Разглядеть грани таланта
Давайте будем честны, отвечая на вопросы, чьи лица скорее узнает зритель, чья фамилия вызывает ассоциации. Верно — артиста, который сыграл в том или ином нашумевшем сериале! Все логично. Полнометражное кино проходит за полтора или два часа, оставляет впечатления, след в душе и после — завершается. А сериал длится и длится, предоставляя актеру все больше экранного времени, чтобы проявиться и запомниться.
Многосерийное кино обрастает фанатами, его герои становятся почти родными, ведь вместе с ними зритель проводит не один вечер. Лица артистов становятся узнаваемыми. И качество сериалов все растет. Но талантливый артист многогранен. Самое прекрасное — когда в его фильмографии есть и сериалы, и авторские фильмы, а в жизни есть место театральным постановкам. Тогда можно оценить, насколько по-разному воспринимается один человек.
Вот динамичный и привлекательный персонаж в многосерийном фильме, где герой активно действует, принимает решения, поступками заявляет о себе. А вот глубокая личность, чьи эмоции и переживания проявляются на крупном плане, в деталях, в молчании, в морщинках в уголках глаз. На сцене же у артиста другой способ общения со зрителем — живая энергия, пластика, поза и интонации — все, что воздействует напрямую. У каждого типа искусства есть свои тонкости и особенности, свои краски.
Кстати, об этом. Говорят, каждый талантливый артист прежде все — личность. Хорошо, когда персонажи раскрывают разные стороны человеческого характера. Однако тут есть нюанс. Тот самый, который называют типажностью, из которой довольно сложно выбраться. Дело в том, что у каждого актера есть своя палитра эмоций, состояний и ценностей, которые он способен передать, воспроизвести.
И когда произносят словосочетания «интеллигентный ученый», «неуправляемый спортсмен», «хороший полицейский» и так далее, в голове сразу рисуется примерный набор тех, кто может сыграть эти роли. Редко, крайне редко кому-то доверяют образ, идущий вразрез с представлением о личности. Не думаю, что это плохо, ведь, если говорить честно, за большинством невероятно талантливых артистов, которых я люблю, в моей голове закреплен образ, связанный с их личностью.
В конце концов, не зря говорят про отношение к роли как к «я в предлагаемых обстоятельствах». Ведь приятно наблюдать за тем, как по-разному мог бы выглядеть, действовать, жить человек, окажись он в других условиях, с иными биографией и мотивацией.
Признаюсь, на днях поймала себя на том, что во всем российском кинематографе я смогу назвать лишь двух артистов, которые кажутся мне не собой, а другими существами, иными душами в разных своих ролях, даже эпизодических, — это Сергей Гилев и Евгений Ткачук. И речь тут скорее идет о совершенно другой энергетике, ощущении от их персонажей, которые, к слову, лишь отдаленно схожи с людьми, которые их играют.
Хоть и тело одно, и голосовые связки, и легкие, а наполнение — разное. Впрочем, если присмотреться как следует, то и во всех их героях можно вывести какой-то общий вектор. Театр и кино — искусства, в которых произведения пишутся живыми людьми. Зрителей же цепляет что-то схожее, узнаваемое. Настраиваясь на персонажей, мы можем лучше понять себя, мир, научиться сопереживать. Главное — не бояться экспериментировать.