Герой России Виктор Третьякевич в начале 1940-х годов / Фото: Public domain

Убитый дважды: история Виктора Третьякевича доказывает, что правда все же торжествует

Общество

В Музее Победы состоялись памятные мероприятия в честь 80-летия образования подпольной молодежной организации «Молодая гвардия», созданной в Краснодоне во время Великой Отечественной войны. К этому дню на стене Зала Славы музея нанесли имя молодогвардейца Виктора Третьякевича, которому 22 сентября этого года Указом Президента РФ Владимира Путина было посмертно присвоено звание Героя России. Историческая справедливость восстановлена.

11 966-й герой по счету

Время все расставляет по местам. Иногда это происходит, увы, не быстро. Вот и в истории Виктора Третьякевича точка поставлена спустя 80 лет после его гибели: Указом президента РФ о присвоении ему звания Героя России. Да, много лет назад Виктор Третьякевич был реабилитирован — после того как по причине оговора начал считаться предателем, выдавшим молодогвардейцев. Но все же на имени его лежала тень. Теперь — нет. И 30 сентября ученики московских школ собрались в знаковом для истории Отечества месте почтить память героя. Отныне его имя выбито на мраморе золотом.

Открывая мероприятие, заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин рассказал собравшимся школьникам историю образования «Молодой гвардии».

— Зал Славы обрел сегодня еще одного героя, которого ждали тут долгие годы, — говорил он. — Мы рады, что удалось разобраться в хитросплетениях его истории и оправдать честь комиссара. Он стал 11 966-м героем Зала Славы.

В тот же день был презентован самый крупный по объему собранных свидетельств о деятельности «Молодой гвардии» онлайн-проект.

На мероприятии присутствовали потомки боевых товарищей Третьякевича. Алексей Левашов, племянник двух молодогвардейцев, рассказывал о дружбе подпольщиков.

— К моменту создания подполья ребята уже хорошо знали друг друга. Они росли, учились и воевали вместе, — говорил Левашов. — Мои дяди хранили о Третьякевиче лучшие воспоминания. Увы, любой человек, ставший героем, может быть оболган, что подтверждают истории Матросова и Космодемьянской (Сам факт подвига Александра Матросова был поставлен под сомнение, Зою Космодемьянскую пытались выставить психически нездоровой. — «ВМ»). Всю жизнь я боролся с этой ложью вокруг имени Виктора, и вот, правда восторжествовала.

К юбилею «Молодой гвардии» в музее открылась и выставка, на которой собрано более 40 уникальных экспонатов, связанных с подпольщиками, в том числе фото Третьякевича.

— Виктор стал героем именно сегодня неспроста, — сказала Елена Чурина, куратор выставки. — Он будто ждал момента, когда опять сможет понадобиться стране, даже после смерти… Да, Виктор и его соратники активно боролись против захватчиков, отстаивая свободу Донбасса. Цикличность истории поражает: прошли годы, и наша страна вновь столкнулась со схожей проблемой. «Молодая гвардия» во главе с Виктором Третьякевичем боролась за освобождение Донбасса, а сегодня он вновь отстаивает право на свою свободу...

Заместитель директора Музея Победы Федор Смуглин показывает экспонаты выставки, открытой к юбилею «Молодой Гвардии» / Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

С чего все начиналось

История «Молодой гвардии» трагична. Созданная летом 1942 года подпольная организация была раскрыта уже в январе 1943-го. Гитлеровцы расправились с подпольщиками зверски.

Как — многие помнят по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», культовому в советские времена. Кстати, в далеком 1988 году одна из бывших членов «Молодой гвардии», Валерия Борц, ответила на вопрос одного из авторов этих строк, правда ли комсомольцев пытали так, как было описано, еле сдерживая слезы:

— Нет! Если бы он описал, как было, роман никто не смог бы прочесть…

И это так. Организаций, подобных «Молодой гвардии», в стране было немало. Но группа юных подпольщиков из Краснодона обрела бессмертную славу и стала символом героического сопротивления молодежи не только потому, что расклеивала на улицах листовки, вывешивала под носом у немцев красные флаги, занималась поджогами и взрывами. Эти ребята потрясли мир невероятной силой духа и мужества, выстояв под нечеловеческими пытками тюремщиков.

