Пора заниматься своей коровой
Также европейцам сообщили, что они не «единственные потребители российских энергоресурсов. У нашей страны есть куда их перенаправить». Да и вообще, партнеры из них — «никакие»: постоянно воруют газовые запасы, грозятся найти других поставщиков да еще и обзываются (это про зашкаливающую русофобию). В общем, спасать Европу у нас никакого желания нет, добавил Володин, подчеркнув, что мы-то как раз адаптированы к вызовам, в отличие от стран ЕС, «привыкших жить беззаботно за счет России».
Буквально на следующий день спикер прилюдно пообещал, что и золотовалютные резервы страны, замороженные на западных счетах, вернутся к законному хозяину: «Еще и проценты выплатят. Надо в это верить».
Вера, конечно, окрыляет. Но если учесть, что где-то между этими двумя высказываниями появилось еще и поручение профильным комитетам изучить вопрос о выходе России из ВТО (а заодно из МВФ и ВОЗ), среднестатистического потребителя новостей мог накрыть когнитивный диссонанс. Если мы собираемся добиваться компенсаций, да еще и с процентами, делать это придется, скорее всего, через иски в ВТО. Но если мы громко хлопнем дверью этой конторы, шансы на благополучный судебный исход будут практически нулевыми. Потому как давно известно, в чью пользу там разрешаются споры — уж точно не в пользу залетных и бесправных казачков с улицы.
Да и тяжбы тянутся годами, так что на быстрое возмещение ущербов тоже надежды нет. А с учетом встречных исков, которые запросто могут пачками посыпаться на Россию, как бы все это не усугубило ситуацию еще больше.
В любом случае за хлопок дверью (на самом деле, во многом и оправданный) нам придется еще и заплатить — такого рода оброк за выход прописан в уставе ВТО. Ну и еще одна напоминалка для надеющихся на быструю сатисфакцию. В 2014 году США вводили против нас санкции, руководствуясь статьей ГАТТ (генсоглашение по тарифам и торговле из которого, по сути, и выросла ВТО), где написано, что если речь идет о национальной безопасности, то контора ничего против санкций не имеет.
Собственно, все эти доводы можно было и не приводить — мир давно уже забил на игры по правилам с нелояльными игроками. И чтобы вернуть свое, придется, скорее всего, тоже начихать на букву закона, выдавая симметричное алаверды на каждое враждебное «ату!». Главное — не забыть в этом «обмене любезностями» об интересах страны. А это значит, реализовать наконец то, о чем вменяемые экономисты талдычат десятилетиями: убрать зависимость денежной массы от экспортной выручки, делать рубль инвестиционной валютой, наращивать серьезные производства, а главное — перестать бесконечно оглядываться на Запад.
Даже с посылом: «Вам же хуже будет!». Потому что каменная стенка между «мы» и «они» уже громоздится, и как-то странно все время лихорадочно подпрыгивать у нее, пытаясь заглянуть на участок к соседу — не сдохла ли наконец у того корова, не пожрал ли картоху колорад…
Своей коровой пора заниматься, на своем подворье порядок наводить. Вон с тем же газом, Bloomberg и JP Morgan обнаружили, что Китаю мы поставляем его по бросовым ценам — дешевле, чем даже братьям-белорусам, не говоря уж про всех остальных. С какой такой радости? А главное — разделяют ли эту радость россияне, для которых газификация все еще обходится по цене чугунного моста?