Навеки со Христом

Общество
Завершились дни Пасхи, и мы входим в новый период церковной жизни — праздник Вознесения Господня. Это произошло на сороковой день после Воскресения Христа на Елеонской горе. Была ли необходимость в Его вознесении? Неужели для нашего спасения недостаточно, что Он воскрес из мертвых? Ведь когда Христос воскрес, ад был разрушен, смерть повержена, Адам и Ева снова вступили в рай, который они не могли вернуть никакими средствами — ни молитвой, ни покаянием, ни подвигами.

Тем не менее помимо Воскресения Христова Церковь вспоминает целый ряд евангельских событий, в которых закладывается и совершается дело нашего спасения. Например, в Боговоплощении Господь заново сотворил неповрежденное грехом человеческое естество, соединив в Себе божественную и человеческую природу. К таким судьбоносным вехам относится и вознесение Христа на сороковой день после воскресения из мертвых. В нем святые отцы видели вознесение именно человеческой природы, потому что Христос, как Бог, не переставал быть у престола Бога Отца.

Можно сказать, что воскресение Сына Божьего было необходимо для того, чтобы потом произошло Его вознесение к Богу Отцу. Это логическое завершение того, что началось в Его воплощении: человеческая природа, исцеленная в рождестве Иисуса Христа и вновь получившая дар вечной жизни в Его воскресении, теперь получила возможность полного участия в божественной жизни. Это единство человеческой природы с Творцом и есть совершенное блаженство — то высшее счастье, к которому изначально предназначен человек.

В сущности, спасение каждого из нас — это вознесение на Небо и пребывание одесную Бога (Мк. 16, 19). Если бы Адам не отпал от своего Создателя, он бы продолжал духовно развиваться в раю и получил бы такую возможность. Однако, как считает преподобный Максим Исповедник, воплощение Бога Слова все равно бы произошло, потому что Адам, даже оставаясь безгрешным, был неспособен соединиться с Богом. Но, если бы Адам не отпал, не было бы необходимости в крестной смерти и воскресении Сына Божия. А вот Его воплощение и вознесение — это обязательные условия соединения человека с Богом.

Почему воскресение совершилось тайно, а вознесение произошло прилюдно? — Ради свидетельства миру. Само по себе воскресение Господа никто не видел, но потом многие встретили Его воскресшего. А если бы Господь так же тайно ушел на Небо, то решили бы, что Он исчез неизвестно куда. Вознесение произошло в присутствии апостолов, чтобы они увидели и рассказали другим. С Елеонской горы апостолы вернулись в Иерусалим в великой радости. Почему они радовались? — Потому что для них это было не расставание со Христом, а наоборот. Господь заверил их в Своем постоянном присутствии среди них. Он сказал, что остается с ними и их последователями «во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). А их сердца получили в том внутреннее уверение — духовную радость единства с вознесшимся Христом.

Фрагмент картины «Адам и Ева. Грехопадение». Художник Хендрик Гольциус, 1616 г.

Кроме того, Господь заранее предупреждал, что вместо Него должен прийти Святой Дух — тот Утешитель, который будет наставлять людей на всякую истину (см. Ин. 16: 7, 13). Иногда спрашивают, почему нельзя было пребывать на земле Духу Святому и Христу одновременно. Господь пребывал на земле после Своего воскресения, чтобы удостоверить в нем Своих учеников, укрепить их в вере. Если бы Господь пребывал на земле и являлся всем людям, это было бы ограничением человеческой свободы. У людей не оставалось бы места подвигу веры в апостольское свидетельство. Господь уходит на Небо, чтобы дать возможность каждому человеку поверить в Него без принуждения силой факта. Как в притче о богаче и Лазаре, когда богач просил послать к его братьям умершего Лазаря, чтобы они поверили. Авраам же ответил, что им достаточно закона и пророков, через это должны они верить Богу. Если же они не верят, то даже чудесное явление воскресшего из мертвых не изменит их к лучшему (см. Лк. 16: 27—31).

Чудо может даже усугубить духовное состояние того, кто упорствует в своем неверии. Такой человек может осатанеть — уподобиться диаволу, который доподлинно знает о существовании Бога, о Его благости и святости, но при этом остается чуждым Ему, противится Его воле, клевещет на Него. Так может произойти и с человеком. Господь видит, что не все люди готовы сразу глубоко поверить в Него, искренне и безоговорочно последовать Его воле, поэтому Он не является людям непосредственно, а дает Святому Духу вести их ко спасению. У каждого человека свой путь. Может быть, ныне неверующий придет к вере позже, через страдание или научение, или другой призыв. Явно чудесным образом Христос явился только апостолу Павлу, когда тот был еще Савлом — ревностным гонителем христиан. Но Господь знал, кем станет Савл. Знает Он и обо всех людях, поэтому не является лично каждому человеку, чтобы не дать повода к его осуждению. В этом проявляется милосердие Божие к нам, немощным, сомневающимся, идущим на компромиссы с совестью.

Рассуждая о значении вознесения Господня, святитель Афанасий Великий обращает особое внимание на то, что Христос получил человеческое тело от Богородицы не временно, а навсегда. Когда наступит время Его Второго славного пришествия на землю, Он придет с тем же телом, с каким вознесся на Елеонской горе. Об этом свидетельствует и такая деталь в евангельском повествовании, что Христос не сначала благословил, а потом стал возноситься на Небо, а, благословляя, возносился к престолу Бога Отца. Если бы Господь благословил, а потом вознесся, это было бы Его благословением конкретных людей — тех, кто был тогда перед Ним. Но Он благословляет всех, включая все последующие поколения людей, в том числе, и нас с вами.

Это должно воодушевлять нас, потому что мы призваны к вечной жизни в единстве со Святой Троицей. Если Христос сделал все, чтобы быть не только со святыми, а с каждым человеком, то и нам надо постараться ответить любовью, благодушным терпением скорбей и тягот нашей жизни, чтобы навсегда быть с Ним одесную Бога.

amp-next-page separator