«Мир обнулился»: что представляет из себя концепция «островизации» и возможна ли она в России
Спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков сформулировал концепцию «островизации» — модель развития страны, которая предполагает отход от глобализма и создание технологического суверенитета. Главное о сценарии «островизации» России и мнения экспертов на этот счет — в материале «Вечерней Москвы».
Независимый «остров»
В своей статье «Остров Россия» Песков отмечает, что в 2020 году «мир фактически обнулился». Теперь любой крупной стране для выживания необходимо обладать суверенитетом на всех уровнях — политическом, экономическом, технологическом. Один из сценариев, позволяющих этого достичь, — построение собственного «острова», на котором будет производиться все самое необходимое: еда, энергия, транспорт, лекарства и так далее.
В перспективе, как полагает Песков, мир может поделиться на такие «острова». России для того, чтобы построить собственный «остров», потребуется обрести технологический и когнитивный суверенитеты.
Когнитивный суверенитет подразумевает наличие своих аналитических способностей. Иными словами, страна должна понимать, что ей действительно нужно, а что навязывается извне. По мнению Пескова, последние 20 лет в нашей стране такой суверенитет отсутствовал в экономике, образовании и сфере технологий:
— Нам говорили: «Вот в той стране есть такая-то лучшая практика», давайте ее внедрим. Но на самом деле лучшие практики очень часто оказываются токсичными. То, что подходит для одного, совершенно не подходит для другого.
Решить проблему когнитивного суверенитета можно на идеологическом уровне. С технологическим суверенитетом все куда сложнее. Здесь, по словам автора статьи, перед Россией стоит целый ряд вызовов, среди них — ответ на «зеленую» повестку; решение проблемы человеческого капитала; создание своего техноэкономического блока и экспортного пакета сельскохозяйственных товаров.
Песков подчеркивает, что в эпоху, «когда не все можно купить за деньги», технологический суверенитет даст стране «фундаментальную устойчивость». Это означает, что страна будет иметь продовольственную и энергетическую независимость, товары первой необходимости, а главное — доступ к технологиям для создания средств производства.
Многим может показаться, что в нынешних условиях достижение технологического суверенитета — непосильная для России задача. В этом контексте автор вспоминает опыт СССР — страны, которая, «очень любила решать невозможные задачи». По его мнению, чтобы реализовать концепцию «островизации», нужно сделать ставку на развитие НИКОР, а также на университеты и инженерные команды, способные создавать «сложные инженерные системы».
Pro et Contra
Опрошенные «ВМ» эксперты уверены: России жизненно необходим технологический суверенитет, однако достичь его без международного сотрудничества невозможно.
— Очевидно, что следует укреплять технологический суверенитет. Но в то же время нужно понимать, что конкретные шаги в этом направлении будут связаны с попытками как можно дольше и как можно глубже сохранять связи с западными технологическими партнерами. Иначе мы вообще ничего не построим, — говорит директор Института научной информации по общественным наукам РАН Алексей Кузнецов.
По его словам, Россия оказалась в когорте технологически отстающих из-за того, что многие годы в нашей стране недооценивался научно-технический потенциал и не выделялись необходимые деньги на научные исследования.
На корень проблемы технологического отставания обратил внимание руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. Он подчеркивает: с начала 1990-х годов российская экономика была ориентирована на прекращение собственного производства.
— Вместо того чтобы вкладываться в НИОКР в отношении какой-нибудь там мелкой штучки, эту мелкую штучку предпочитали покупать где-нибудь на Западе, потому что там она дешевле, там ее производство отработано, это благотворно влияет на конечную стоимость товара, — поясняет Куприянов.
Так или иначе России придется сокращаться отставание в сфере технологий. Как это сделать? Прежде всего, необходимо значительно увеличить расходы на науку. Как отмечает Кузнецов, по абсолютным тратам на науку Россия сильно уступает даже такой небольшой стране, как Южная Корея.
В 2000-е и 2010-е годы доступ к технологиям можно было получить, покупая иностранные технологические компании.
— Вам никогда не продадут самые свежие технологии. Однако купить разработчика технологий последнего поколения можно. В условиях рыночной экономики даже технологические предприятия могут оказаться на грани банкротства. Ради спасения команды разработчиков такие компании иногда продают иностранцам.
Описанным выше путем в свое время пошли Китай и Южная Корея. Однако возможен ли он в случае России — вопрос.
— Теоретически задача по превращению России в технологического гиганта решаема, — рассуждает Куприянов. — Но для этого надо капитально перестраивать не только структуру экономики, но и модель общества. Нужна стратегия на десятилетия, максимально спокойный внешний контур, достаточно большой внутренний и экспортный рынки.
При этом опыт Советского Союза, к которому апеллирует автор концепции «островизации», также свидетельствует о том, что добиться технологической независимости в изоляции невозможно.
— Сама история СССР показывает, что для достижения технологического суверенитета, во-первых, нужны десятилетия; во-вторых, нужна возможность получения технологий из-за рубежа и их освоения, — заключил Куприянов.