Фото: Ярослав Чингаев / АГН Москва

«Деньги элиты в Лондоне»: почему Казахстан решил воздержаться от подачи заявки в БРИКС

Политика

Пресс-секретарь президента Казахстана Берик Уали заявил, что сейчас и, вероятно, в обозримом будущем страна воздержится от подачи заявки в БРИКС, хотя подобные предложения уже поступали. При этом 24 октября лидер страны Касым-Жомарт Токаев планирует выступить на расширенном заседании союза в Казани. Почему Казахстан не торопится вступать в БРИКС и отразится ли это на его отношениях с Россией, «Вечерняя Москва» обсудила с политологом Юрием Световым.

На все страны оказывается очень сильное давление со стороны Запада, и Казахстан не исключение, сообщил эксперт.

— Президент Кыргызстана Садыр Жапаров откровенно рассказал, что от него требуют и как на него давят. А Казахстан в некотором роде более уязвим, потому что со времен первого президента республики Нурсултана Назарбаева нефтегазовый комплекс находится под контролем английских, американских международных корпораций, — объяснил Светов. — Помимо этого, деньги элиты Казахстана хранятся в Лондоне и во многих других местах. Поэтому рычаги воздействия на республику есть.

Политолог напомнил, что в начале октября в Казахстане провели референдум по разрешению строительства атомной электростанции. Корпорация «Росатом» еще в 2023 году предложила стране возвести два блока АЭС, которые считаются самыми безопасными в мире. Однако Токаев заявил, что станцию должен построить международный консорциум, состоящий из мировых компаний.

— То есть пусть будет дороже, пусть нет уверенности в качестве, но «Росатому» не отдадим. Здесь то же самое, та же история сидения на нескольких стульях, — заметил Светов. — Мы не можем предъявлять им претензии — это их выбор. Но, видимо, Казахстану было сказано, что если он подаст заявление в БРИКС, то у него будут проблемы.

Похожая ситуация произошла в Аргентине. Страна была приглашена в союз, однако затем вновь избранный президент Хавьер Милей заявил, что она не будет вступать в БРИКС. В Министерстве иностранных дел Аргентины тогда объяснили, что это решение отчасти имеет как идеологическую, так и практическую основу. На этот счет ему были даны настоятельные рекомендации со стороны Запада, предположил собеседник «ВМ».

— Токаев ведь бывший чиновник Организации Объединенных Наций (ООН), занимал высокие должности. И он заявил, что у него единственный свет в окошке — это ООН, универсальная организация, и на нее будут ориентироваться, — подчеркнул Светов.

Кроме того, два соседа Казахстана — Россия и Китай — основатели БРИКС, и решающий голос будет за ними. Возможно, Казахстан опасается, что вступление в союз поставит страну под еще большее влияние РФ и КНР, предположил политолог.

При этом то, что Казахстан откладывает свое присоединение к союзу, не может повлиять на его взаимоотношения с Россией, считает собеседник «ВМ».

— Казахстан как член БРИКС не помешал бы союзу, но из-за его невступления вряд ли кто-то будет страдать. Азия уже неплохо представлена в объединении. Думаю, у БРИКС сейчас есть интерес к пополнению союза странами Африки, Латинской Америки. А Казахстан никуда не денется. И когда придет время, еще проситься будет, — считает политолог.

28 сентября глава белорусского МИД Максим Рыженков сообщил, что первые решения по поводу расширения БРИКС будут приняты на саммите в Казани. По его словам, российская сторона пока что формирует список стран, которые войдут в первый этап расширения.

amp-next-page separator