Фото: infobrics.org

Мировые новобранцы: какое будущее ждет БРИКС

Политика

Саммит БРИКС, членом которого является Россия, состоялся в 15-й раз. Одним из главных событий стало увеличение числа его участников. Это событие превзошло все прогнозы. Что дальше? Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».

На прошедшем с 22 по 24 августа саммите БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) в состав клуба были приняты Аргентина, Египет, Эфиопия, Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран. Взаимодействие с ними начнется с 1 января 2024 года, а полноправное членство — с середины следующего года.

Ряды единомышленников

Дальше возможен новый этап расширения. Накануне саммита в Йоханнесбурге 22 страны подали заявки на вступление в БРИКС, а всего такое желание выражают уже более 40 государств. Однако еще совсем недавно столь быстрые темпы расширения вызывали скепсис со стороны Индии и Бразилии, отчасти ЮАР. Россия и Китай относились к этому с большим энтузиазмом, будучи солидарны между собой в намерениях превратить БРИКС в инструмент противостояния «коллективному Западу». Со своей стороны те же Индия, Бразилия и ЮАР не очень поддерживают втягивание объединения в блоковое противостояние.

Заседание по теме приема новобранцев затянулось аж на 11 часов. После чего президент ЮАР Сирил Рамафоса объявил, что пятерка согласовала «руководящие принципы, стандарты, критерии и процедуры процесса расширения БРИКС». Однако никакого документа на этот счет не появилось.

Представлявший на саммите Россию Сергей Лавров отметил, что «прежде всего в расчет принимался вес, авторитет, значение той или иной страны — претендента на членство… Потому что все выступают за то, чтобы мы пополняли наши ряды единомышленниками». По словам Лаврова, «организации нужны страны, которые верят в многополярность». В этих словах, как видим, больше «политики», чем «экономики».

Экономический аспект

Список «новобранцев» вызывает определенные вопросы. Многие ждали приема в клуб Индонезии, но вместо этого приняли Эфиопию, страну с ВВП на душу населения менее тысячи долларов, чья государственность сейчас вообще под угрозой. Ожидаемо приняли Аргентину, но она уже давно балансирует на грани очередного дефолта, инфляция в стране достигла 180% в год. Аргентинский ВВП примерно равен российскому — около 10 тысяч долларов на душу населения. Но в октябре там сменится президент. Наиболее вероятный преемник, представитель правых Хавьер Милей выступает за долларизацию экономики, что прямо противоречит провозглашенному БРИКС курсу постепенного отказа от доллара. У Саудовской Аравии ВВП на душу населения более 23 тысяч долларов, но не лучшие отношения с ОАЭ (где на душу населения приходится почти 45 тысяч), хотя улучшились отношения с давним соперником Ираном (более 4000 долларов).

У Египта — чуть более 4000 долларов ВВП на душу. Зато Эмираты, хотя у них плохие отношения с Ираном, уже имеют долю в Новом банке развития БРИКС.

Деньги саудитов и Эмиратов могут вдохнуть новый импульс в его инвестиционные программы, в том числе в нацвалютах (к сожалению, из-за санкций НБР приостановил все проекты в России). По словам Владимира Путина, выступившего по видеосвязи, доля долларов во взаиморасчетах БРИКС уже упала до 28,7%. Осталось, чтобы выросла доля взаимной торговли по сравнению с торговлей с Западом.

Есть к чему стремиться

Хотя БРИКС уже охватывает 40% населения Земли, а также 26% мирового ВВП (примерно равно доле стран G7, где в среднем население существенно богаче), пока объединению не удалось трансформировать суммарную экономическую силу в адекватное политическое влияние. Уровень экономической интеграции сильно отстает от стран Запада, с которым большинство стран объединения (Индия, Китай и Бразилия) имеют гораздо более масштабные экономические связи, чем между собой.

Объединению не хватает общего видения решения мировых проблем. Однако есть намерение утвердиться как самостоятельной силе на мировой арене.

Коллективный рупор

На саммите БРИКС лидеры не стали делать акцент на открытом позиционировании против «коллективного Запада», итоговая декларация в этом плане носит обтекаемый характер. Ни Запад, ни конкретно США там не упомянуты. Лидеры БРИКС скорее стремились выступить рупором развивающихся стран, которые хотят, чтобы их голос в мире звучал громче.

Как дань новой моде зафиксировано стремление выполнять обязательства «по справедливому и устойчивому переходу к низкоуглеродной экономике» с учетом национальных приоритетов. Наверное, Москва хотела бы видеть более резкую критику западной санкционной политики, а также признание, что с углеродной экономикой придется жить еще долго. Тем более что идеи о недопустимости санкций в отношениях между странами БРИКС как одном из критериев членства звучали.

Лидеры стран БРИКС понимают, что им предстоит долгий и непростой путь в деле интеграции и повышения роли на мировой арене. Есть и понимание необходимости действовать иными методами, чем это принято на Западе, но выработка инструментария пока лишь на начальной стадии.

СПРАВКА

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) — Содружество государств было основано в июне 2006 года в рамках Петербургского экономического форума. Отношения между странами-участницами строятся на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. С 2009 года правительства стран БРИКС ежегодно встречаются на официальных саммитах.

amp-next-page separator