Затаили обиду: кто стоит за разжиганием русофобии на Западе
Кампанию по русофобии на Западе вдохновляет прежде всего Великобритания: от атак на крымский мост до конфискации активов. На протяжении истории отношения держав были непростыми, но так было не всегда. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».
В XIX веке в русском языке появилось выражение «англичанка гадит». Происхождение скрыто в тумане, но смысл понятен. Англия на каждом шагу старается насолить России, вставляет палки в колеса. Англичане мнят себя джентльменами, но откуда неджентльменское поведение? Ведь так было не всегда.
Постоянные интересы
Первое иностранное посольство в Москве появилось в 1553 году, при Иване Грозном. С Францией дипотношения установлены только при Петре I, в 1717 году. Полтора века богатейшей в Англии была Московская торговая компания, которая получала от русских царей немыслимые таможенные льготы. Ее офис, Английский торговый дом, сохранился на Варварке.
Иван Грозный после смерти седьмой жены сватался к Елизавете I. Настрочил королеве 11 писем, хотя любовной лирикой в них не пахло. Был бы самый громкий династический брак в истории и России, и Англии. Судьбы мира повернулись бы иначе, взяли бы Европу в клещи. Не срослось. Может, к лучшему, совсем из разного теста мы скроены...
Петр I три месяца жил в Англии, изучал промышленный опыт. Его правой рукой был выходец из Шотландии фельдмаршал Яков Брюс, которого за великие знания в Москве считали чернокнижником. Усадьба Брюса стоит напротив Московской консерватории. Сухарева башня тоже построена Брюсом.
Когда любовная лодка дала трещину? Между нами всегда были трения. И это нормально. Англия не обязана любить Россию. В другую эпоху Черчилль скажет, что у Англии нет постоянных союзников, есть только постоянные интересы. Аксиома в полной мере касается России. В нескончаемых европейских войнах в XVIII веке мы оказывались то союзниками, то противниками, но до прямых столкновений не доходило.
Затаили обиду
Самой большой обидой Британии был отказ Екатерины II на просьбу Георга III помочь морской блокаде североамериканских штатов. Не хотела Россия вмешиваться во внутренние разборки. Чего не скажешь об Англии. Посол Уитворт в 1801 году принял участие в дворцовом перевороте и убийстве императора Павла I. Любовницей английского посла была Ольга Зубова, сестра братьев Зубовых, организаторов заговора. Позже в Лондоне русская графиня станет фавориткой принца и будущего короля Георга III. Его следующая фаворитка Наталья Голицына — прототип Пиковой дамы.
Ни одной русской юбки не пропускал наследник престола. Есть версия, что из-за русских фавориток Георг от родимой жены нос воротил и не оставил наследника. Так или иначе, русофобии в Англии не водилось.
Во всем виноват Наполеон. 1812 год — первое вторжение объединенной Европы в Россию. Результат — поражение и бегство непобедимой армии. После Венского конгресса победителей в 1815 году самыми могущественными державами в Европе стали Россия и Англия. Аналогия со Второй мировой войной, когда бывшие союзники быстро разошлись и вступили в новую историческую эпоху, нареченную «холодной войной».
Новая историческая эпоха
В начале XIX столетия Англия, как США в начале XXI столетия, видела себя мировым лидером и на дух не переносила того, кто ей перечил. Оба раза Россия отказывалась смотреть гегемону в рот. Так устроена Россия, что не отдает душу служению чужим богам. Запад это постигнуть не в состоянии. Черчилль выведет лаконичную формулу: «Россия — это загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки».
Англия после Наполеона — это Америка после Гитлера. Европа была обескровлена войнами и с головой ушла во внутренние проблемы. Англия, где шел промышленный бум, нуждаясь в ресурсах, расширяла владения на всех континентах. Но у России были свои интересы в Центральной Азии, на Балканах, на Кавказе. История ходит по кругу…
Профессор Джон Глисон в 1950 году опубликовал монументальный труд об истории русофобии. Он отметил, что в трех масштабных бойнях современности Англия оказалась единственной из крупных держав, избежавшей больших жертв и разрушений. Каждый раз — благодаря военной помощи России. Но когда на кону мировое господство, о благодарности говорить неуместно.
Чья бы корова мычала
После 1815 года английские газеты, захлебываясь и возмущаясь, стали писать о деспотизме и экспансии русской власти. Чья бы корова мычала! Англия истязала соседнюю Ирландию, привязывала к пушкам сипаев и отрубала пальцы ткачам в Индии, залезла в Афганистан и в Персию, вела войны в Китае, поддерживала кровожадный режим Османской империи. Россия помогала освободительному движению православных государств Балкан, но это вызывало осуждение христианской Англии.
