Отправление из Пекина в Москву первого прямого грузового поезда в рамках международных железнодорожных грузоперевозок Китай — Европа / Фото: Beijing Youth Daily / Visual China / ТАСС

Как платить будем: заинтересован ли Китай в прочной торговой дружбе с Россией

Политика

Торговля с Китаем критически важна для российской экономики. В прошлом году взаимный товарооборот превысил рекордные 240 миллиардов долларов. Первое полугодие 2024 года пока оказалось неплохим в целом: по итогам шести месяцев объем товарооборота достиг 116,8 млрд долларов. Однако прошлогодний рекорд может быть и не побит: есть проблемы, в основном их чинят американские санкционеры. Попробуем разобраться.

Чиновники двух стран «держат лицо». Глава российского Минфина Антон Силуанов надеется на побитие прошлогоднего рекорда взаимного товарооборота. Его в этом мнении укрепляет и китайская таможня, рапортующая, что за первые полгода объем российско-китайской торговли продолжил расти на 1,6 процента. Но это в стоимостном выражении. По словам вицепремьера Госсовета КНР Хэ Лифэна, Россия стала крупнейшим поставщиком нефти, газа, древесины и калийных удобрений в КНР. Правда, не очень понятно, как считали. Например, ранее была информация, что ряд китайских банков даже вернули российским импортерам их платежи в юанях за уже поставленные китайскими контрагентами товары. Эти товары как учтены в статистике? С «зависающими платежами» вообще история довольно напряженная. В 2023 году до 95 процентов взаиморасчетов между странами проходили в национальных валютах. Два-три года назад такие расчеты казались чуть ли не панацеей от санкционного давления. Это действительно позволило отвязаться от доллара (и корсчетов в американских банках) и сократить риски для импортеров и экспортеров. Однако нацвалюта не спасает, как выяснилось, от санкций, в том числе вторичных, которых сильно опасаются китайские контрагенты, торгующие с Россией.

Доля китайских товаров в общем объеме российского импорта оценивается примерно в 40 процентов. В отдельных сегментах потребительского рынка доля еще выше, например в продажах легковых автомобилей — около 60 процентов. Однако уже в конце прошлого и начале нынешнего года между Россией и Китаем наметились трудности в банковских расчетах, и тогда импорт из Китая просел в марте примерно на 30 процентов к декабрю 2023 года. Затем поставки начали восстанавливаться. Однако после очередного ужесточения американских санкций в конце июня и в начале августа положительные тенденции пошли вспять.

Российским компаниям приходится платить «бешеные комиссии» по «сумасшедшему курсу», чтобы получить нужные товары из-за рубежа. Казахстан, Таджикистан и Узбекистан уже перестали проводить платежи в Китай для многих российских компаний, до недавних пор оставалась Киргизия, но в последние недели и тамошние банки отказываются проводить платежи российских контрагентов, требуя, чтобы товар растаможивался в Киргизии. Иногда комиссии, в зависимости от назначения платежа и категории товаров, доходят до 11 и даже 15 процентов. Доля отказов в платежах через банки Центральной Азии уже в июле выросла до 30 процентов, а средний срок проведения платежей с этими государствами увеличился до двух недель. Доходит до того, что некоторые китайские банки отказываются принимать платежи просто потому, что в контрактах где-то проскакивают русские имена. Так их запугали американские санкционеры.

В августе уже и банки ОАЭ начали блокировать платежи из России за китайскую технику. По словам участников рынка, блокировку инициирует Китай. До недавних пор через каналы поставок в ОАЭ в РФ проходило около 10–20 процентов всех ноутбуков, по другим категориям товаров доля могла достигать 30 процентов.

Была весной надежда на небольшие китайские банки, которые не ведут напрямую расчетов с Америкой и могли бы не бояться санкций. Однако в середине лета принимать платежи из России перестали и они. К середине августа 90–95 процентов китайских банков с Россией работать отказываются. Не только в долларах или евро, но и в юанях. Прямые трансакции в юанях не проходят из России вообще в 98 процентах банков КНР. Дело в том, что китайская банковская система иерархична и за каждым «мелким банком» стоит крупный, который как раз может работать с долларовыми корсчетами. Способы отправить деньги еще есть — спрос на платежных агентов вырос в разы (но они и комиссии накручивают), операции все еще ведут через гонконгские банки, также используют криптовалюту. Однако крипта может быть использована лишь на отдельных участках длинных цепочек расчетов/платежей, поскольку в Китае расчеты в криптовалюте запрещены, а ее использование приравнено к отмыванию денег и является уголовным преступлением. Москва между тем сильно надеется как раз на крипту. Владимир Путин 8 августа подписал закон, позволяющий уже с 1 сентября 2024-го в рамках экспериментальных правовых режимов проводить внешнеторговые расчеты цифровой валютой. Они могут стать одним из действенных способов для увеличения объема платежей и товаропотока в том числе с Китаем, если крипта будет использоваться на этапе посредников, но не напрямую.

