Фото: Maxim Shipenkov / EPA / ТАСС

Какие плоды принес самый ожидаемый для России и стран-участниц саммит БРИКС

Политика

В Казани 24 октября завершился мировой саммит БРИКС, основной задачей которого для стран-участниц стало планомерное создание культурно-экономических связей, отличных от тех, что создал Западный мир во главе с США. Одними из важнейших вопросов стали разработка и внедрение новой платежной системы как альтернативы западной SWIFT. Оценку самым важным решениям, принятым во время саммита, «Вечерней Москве» дали эксперты.

В Казани прошел ХVI саммит БРИКС, в котором приняли участие представители 35 государств и 6 международных организаций, приехал даже генсек ООН Антониу Гутерриш. 22 страны были представлены на высшем уровне. В чем значение данного события и каковы основные решения?

Казанская декларация

Доля стран БРИКС в мировой экономике по паритету покупательной способности по итогам 2024 года составит 36,7 процента, что существенно превышает долю стран G7, которая составляет 30 процентов. Правда, надо учитывать, что главный «тяжеловес» БРИКС — Китай, поэтому присутствие в Казани Си Цзиньпина было важно. Также большинство государств БРИКС продемонстрируют в ближайшем будущем темпы прироста ВВП выше среднемировых: 3,8 процента против 3,2–3,3 процента. Саммит впервые прошел в расширенном формате: к Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке добавились Иран, Египет, Эфиопия и ОАЭ. По итогам мероприятия странами — партнерами клуба стали еще 13 государств (Турция, Казахстан, Узбекистан, Алжир, Беларусь, Боливия, Куба, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Вьетнам). Так что как минимум (это подчеркивала в том числе западная пресса) Западу не удалось полностью изолировать Россию.

Была принята «Казанская декларация» — пожалуй, самый объемный документ за все время существования клуба: 134 пункта на 43 страницах. Этот документ не стал антизападным манифестом. Декларация, как и весь саммит, скорее отражают совпадение интересов и видения некоторых международных проблем, имеющихся у значительного числа стран, которые нельзя отнести к Западу. В нем охвачены практически все сколь-либо значимые мировые процессы, которым дана та или иначе оценка от лица БРИКС, что призвано было подчеркнуть некие общие ценностные подходы к мировой повестке. Отличные от оценок Запада и американоцентричного мира, хотя, конечно, далеко не все страны БРИКС (такие как Индия, ОАЭ, да и Китай в какой-то мере) хотят превращать БРИКС в некий «анти-Запад», в орудие противостояния с США. Скорее клуб видят как «неЗапад», которому еще предстоит сформировать не только отрицание сложившегося миропорядка по ряду направлений, но и, главное, сформировать самостоятельное конструктивное его видение — в комплексе с конкретными предложениями по решению тех или иных мировых проблем.

В «Казанской декларации» страны — члены клуба выступили за многополярное мироустройство, против односторонних санкций, за предотвращение гонки вооружений в космосе (предложено разработать документ по безопасности в космосе). Страны БРИКС также призвали к укреплению режима нераспространения и безъядерной зоны на Ближнем Востоке; выразили обеспокоенность ростом насилия и продолжающимися вооруженными конфликтами в разных регионах мира, подтвердив приверженность мирному урегулированию споров посредством дипломатии. В том числе члены БРИКС обеспокоены эскалацией конфликта на Ближнем Востоке и выступили за немедленное прекращение огня в Газе, освобождение всех заложников без предварительных условий и осудили израильские атаки против гуманитарных пунктов и объектов инфраструктуры в Палестине. Подчеркнута необходимость возобновления иранской ядерной сделки.

Группа «Друзей мира»