Газета «Таймс» писала: «Границы умеренности царя Николая I известны. Он предоставит Турции столько же независимости, сколько Рим оставил Карфагену». «Морнинг кроникл» увещевала: «Одно простое убеждение сохранилось у русских — о том, что они призваны быть правителями мира, и это убеждение явлено в русских публикациях». Вранье на голубом глазу! Нет ни одного серьезного историка, кто повторил бы эту глупость. Но для пропаганды вполне сойдет.
В Англии появилось фальшивое, состряпанное русофобами завещание Петра I с планами мирового господства. Появились публикации о планах Наполеона в союзе с Россией отвоевать Британскую Индию. Пропаганда вела к тому, что Россию надобно исключить из числа цивилизованных государств. Прообраз нынешней позиции США, которые преподают миру уроки демократии. Англия в XIX веке сеяла хаос и разжигала конфликты, куда руки достанут. Особенно на чужих границах.
В 1836 году английское судно «Виксен» пришло в Сочи, чтобы разжечь войну на Кавказе и передать черкесам 8 пушек, 800 пудов пороха и сотни ружей. Россия конфисковала судно. В 1837 году новая экспедиция с корреспондентом «Таймс» высадилась на Кавказе с военным арсеналом. Главное в гуманитарном грузе — зеленое «знамя пророка», которое придумал дипломат и отъявленный ненавистник России Давид Уркварт, в изданиях которого охотно печатался Карл Маркс.
В 1830-х годах Англия неоднократно пыталась возбудить восстания среди народов Туркестана в Центральной Азии. Английский шпион капитан Артур Конноли придумал термин «большая игра» в политике Англии.
Шпион заигрался — в 1842 году в Бухаре по приказу эмира Насруллы ему отрезали голову. Не каждому английскому шпиону на Востоке даются лавры Лоуренса Аравийского. Может, дело в том, что русских в Азии уважали куда больше.
Ничего личного
Первым и последним непосредственным военным столкновением между странами стала Крымская война. К ней вела вся политика русофобии. Причина — опасения Англии, что Россия после победы над Турцией обзаведется военными базами в Средиземном море, которое Англия считала своим внутренним «водоемом». Турция, приняв помощь Англии, привела в свой дом троянского коня.
Через полвека именно Англия поставила жирную точку в распаде Османской империи. У России, хотя воевала с турками сто раз, таких планов никогда не было.
Незадолго до войны Николай I ездил в Лондон, пытался навести мосты. Русофобский прием — пресса призывала к борьбе демократии с тиранией. Даже деликатная королева Виктория впала в ажитацию и объявила: если русские захватят Константинополь, она отречется от престола. Неудивительно, что после русской революции ее внучок король Георг V отказался приютить свергнутое семейство Романовых с пятью детьми, которые приходились ему близкими родичами. Александра Федоровна была любимой внучкой Виктории, но, как говорится, ничего личного…
Вдохновителем Крымской войны был премьер Палмерстон. Он заявил, что ведет войну с Россией во имя «борьбы добра и зла, цивилизации и варварства». Просто машина времени — заезженная пластинка звучит на собраниях Евросоюза. Русофоб Палмерстон — первый политик Англии, который за невиданные заслуги удостоился чести быть похороненным в Вестминстерском аббатстве по соседству с коронованными особами.
Излечились от англофобии
А что же деятели культуры? Цивилизация взыскует тонкой душевной организации. Но на русофобии писатели обожглись.
Редьярд Киплинг при каждом удобном случае строчил в газеты антирусские статьи, благо конфликтов хватало. Брем Стокер, автор знаменитого произведения «Дракула», написал роман-аллегорию и зашифровал в ужасном вампире русского царя. Анаграммы русских имен, география, торжество Англии в финале. Все семейство Стокеров в войне балканских народов с Османской империей было на стороне турок, которые «героически сопротивляются жестокому натиску русского медведя».
Русские не мальчики для битья, вторую щеку не подставляют. В XIX веке в России поднялась ответная волна англофобии. Писатель князь Одоевский считал, что история Англии дает урок народам, продающим душу за деньги. Писатель Погодин называл Английский банк сердцем Англии.
Профессор Московского университета Шевырев писал, что Англия на месте духовного кумира воздвигла золотого тельца. Председатель Государственной думы Гучков в гимназические годы мечтал поехать в Англию и убить премьера Дизраэли. Принципиальная разница состоит в том, что Россия излечилась от англофобии, Англия продолжает пребывать в душном загоне. Россия осталась великой державой и только укрепила свои позиции. Англия откатилась на вторые роли и плавно соскальзывает вниз. Если сердцевину мировоззрения составляет ненависть к другому народу, это верный признак того, что ты превратился в патентованного неудачника.