Китайцы блокируют многие сделки, имеющие отношение к высокотехнологичной продукции. Чуть проще с поставками овощей и фруктов. Также стоит заметить, что разные участники внешнеэкономической деятельности поразному страдают от «трудностей роста» взаимной торговли. У экспортеров проблем меньше. Неплохо работают двусторонние соглашения крупных компаний, в частности российских экспортеров сырья и китайских экспортеров многих технологий. Российские компании без трудностей получают оплату за такие товары, как нефть и зерно, которые импортирует КНР, подтверждают осведомленные источники.

Серьезные трудности же испытывают более мелкие компании, торгующие потребительскими товарами, они как раз больше представлены в импорте в РФ.

Некоторые надежды связаны с филиалами российских банков в КНР. Там работает офис ВТБ в Шанхае, готовятся к открытию филиалы Альфа-банка. Но спрос на их услуги значительно превышает их возможности, к тому же реально до китайского получателя доходит не более 40–60 процентов переводов, остальные спустя длительный срок возвращаются к отправителю из-за проблем с китайскими контрагентами. Также с сентября ВТБ-Шанхай резко повышает (до 6 процентов ) комиссию за свои услуги.

Наблюдается некоторая разбалансировка поставок как в Китай, так и из Китая. Объемы экспортно-импортных операций на разных направлениях становятся все менее предсказуемыми. Наибольшую озабоченность вызывают трудности с импортом чипов. До недавних пор важную роль в обходе санкций в этой сфере играл Гонконг. Однако в последние месяцы транзит чипов и другой микроэлектроники через Гонконг значительно сократился, натолкнувшись на санкционные трудности. По некоторым данным, объем таких поставок упал примерно на треть.

Углеводороды обеспечивают около 75 процентов стоимости всего российского экспорта в Китай. Средняя цена поставок российской нефти в Китай в первом полугодии 2024 года увеличилась на 9 процентов к аналогичному периоду 2023 года. Росли поставки из России в Китай алюминия и изделий из него, металлических руд и древесины. Однако по другим позициям наблюдается отрицательная динамика. Сильнее всего сократились поставки растительных и животных масел, рыб и ракообразных, экспорт сжиженного природного газа, электроэнергии. По поводу падения экспорта пищевых масел Москва подозревает, что это произошло из-за увеличения украинских поставок. Особую обеспокоенность вызывает падение экспорта угля — на 15,2 процента к аналогичному периоду 2023 года. Тем более что ранее именно под расширение экспорта угля в Китай увеличивали пропускную способность Байкало-Амурской железной дороги. Выступая на Восточном экономическом форуме, Владимир Путин поставил задачу сделать БАМ вообще двухколейным на всем протяжении — именно ради расширения торговли с Китаем.

Железнодорожные перевозки играют, наверное, решающую роль во взаимной торговле России и Китая. Отчасти еще и потому, что РФ выступает транзитной территорией — через нее Китай отправляет грузовые контейнеры в Евросоюз. В нынешнем году объем таких транзитных перевозок увеличился на 44 процента по сравнению с прошлым годом. Это быстрее, чем везти товары морем через Суэцкий канал. Тем более что в Красном море до сих пор неспокойно из-за пиратских действий йеменских хуситов. Многие корабли вынуждены выбирать маршрут в обход, вдоль юго-западного побережья Африки, но такой путь получается на три недели длиннее, чем через Суэц. В то же время на Восток у России всего два железнодорожных пути — Транссиб и БАМ. Второй в значительной мере загружен экспортным углем.

Решение «угольного вопроса» очень важно для Москвы на фоне трудностей в российской угольной промышленности из-за санкций. Отказы даже так называемых дружественных стран от закупок российского угля поставили угольную промышленность в очень сложную ситуацию. По состоянию на начало лета каждая вторая угольная компания в России оказалась убыточной, а те, что сработали в плюс, зафиксировали обвал прибылей более чем втрое. К концу июня морской экспорт угля из России обвалился на 17 процентов, а вывоз коксующегося угля стал минимальным за два года. Для увеличения экспорта угля в КНР Москва хотела бы заключить межправительственное соглашение, где была бы зафиксирована возможность роста российского угольного экспорта в КНР не менее 100 млн тонн в год. Также Москва просит Китай отменить импортную пошлину для российского угля (в обмен на отмену экспортной пошлины для электроэнергии в Китай). Российские угольные экспортеры озабочены падением экспортных цен на российский коксующийся уголь (до менее 140 долларов за тонну, это в два раза дешевле австралийского), в том числе из-за решения китайских регуляторов усилить контроль над производством металлопродукции, которое вызвало распродажи на рынке снижение цен. При этом такие экспортеры угля в КНР, как Индонезия и Австралия, не страдают от импортных пошлин благодаря соглашениям о свободной торговле. У России был аналогичный режим в 2022 году, когда Пекин отменил тарифы на импорт российского угля (в мае 2022 года), но потом ввел снова.