Украина в декларации упомянута лишь один раз — в пункте 36. Как скажет потом пресссекретарь президента РФ Дмитрий Песков, это потому, что Украина не являлась главной проблемой для всех стран-членов. Она упомянута в разделе «Укрепление сотрудничества в интересах глобальной и региональной стабильности и безопасности», после выражения куда более развернутой позиции в отношении «эскалации насилия в секторе Газа», ситуации в Южном Ливане, свободы судоходства в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе, уважения суверенитета и территориальной целостности Сирии и осуждения действий Израиля. Пункт нынешней Декларации по Украине дословно повторяет формулировку аналогичного пункта резолюции прошлогоднего саммита БРИКС в ЮАР, только там в конце было добавлено упоминание «мирной миссии африканских лидеров и предлагаемый ими путь к миру». Внимание Украине было уделено, конечно, в ходе неформального общения. В открытой части встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина она вовсе не упоминалась. А вот в своей речи на саммите председатель Си, напомнив о создании группы «Друзей мира» на платформе китайско-бразильского мирного плана, призвал «к скорейшей деэскалации ситуации», которая, по его словам, «затянулась», а также к недопущению расширения конфликта на третьи страны. Помощник президента России по внешней политике Юрий Ушаков заявил, что «Россия приветствует китайско-бразильскую инициативу по Украине», считая ее полезной. Формулировка Ушакова выглядит более благожелательной, чем то, что говорил в адрес данной инициативы Сергей Лавров на полях Генассамблеи ООН. Мирный план Китая и Бразилии подразумевает, напомним, остановку военных действий по линии фронта, «отказ от усиления и расширения военных блоков» (то есть нейтралитет Украины), «отказ от односторонних санкций», отказ от использования оружия массового поражения и ударов по мирной ядерной инфраструктуре.

Украинский конфликт был напрямую упомянут в ходе встречи Путина и индийского премьера Нарендры Моди, который вновь призвал к скорейшему его разрешению мирными средствами. Так что, судя по всему, вязкая закулисная дипломатия продолжается.

Осторожный подход

Россия выступила на саммите с целым рядом предложений экономического характера. Однако надо учитывать, что, во-первых, они находятся лишь в начальной стадии обсуждения. Во-вторых, если для России, чья экономика сейчас находится под колоссальным санкционным давлением, они носят достаточно острый характер, являясь предполагаемой формой обхода санкций, то для остальных стран БРИКС ситуация совсем иная (санкции коснулись лишь некоторых компаний в отдельных странах), поэтому они не готовы жертвовать своими интересами ради Москвы и могут пойти навстречу ей лишь там, где им это выгодно. А ведь некоторым партнерам, в частности, выгодно (в буквальном смысле этого слова), что Россия, скажем, продает свои энергоносители Индии и Китаю с дисконтом. Кому-то выгодно (скажем, Эмиратам) выступать посредником в сложных логистических цепочках. Никто также не горит желанием попадать под «вторичные» западные санкции, особенно американские, поскольку доллар — по-прежнему господствующая валюта в мире (80% всех торговых мировых расчетов), и отказываться от него, несмотря на все разговоры о «единой валюте БРИКС», партнеры пока не спешат.

Так, Владимир Путин предложил рассмотреть трансформацию зерновой биржи БРИКС в полноценную товарную биржу. По его словам, зерновая биржа БРИКС способствует формированию справедливых и предсказуемых ценовых индикаторов на продукты и сырье. Предложение само по себе перспективное, но надо учитывать, что российские партнеры по БРИКС (тот же Китай или Египет) уже установили отработанные двусторонние контакты в сельхозторговле, и их надо убедить, что новая система будет им выгоднее. Также Москва предлагает создать инвестиционную платформу, которая обеспечит финансовыми ресурсами страны Глобального Юга. И отдельно платформу БРИКС по драгоценным металлам и алмазам, которая позволит бороться с зарегулированием этого рынка барьерами. Но тут надо тоже учесть, что речь пойдет о тех сферах, где Россия находится под санкциями, которые партнеры по БРИКС не спешат нарушать в открытую. Поэтому надо еще тщательно продумать механизм реализации таких предложений.

Интересна мысль о создании независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear, которая дополнит (но пока все же не заменит) «существующую инфраструктуру финансовых рынков». Также в принципе договорились проработать создание «независимого перестраховочного потенциала БРИКС, включая компанию BRICS (Re) Insurance, с участием на добровольной основе».

Устав всему голова

В финансовых вопросах такие ведущие страны БРИКС, как Китай и Индия, имеющие масштабные экономические связи с США, будут очень осторожны. Судя по всему, проблема прохождения банковских платежей обсуждалась на встрече Путина с председателем Си, но о результатах можно будет судить, когда на деле произойдет их «расшивка». То же самое касается Индии. На встрече с Си и Моди акцент ими не случайно был сделан на ответственности в «соблюдении международных обязательств». В том числе по этой причине решение главной для России на сегодня практической задачи — создание единой платежной системы БРИКС — все-таки дело не самого ближайшего будущего, хотя сама идея расчета в нацвалютах на саммите поддержана (возможно, в цифровом формате в первую очередь). Поэтому Дмитрий Песков специально уточнил, что предлагаемая Москвой инвестплатформа БРИКС — это все еще пока никакая не альтернатива SWIFT. Что касается единой валюты, то это дело еще более отдаленного будущего.

