Прагматизм против русофобии
То есть референдум — это отнюдь не свершившийся факт, а только возможная перспектива.
Что касается давления, то оно исходит не только от Запада, но и от антироссийски настроенных сил внутри самой Грузии, с мнением которых приходится считаться. В нынешнем конфликте России и Украины с самого начала Грузия заняла позицию невмешательства. Это вызвало недовольство в Киеве, поскольку во время конфликта в августе 2008 года Ющенко помог Саакашвили: в Грузию были отправлены зенитные комплексы «Бук» из украинских арсеналов.
Сегодня Киев считает, что грузинский нейтралитет — это неблагодарность и нежелание отплатить за помощь. Но мы помним, как в Грузии были сделаны заявления, что страна не присоединится к санкциям. Но не нужно думать, что это связано с какой-то особой любовью современной грузинской власти к России. В основе политики тут только прагматический подход, поскольку экономика Грузии, и там это прекрасно понимают, очень зависит от российских туристов и экспорта сельскохозяйственной продукции в нашу страну.
Оставаясь ориентированной на Запад политически, Грузия охраняет экономическую ориентацию на Россию. Тем более что в сложившихся условиях санкций Грузия желает заработать на параллельном экспорте, превратившись в один из теневых хабов, по которому санкционные товары будут проникать в Россию. Это тоже предельно прагматичный поход. Не стоит забывать и о том, что руководство партии «Грузинская мечта», во главе которой стоит Ираклий Кобахидзе, имеет свои бизнес-интересы в европейских странах, а европейские бизнесмены, в свою очередь, нервозно относятся к санкциям. В первую очередь речь идет о Франции. И, как мы видим, далеко не все страны «старой» Европы согласны по-серьезному воевать за Украину.
Правительство Грузии не препятствует и поездкам добровольцев на Украину, потому что для многих активных представителей оппозиции она становится билетом в один конец. Это тоже пример прагматичного подхода в грузинской внешней политике. Попытки давления на Грузию с целью изменить ее позицию по отношению к России будут продолжаться и дальше. Они будут разнообразными. То же самое справедливо и для других стран. Как считают эксперты Института стран СНГ, не стоит переоценивать отдельные события. Новости о перестрелке на границе Киргизии и Таджикистана вряд ли являются предвестником каких-то серьезных событий, поскольку обе страны приглашены на саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде, и едва ли они приняли приглашения, если между ними существовали бы серьезные противоречия.