Россия готова увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в Китай на фоне значительного падения таких поставок в первой половине года по многим направлениям. В 2023 году Россия более чем в два раза увеличила экспорт сельскохозяйственной продукции в КНР в натуральном выражении, став третьим крупнейшим поставщиком этой товарной группы. Объем поставок составил 7 процентов всего объема китайского импорта из России. Основная доля приходилась на рыбу и морепродукты, а также масложировую продукцию. По итогам 2023 года вдвое увеличились поставки в Китай растительного масла (в основном подсолнечного и рапсового). Однако дальнейшему росту сельскохозяйственного экспорта в КНР, помимо логистики и банковских платежей, мешает жесткое регулирование со стороны Китая импорта продовольственных товаров.

Большим потенциалом — пока неполностью раскрытым — обладает российско-китайское инвестиционное сотрудничество. Среди российских правительственных чиновников и представителей бизнеса растет определенное недоумение и даже недовольство тем, что китайские партнеры не хотят увеличивать инвестиции в российскую экономику, в том числе не торопятся открывать в России даже сборочное производство (имеется крупноузловое, но с очень низкой степенью локализации). В Москве хотели бы, чтобы Китай как финансово, так и технологически принял участие в развитии таких отраслей, как энергетика (и смежные сферы, включая развитие передовых технологий), машиностроение, современное судостроение (в том числе строительство танкеров для перевозки сжиженного газа), альтернативная «зеленая» энергетика, сокращение выбросов. В частности, Россия критически нуждается в целях развития Северного морского пути в танкерном флоте высокого ледового класса и будет убеждать китайских партнеров наладить кооперацию. Это особенно актуально после отказа Южной Кореи строить газовозы для российских проектов СПГ. (Кстати, в Москве очень болезненно восприняли тот факт, когда после введения новых санкций Китай развернул обратно находящиеся в нескольких днях пути от завода «Арктик СПГ-2» корабли с конструкционными моделями, без которых завод не заработает.) Также Россия заинтересована в сотрудничестве в таких областях, как производство электромобилей, развитие технологий искусственного интеллекта, производство полупроводников.

В Минэкономразвития имеется перечень потенциально значимых проектов инвестиционного сотрудничества: более 80 проектов общим объемом заявленных инвестиций более 200 миллиардов долларов. Однако почти все они лежат без движения. На этом фоне, очевидно, целесообразны переговоры по резкому улучшению инвестиционного климата именно для китайских инвесторов.

Комментируя ситуацию с банковскими расчетами, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что «у нас достаточно конструктивные, партнерские отношения с КНР. Мы ими дорожим, придаем им большое значение, у нас более чем солидный объем торгово-экономических отношений. При таких объемах и при такой недружественной окружающей обстановке обойтись без проблемных историй невозможно, но партнерский дух наших отношений позволяет нам конструктивно обсуждать и решать текущие проблемы». Возможно, что-то изменится после недавнего визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Цяна. Во всяком случае, в совместном коммюнике по итогам встречи с премьером Михаилом Мишустиным вопросам координации в финансовой сфере посвящен отдельный параграф, где сказано, что «стороны будут укреплять и развивать платежно-расчетную инфраструктуру, в том числе посредством открытия корреспондентских счетов и учреждения филиалов и дочерних банков в двух странах». Подождем конкретных результатов.

КСТАТИ

Достичь Пекина и встретиться с правителем китайского государства русским путешественникам удалось в 1618 году. Было получено согласие на торговлю. Но официальный документ, в котором отражено это согласие, был написан на китайском языке и не понят, поэтому Кремль не придал ему значения. Налаживание торговых связей было отложено. Только в 1654 году в Пекин был отправлен первый казенный русский караван. Россия была заинтересована в торговых отношениях с Поднебесной, чтобы сбывать пушнину, мед и другие дары Сибири. Из китайских товаров русским были особенно интересны чай и шелк. Чай жители России впервые попробовали во время одной из экспедиций по поиску короткого пути в Поднебесную в 1606 году. Напиток очень понравился, чем и объяснятся повышенный интерес к торговле.

amp-next-page separator