Для достижения этих и других поставленных целей БРИКС рано или поздно придется поставить вопрос о создании руководящих или по крайней мере координирующих — наднациональных — структур. Пока БРИКС не готова стать полноценной организацией со своей структурой и уставом, что на текущий момент многих устраивает. Тот же Китай, который в качестве «бесструктурного проекта» реализует свой мегапроект «Один пояс — один путь» и вполне умеет им управлять. Также БРИКС на текущий момент дает возможность на высшем — в том числе неформальном уровне — решать такие деликатные проблемы, которые, возможно, было бы труднее решать в условиях жесткой структуры и устава наподобие того же ЕС. Так что пока работаем с тем, что есть.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Алексей Зубец, соцолог:

— Важно напомнить, что «Большая семерка» — это наследие XIX, а может быть, даже и XVIII века. Я имею в виду, что в нее входят те государства, которые уже несколько веков следуют глобальному доминированию в мире, основанному на колониализме, а позже — неоколониализме. Разумеется, объединение G7 (семи стран: Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии. — «ВМ») давно перестало отвечать современным реалиям, которые демонстрируют стремление многих государств к многополярному мироустройству. В связи с этим понадобилась новая площадка, и ею стала БРИКС — инициатива, напомню, президента России Владимира Путина. Следуя принципу равенства, это межгосударственное объединение умело противостоит тем, кто по-прежнему заинтересован в исключительных правах, привилегиях.

Владимир Григорьев, экономист:

— В ходе саммита БРИКС был затронут один из ключевых факторов, который ждал своего часа долгое время, — создание единой платежной системы для стран, которые находятся в политическом блоке. Появление такого финансового рычага окажет значительное влияние на всю мировую экономику, западные страны потеряют свое прежнее доминирование, которое они держали долгое время.

Стоит отметить, что во время конференции с лидерами стран-участниц президент России Владимир Путин предложил практически идеальный новый способ регулирования мировой экономики — создание собственных финансовых институтов, на которые никак не сможет влиять Америка. Они будут заниматься регулированием цен на сырье, природные ископаемые и другие ресурсы.

Антон Бредихин, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир»:

— Мы стали свидетелями дипломатической победы БРИКС над всем Западным миром. С момента начала спецоперации российское правительство продолжало показывать, что страна не находится в мировой изоляции, а стремится создать свой мировой порядок. Мы увидели, что участие в казанском саммите принял даже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, а это значит одно: Европа начала прислушиваться к нашему мнению, их политический взгляд на современность стал рушиться прямо на глазах. Скорее всего, в ближайшее десятилетие мы увидим такую картину, что, например, Сербия, Венгрия или Австрия присоединятся к БРИКС. Это ознаменует собой падение политического доминирования ООН.

Дмитрий Журавлев, эксперт по международной политике:

— Потихоньку Запад уходит с позиции мирового лидера, политический блок уже наступает ему на пятки. Производственное превосходство БРИКС над всеми странами — участницами ООН настолько велико, что ни Америка, ни любая другая страна не может повлиять и помешать наращиванию того ресурса, который имеется у нас. В одном блоке получилось объединить общества и страны с самыми разными культурами, обычаями в одно целое. Запад не может смириться с исходом, который его ждет в ближайшее время.

Марианна Гнездилова, председатель Комитета по культуре Московской торгово-промышленной палаты:

— Оценивая мероприятия, которые состоялись в рамках БРИКС, хочется отметить, что МТПП стала единственной организацией, которая создала проект по укреплению культурных связей стран — участниц союза — международный конкурс юношеского и молодежного творчества «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин». Его цель — поиск идеи для создания памятника русскому поэту глазами молодежи, который планируется устанавливать в странах БРИКС. Его мы выбрали неслучайно: произведения Александра Сергеевича перевели более чем на 200 языков мира, а некоторые африканские страны, что примечательно, считают Пушкина национальным поэтом. Имя русского гения с мировой славой стало объединяющей силой для наших партнеров — не только тех государств, которые состоят в БРИКС, но еще и стран, желающих стать частью этого союза.

Захарий Савельев, священник:

— Господь проповедовал Евангелие, писания которого сводятся к основной мысли: мир должен строиться на принципах справедливости и милосердия. Межгосударственное объединение БРИКС — союз, который как раз следует им, и делает это вполне успешно. Оно способно противостоять тому, что делают страны Запада, а именно насаждению ими исключительно своих ценностей во всем мире.

amp-next-page separator