше. Видим, что наши ребята не только чувствуют, понимают слово, в том числе слово художественное, но и сами способны по-настоящему работать с ним, создавая достойные тексты.
Но не только творческие способности мы видим в ребятах. Через их произведения чувствуется, что они интересуются произведениями лучших русских писателей. Среди любимых авторов можно назвать Федора Михайловича Достоевского, Валентина Григорьевича Распутина. Конечно, к произведениям этих писателей нужно возвращаться не один раз в разном возрасте. И то, что наши юные участники конкурса не только прочитали уже некоторые произведения, но и размышляют о них, делятся своими мыслями это ценно. Без знания родной культуры, родной литературы нет по-настоящему образованного человека, нет автора.
Наши юные участники пишут про Кижи и про свою малую родину. Увидеть, почувствовать Кижи так, как это передано в рассказе «Живые Кижи», может не каждый взрослый человек, а не только юный.
Не менее важно умение участников конкурса видеть красоту своей малой родины, изучать ее историю, не забывать о судьбе земляков, не отрекшихся от веры в самые сложные для Церкви годы. Эти произведения юных писателей читать интересно.
Все дальше от нас Великая Отечественная война. Но, сколько бы лет ни прошло, мы не должны забывать стойкость наших предков, отстоявших свободу родной земли. Не должны забывать тех, кто отдал в этой борьбе свою жизнь, тех, кто стал инвалидом, потерял здоровье в боях или тяжелом труде. Работы, в которых ребята рассказывают о своих родных, о земляках, прошедших войну, о боях и трагедиях военных лет, приходят на конкурс каждый год. Это значит, что нить исторической памяти не прерывается, что подвиг предков, их самоотверженность не будут преданы забвению: подрастают те, кто расскажет об этом следующим поколениям.
Не могу не вспомнить и работы, присланные юными участниками из Донецка. Эти молодые авторы уже несколько лет живут среди испытаний, которых никто из нас не пожелал бы людям любого возраста, а ребятам — тем более. Видно, что они немало повидали и пережили. Они не из фильмов знают, что такое свист пули, взрыв снаряда рядом с домом, школой. В их работах есть особая сила. Поражает, что никто из них не сосредоточен на себе, на своих проблемах, не таит зло на тех, под чьим обстрелом они живут все эти годы.
Они пишут, что у нас единая купель веры и культуры, о русской классике, о монастырях и храмах, в которых побывали вместе с близкими, о страданиях и гибели людей, кто был рядом с ним, в том числе детей… Пишут о пострадавших от обстрелов храмах. Они, еще юные, но уже твердо верят, что с Божьей помощью любовь победит зло войны и фашизма, и над их землей будет мирное небо.
Жизнь семьи, совместные будни и праздники, дети и взрослые в храме и дома — все это становится темой работ участников литературного конкурса «Лето Господне». Тема семьи, образ семьи, который создается юными авторами, очень важная. Сегодня в средствах массовой информации, в «современных» фильмах, на страницах интернета, да и в книгах традиционным семейным ценностям уделяется мало внимания.
Более того, немало публикаций, которые прямо направлены на разрушение семьи и размывание традиционных детско-родительских отношений. И подростки растут в такой информационной атмосфере, а то, что услышал, увидел, прочитал, влияет на человека, становится частью его мысли. Для юного человека это может стать эталоном его поведения. У взрослого человека уже есть свой опыт, а у молодого он пока накапливается.
Сколько раз слышит то, что способствует разрушению семьи, современный человек любого возраста? Тысячи раз. И как отрадно, что есть молодые люди, которые не поддаются этим разрушительным веяниям, которые ценят настоящую, традиционную семью, рассказывают о ней и о жизни в таких семьях.
В наши дни в обществе насаждается культ внешней красоты. Вернее, даже не внешней красоты, а определенных стандартов внешности, которые и объявлены красотой. В погоне за соответствием этим стандартам люди порой теряют здоровье, не говоря о деньгах, времени, индивидуальности. И как важно, что сегодня взрослеют ребята, понимающие истинную красоту.
Истинная красота не может быть только внешней. Она — это то внутреннее состояние, которое гораздо важнее внешнего. Как отрадно, что сегодня есть девочки, способные рассмотреть красоту маленького слепого тощего котенка, найденного на улице, и совершенно искренне говорить кошечке: «Красавица ты моя». Что помогает увидеть эту красоту? Сочувствие, готовность заботиться, искренняя привязанность.
Конкурс показывает, что у нас есть замечательные юные авторы, а значит около них есть замечательные близкие люди, замечательные педагоги. Это родители воспитали девочку, умеющую увидеть красоту слепого котенка, не пушистой, породистой, а вот такой — обычной, серой и незрячей. И эта девочка помогла теперь старшим родным рассмотреть красоту этой кошечки и принять решение оставить животное у себя, хотя выхаживать его было нелегко, а опыта у них тогда не было.
Умение увидеть красоту слепой серой уличной кошечки — человеческий талант. Умение сделать так, чтобы эту красоту увидели, поняли читатели, зрители — талант авторский. И если оба эти таланта у наших юных авторов есть, мы можем быть спокойны за лучшие традиции нашей литературы: они не прервутся.