/ Фото: «Вечерняя Москва»

Конкуренция, однако

Общество
Что такое настоящая конкуренция, можно увидеть в Лондоне, который напичкан супермаркетами и маленькими базарчиками. Продукты туда доставляют со всего света. А о цене вполне можешь договориться. Если хватит слов и жестов. Ведь базар — это пространство между первой ценой и окончательной.

Приятель, с которым гуляли по Лондону, рассказал удивительную историю: «Вот смотри, уже отстроенный супермаркет, но его не открывают, поскольку рядом не достроен магазин конкурента. И хозяин супермаркета вкладывает деньги в стройку конкурента! Это ему выгоднее».

В Москве тоже конкуренция, но она несколько странного вида.

Невольно думаешь о том, что владельцы маркетов прилагают усилия, чтобы конкуренты не приблизились на опасное для их бизнеса расстояние. Вот у моего дома стоит «Седьмой континент», а до ближайшего магазинчика надо ехать… В Лондоне же не магазины в шаговой доступности, а конкуренты! Что, естественно, влияет на политику прилавков. Магазины не «работают» на социальное расслоение — тут нет «Пятерочки» и «Азбуки вкуса», покупатели которых имеют разный уровень достатка. В каждом маркете есть товары почти полярной ценовой категории. И картофель за 50 центов лежит рядом с картофелем за 5 фунтов.

В Англии по карману выбирают не магазин, а товар. Даже в самый дорогой торговый центр «Харродс» (где можно посмотреть на босоножки за 250 тысяч фунтов) ходят простые лондонцы и, не по-английски неполиткорректно скажу, гастарбайтеры. Именно демократичность и доступность привели к тому, что в пиковые дни магазин посещают до 300 тысяч покупателей! Битва за покупателя, конечно, сбивает не только цены. Она создает для клиента всевозможные удобства и льготы. Можно зайти в маркет с сумкой, пакетом и даже с чемоданом. Никто тебя не заставит сдать эти вещи в камеру хранения. Срок годности продуктов написан крупным шрифтом. И все, что значится на этикетке, соответствует содержимому.

…Мы с внуком, вернувшись из Италии, пошли в магазин за мороженым. Качество товара в Москве и в итальянском маленьком городишке было примерно равным. Ассортимент вполне сравним. На выходе я спросил его, чем наш магазин отличается от итальянского? — Нам ни разу не улыбнулись, — ответил он.

amp-next-page separator