Назвать добровольцами и дать соцгарантии
Так продолжалось даже не сотни, а тысячи лет. Лишь в середине ХХ века профессия «солдата без армии» стала маргинальной. Но даже в это время мир следил за подвигами знаменитого Боба Денара — великолепного француза, воевавшего в Африке, «короля наемников». Причем, что интересно, работая за деньги, он почему-то так или иначе действовал в интересах своей страны. И это крайне важно. Наемник — не обязательно человек без принципов. Очень часто как раз с принципами — взять наших ребят из ЧВК «Вагнер». Разве они воюют не в интересах России?
Не будем забывать и о социальном моменте. Когда-то человек служил в армии, потом уволился в запас, а, кроме военного дела, ничем заниматься не может. Ну или не хочет. Но и от армии он не в восторге. И вот куда ему в расцвете лет пойти? Можно, конечно, в криминальные структуры — как в 1990-е поступили некоторые отслужившие. Но логичнее, наверное, в ЧВК.
Нужно ли частные военные компании легализовать? Я думаю, да. Но сначала — отменить уголовную статью за наемничество. Затем забыть сами термины «наемник» и «частная военная компания» — и то и другое звучит плохо. Почему бы не назвать новые образования «добровольческие армии»? Ну или как-то еще — над терминами нужно подумать.
Второй важный момент: для солдат добровольческих армий нужно предусмотреть льготы. Как, из какого бюджета, — надо думать. Ведь военный — крайне опасная профессия: возможны и тяжелое ранение, и инвалидность, и смерть. Как, на какие средства будет жить семья, если солдат погибнет?
По идее, платить семье пенсию должна сама ЧВК. Но эта компания — коммерческое предприятие, она может обанкротиться, или владелец просто откажется от бизнеса. На ком тогда останутся социальные обязательства? Этот момент должен быть четко прописан в законе. «Частный» солдат должен быть приравнен к обычному работнику со всеми его социальными гарантиями.