Эксперты объяснили, зачем в России нужен закон об иностранных агентах

Политика

В начале декабря президент России Владимир Путин подписал закон об иностранных агентах. Иностранный агент — резидент одной страны, который работает в другой и активно представляет в ней зарубежные интересы. Десятки стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов — как физических лиц, так и НКО. В рамках круглого стола в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» эксперты обсудили, как новый закон повлияет на Россию.

Председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ, президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич напомнил, что по аналогичному закону в США арестовали Марию Бутину, потому что у нее не было регистрации как у иностранного агента. По этому же закону журналистов Russia Today отказываются аккредитовать в Конгрессе США.

Подробности в видеосюжете «ВМ»:

Круглый стол: «Кто такой иностранный агент»

— Он неоднократно применялся иностранцам, чаще всего — к россиянам, которые хотят заниматься общественно-политической деятельностью, журналистикой. Поскольку это делается в интересах РФ, он должен зарегистрироваться как иностранный агент, — пояснил Малькевич.

Там это давно работает в полный рост, а в России была до недавних пор обратная история, отметил эксперт.

— Нам об этом говорили как о достижения российской демократии: десятки НКО вкладывают миллионы долларов в демократизацию России. А наоборот, это санкции, вмешательство и скандал, а они могут, потому что у них «высокая миссия». Должен быть паритет во всем, — подчеркнул Малькевич.

Он напомнил, что деятели культуры (музыкант Андрей Макаревич, писательница Людмила Улицкая, публицист Дмитрий Быков — всего около 60 человек — прим. «ВМ») написали открытое письмо Путину, в котором раскритиковали закон. Он спросил, почему их не возмущало, когда российских граждан по американским законам «закрывали» в США.

Генеральный директор Института региональных проблем, государственный советник 3-го класса, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев считает, что американские контрагенты живут по очень четкой логике.

— Они считают, что они — идеал. Как можно демократизировать идеал? Русские или китайцы только испортят все, поэтому им надо противостоять. У них нет транспарентной логики, они не могут рассматривать себя как одну из наций, — отметил Журавлев.

Он подчеркнул, что американцы считают себя лучшей нацией в мире.

— Введя термин «иностранный агент», мы просто конкретизируем понятие «гражданское общество». Представительства MИ-5 и MИ-6 в Москве — тоже часть гражданского общества. Закон разводит понятия, и это правильно. Потенциальная опасность довольно большая, потому что создается информационное поле, — отметил эксперт.

Он напомнил, что в России есть много СМИ, которые поднимают жесткие для власти темы, но при этом не финансируются из-за рубежа.

Политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин предположил, что многие люди не понимают, как этот закон будет работать.

— Минюст действительно очень странно подходит к этой ситуации: меня дважды пытались признать иноагентом за то, что у меня есть вполне легальные контракты с иностранными компаниями. Мне пришлось разъяснять юристам из Минюста, почему нельзя так трактовать, — мою точку зрения приняли. Это не несмываемая татуировка. Пока человек исполняет контракт и установки из-за рубежа, он иностранный агент. Многие госслужащие не будут иметь с ним контактов, потому что потом объяснений писать много. На самом деле никаких серьезных ограничений и поражений в правах нет, нужно просто на сайте иметь значок «иностранный агент», чтобы люди понимали, с кем имеют дело и какой контент будут «потреблять», — считает Мухин.

Он подчеркнул, что речь идет о равноправии и суверенности, и озвучил пословицу «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». А США этим законом вывели себя в ранг неприкасаемого града на холме, которому позволено все — в отличие от других стран, будь то Россия или Китай.

Доцент кафедры «Государственное управление и политические технологии» Государственного университета управления, кандидат исторических наук Олег Яхшиян считает, что власти не стоит опасаться иностранных агентов.

— Предполагаю, что власть преувеличивает. Я согласен с коллегами, принципы не вызывают возражений. Если власть руководствуется тем, что это оправдано, если она руководствуется тем, что надо создать трудности опасному сегменту в информационном пространстве, тогда, я думаю, страхи преувеличены, — отметил Яхшиян.

Читайте также: Путин подписал закон о признании физлиц иностранными агентами

amp-next-page separator