Спасти от ненависти

В мире
Все с нетерпением ждут завершения спецоперации России на Украине. Но после ее окончания начнется уже новый этап работы в плане образования и культуры. Причем не только с населением, проживающим на Украине.

Ведь это огромная трагедия наших народов — кровь пролилась с обеих сторон. А там, где пролилась кровь, очень трудно избежать взаимных конфликтов. И данные вопросы требуют деликатного подхода, осторожности.

В годы Второй мировой войны жил такой великий польский педагог Януш Корчак, который вошел в газовые камеры фашистского концлагеря вместе с воспитанниками из варшавской школы-интерната «Дом сирот». И погиб вместе с ними, рассказывая им разные истории и сказки. Александр Галич написал поэму «Кадиш» о Якове Гольдшмидте (Януше Корчаке). Там есть такие строки:

«Я старался сделать все, что мог,

Не просил судьбу ни разу: высвободи!

И скажу на самой смертной исповеди,

Если есть на свете детский Бог:

Все я, Боже, получил сполна,

Где, в которой расписаться ведомости?

Об одном прошу, спаси от ненависти,

Мне не причитается она».

Педагоги, работающие с детьми, должны понимать, что снятие агрессии, ненависти — это тончайшая работа. Я не испытываю никаких иллюзий: необходимо несколько поколений, чтобы эти вещи ушли в небытие. И обычной пропагандой здесь не обойтись.

Спасти от ненависти Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

В истории не в первый раз происходят такие вещи. После Великой Отечественной войны у народов, которые испытали на себе ужасы фашизма, была ненависть к немцам. В том числе и у россиян. Но вот прошло несколько поколений, и сегодня к немцам уже никакой ненависти нет. Потому что велась очень грамотная, деликатная работа.

В 1947 году в Швейцарии прошел международный конгресс общества «Моральное перевооружение», организатором которого выступил лютеранский священник Фрэнк Бухман. Была приглашена и немецкая делегация. Когда она вошла в зал, глава французской миссии Ирэн Лор встала и демонстративно вышла из зала. Понять ее горе можно — в 1944 году нацисты замучили ее 20-летнего сына. Фрэнк Бухман догнал ее и спросил: «Как вы, французская социалистка, представляете себе будущее Европы без Германии?» Она ответила, что подумает. Ирэн Лор вернулась в зал через 35 часов и поднялась на трибуну чтобы извиниться перед немцами за то, что дала овладеть собой чувству ненависти. Представьте себе, чего это ей стоило!? Она, мать, потерявшая сына, смогла подняться над эгоизмом собственной боли. Но, увы, таких людей немного. Хотя именно с поступка этой мудрой женщины и началось подлинное немецкое покаяние. Подняться над собственным эгоизмом — это серьезный поступок.

Немало предстоит работы и в информационно-образовательном плане. К примеру, необходимо будет поработать с учебниками. Возьмем историю. В украинских учебниках встречается очень много, мягко говоря, неточностей. Например, голодомор 1929–1932 годов там представлен как целенаправленный геноцид украинского народа. Это неправда. Голод тогда был по всей стране, всем было тяжело. Вот именно поэтому учителям придется учить детей состраданию. Чувствовать только свою боль может каждый. Надо найти в себе силы понять чужую боль.