Ария полуправды: «Меж стульев двух»

Общество
С 31 марта соотечественники на чем свет стоит клянут оперную диву Анну Нетребко: предала, отреклась. Вот уже отменили ее концерт в Новосибирске. До того — так же неистово все жалели ее за то, что с ней прекратили сотрудничать Баварская госопера и Метрополитен-опера. Но на самом деле Анна Юрьевна выбор сделала давно, она — там.

Верю, что она на деле — вне политики. Но ее терзания — попытка усидеть на двух стульях, которая в иной ситуации удалась бы. Но не сейчас.

На самом деле в этой истории есть масса деталей из серии «полуправд», которые всегда вылезают на поверхность. Ведь как было на самом деле? Поступательно! В 2002 году, триумфально дебютировав на фестивале в Зальцбурге в роли Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта, бывшая солистка хора «Кубанская пионерия» Нетребко начала блистать на знаменитых оперных площадках мира — от упомянутой Метрополитен-опера и Ковент-Гарден до Ла Скала и Венской и Парижской опер. Постепенно она фактически перебралась за границу: это уже не там случались ее гастроли, а в России. Возле ее имени давно значится: «российская и австрийская оперная певица», «каммерзенгерин Венской государственной оперы».

И на шумном юбилее Анны осенью прошлого года, где вместе с ней бузила наша попса, произошел знаковый казус: зачитанное Дмитрием Песковым поздравление от президента России, в котором отмечалась «четкая гражданская позиция» именинницы, вступило в такой диссонанс с поздравлением канцлера Австрии Себастьяна Курца, который в свой черед благодарил диву за то, что она выбрала Австрию «второй родиной», что поздравление Курца вырезали из телетрансляции. Так факт получения австрийского гражданства и постоянного проживания народной артистки России в другой стране был не столь заметен и не «бился» с тем, что она исполняла гимн России на Олимпиаде, была официально зарегистрирована в 2012 году как доверенное лицо кандидата в президенты России и действующего премьер-министра Владимира Путина, получала Госпремию РФ.

Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Кстати, Анна отдала миллион рублей на восстановление пострадавшего в результате боевых действий театра «Донбасс-опера». То есть о жестких событиях на Донбассе при всем при том она прекрасно знала.

Но вот пришло время выбора — суровое. Она начала метаться. Немного «нашим», слегка — «вашим». «Наши» — ничего не требовали. Жалели. А «ваши» начали «плющить». И 31 марта Анна написала как надо: осуждаю спецоперацию, даешь концерты в Европе! Но этого «вашим» стало мало: гендиректор Метрополитен-опера Питер Гелб требует, чтобы она «продемонстрировала, что всерьез и полностью дистанцировалась от Путина». А потом, мол, они еще посмотрят...

Не очень понятно, как Анна должна отрекаться от первой родины: рвать на себе одежду, перекрасить голову в жовто-блакитный. Похоже, ее «доломали». Но на деле — это история о том, что нейтралитет невозможен. И сидящий на двух стульях падает...

amp-next-page separator