Возместят весь ущерб: Россия сможет конфисковать имущество США
Новый указ, позволяющий распоряжаться американским имуществом в России, подписал президент Владимир Путин. Это стало ответной мерой на аналогичные действия со стороны США. Подробнее — в материале «Вечерней Москвы».
В указе, защищающем прежде всего национальные интересы, прописывается порядок компенсации ущерба России и Центробанку от соответствующих действий США. Решения будет принимать суд, а искать имущество — специальная комиссия. Что может быть изъято?
Находящееся в России движимое и недвижимое имущество США или лиц США; принадлежащие США и их лицам ценные бумаги, доли в уставных капиталах российских юрлиц; имущественные права, принадлежащие США или их лицам. То есть все.
Это стало ответом на действия Запада, в том числе США, по заморозке российских активов за границей, на решение об использовании доходов от этих активов в интересах Украины, а также отдельно на американский закон о возможности полной конфискации активов РФ в США.
Возможность конфискации российских суверенных (оговоримся — не частных) активов РФ предусмотрена недавно принятым в США законом об иностранной помощи, где Украине было выделено 61 млрд долларов.
Однако право конфискации делегировано исполнительной власти, которая должна совершить определенные действия в выбранный ею срок. В указе Владимира Путина не зря подчеркивается мысль о «зеркальности» действий: то есть если Америка сделает первый шаг, то тогда последует «зеркальный» ответ. Но притом «асимметричный». А именно: в ответ на конфискацию российских суверенных (государственных) активов в России конфискации могут быть подвергнуты в том числе и частные активы американских граждан и компаний. О чем, кстати, в конце апреля (когда принят американский закон о конфискации как часть закона об иностранной помощи) предупреждал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев: мол, у нас нет столько госсобственности США, сколько в Америке заморожено российской суверенной собственности, посему мы ответим асимметрично.
В США российских суверенных активов примерно на 5 млрд долларов, они заморожены, но право собственности на них России пока сохраняется. Принятый закон предписывает президенту и Минфину США идентифицировать активы РФ в США в течение 90 дней и отчитаться перед Конгрессом — не позже, чем через 180 дней.
И только через месяц после этого президенту будет разрешено «арестовать, конфисковать или передать в собственность» любые суверенные активы РФ, находящиеся в юрисдикции США. Однако Вашингтон не хочет действовать в одиночку, а хочет заручиться поддержкой всей G7. Тем более что в законе США прямо сказано, что «любые усилия по конфискации и перепрофилированию суверенных активов России» должны предприниматься совместно с международными союзниками, включая G7 и ЕС, «в рамках скоординированных усилий». Вопрос вынесен на саммит «семерки» в июне в Италии.
Глава Минфина США Джанет Йеллен признает, что страны G7 не согласовали концепцию использования активов России даже в общих чертах. Но они все равно останутся заблокированными и после завершения конфликта еще несколько лет (дескать, пока Москва не выплатит компенсацию Киеву).
В Европе многие прямо возражают против конфискации. И эти опасения понятны. Во-первых, может, еще придется восстанавливать отношения, тогда как в Европе заморожено авуаров (имущество, актив. — «ВМ») куда больше, чем в США, — более 260 млрд евро. Во-вторых, евро — более уязвимая валюта, чем доллар. Если другие иностранные инвесторы увидят, как в отношении РФ «уважают право частной собственности», они из Европы деньги могут начать выводить. Неслучайно и глава европейского ЦБ Кристин Лагард, и крупнейший европейский депозитарий Euroclear выступают, как и лидеры ряда стран ЕС (прежде всего Франции и Германии), против конфискации. Все это будет тормозить принятие общего для «Большой семерки» решения, стало быть, и Белый дом вряд ли будет спешить с тем, чтобы на практике конфисковывать российскую собственность, начиная уже экономическую войну без правил.
Если же все-таки в Америке «тормоза» не сработают, то к крайним мерам прибегнет и Москва. Создаваемая по указу Путина спецкомиссия заблаговременно займется поиском и оценкой американских активов в России.
Из частных американских активов изымать есть что. Достаточно сказать, что на российском рынке сегодня полностью или частично продолжают действовать такие крупные американские корпорации, как Philip Morris International, PepsiCo Holdings, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, и ряд других. Они все могут попасть под удар взаимной экономической войны.
Правда, не совсем понятно, как будет изыматься или конфисковаться в России актив, стоимость которого превышает стоимость конфискованного в США актива? Вероятно, изъятую собственность будут продавать с торгов.
В США был прецедент изъятия российской частной собственности — у одного крупного предпринимателя, общая сумма конфискации составила примерно 50 млн долларов в прошлом году за «попытки обхода и уклонения о санкций».
А вот в Европе было несколько резонансных случаев изъятия российской частной собственности. Так, в Германии у «Роснефти» отобрали доли в местных нефтеперерабатывающих заводах (на минуточку, на 15 млрд евро). В Болгарии у «Лукойла» конфисковали портовый терминал, а в Италии — НПЗ на Сицилии. По некоторым оценкам, сумма составляет около 288 млрд долларов. Если дойдет до тотальной экономической войны (в случае, скажем, прямого военного столкновения с НАТО), то будет уже не до юридических сантиментов. Но последние еще не исчерпаны. Возможно, указ президент России Владимира Путина, который пока касается только США и их граждан, подействует охлаждающе на всех тех, кто хочет развязать экономическую войну без правил.
Российское правительство в течение четырех месяцев должно внести изменения в законодательство.