Вырезанные на спине звезды, выбитые зубы, отрубленные руки и ступни — их истязали люто. Участник расстрела 32 шахтеров-коммунистов, полицай Ф. Лукьянов на суде сознался, что ему самому «порой было жутко смотреть на эти мучения». Но никаких признаний из них не выбили… 57 молодогвардейцев были казнены.

О размахе деятельности «Молодой гвардии», обстоятельствах ее создания и гибели долгие годы шли споры. И попытки извратить ее историю случались не раз. Доцент Луганского пединститута Юрий Козовский насчитал, что в результате фальсификации истории «Молодой гвардии» пострадало около 200 человек! Первым, кто взялся за пересмотр этой истории, был легендарный журналист Ким Костенко.

Еще в 1959 году он, сначала в газете «Социалистический Донбасс», а потом в «Комсомольской правде» напечатал ряд статей о выводах специальной комиссии, расследовавшей показания свидетелей, а затем издал книгу «Это было в Краснодоне». Именно Костенко первым заявил о невиновности Третьякевича. Это был журналистский подвиг, сопровождавшийся скандалами и прессингом. Но Костенко стоял на своем и оказался прав. Горько, что он не дожил до наших дней: окончив войну в Праге, он трагически погиб в этом же городе в 1990-м.

А в конце 1980-х активно пытались очернять имя Олега Кошевого, против чего яростно боролась уже упомянутая Валерия Борц. Да и имя Виктора продолжали полоскать. Ему выпало и погибнуть, и воскреснуть не единожды…

Жертвы оговора

Не все знают, что на самом деле роман Александра Фадеева о молодогвардейцах был не первым. Книга «Сердца смелых», написанная двумя военными корреспондентами, Иваном Лясковским и Михаилом Котовым, вышла еще в 1943 году. В ней, кстати, сказано: «В этот же вечер ребята избрали руководство подпольной организации: командиром — Виктора Третьякевича, комиссаром — Олега Кошевого».

Книга, на первый взгляд, казалась объективной. Молодогвардейцы в ней представали не по-книжному идеальными, а очень живыми, настоящими. Например, в ней описывался такой момент: до ребят-подпольщиков дошел слух, что во время пребывания у партизан Третьякевич якобы уклонился от участия в бою.

Авторы описывали, как переживал он осуждение друзей, а потом… «твердо сказал: — Каюсь, ребята. Смалодушничал. Обещаю делом загладить свою вину». Если такой эпизод и правда был, то Третьякевич точно искупил вину. Кстати, в Краснодоне было несколько подпольных комсомольских групп: «Звезда, «Серп», «Молот». Их члены ничего не знали о деятельности «коллег». И руководил всеми ими в ранге комиссара именно Третьякевич, получивший подготовку в Украинском штабе партизанского движения. «Молодой гвардией» назывался самый высший уровень организации.

По версии авторов книги, за «проступок» Виктор был «разжалован» до вожака «пятерки», а командиром «Молодой гвардии» стал Иван Туркенич. Писалась книга быстро, не все факты в ней были проверены. А тем временем краснодонцы, увидев, как изуродованы тела их детей, которых доставали из 53-метрового шурфа шахты № 5, пережили отчаяние и шок. Они справедливо жаждали мести и хотели знать имя предателя.

В книге же «Сердца смелых» такое указание было: Ольга Лядская. В финале повествования было означено: «На допросе Лядская созналась во всех своих преступлениях. Шахтеры прокляли ее имя». Полиция арестовала Ольгу в январе 1943 года. Ей было 17 лет. Ее подвергли надругательствам, но мать выкупила ее у охранника-пьянчуги за бутылку самогона. Но вскоре после освобождения Краснодона ее арестовали снова. Теперь уже свои…

19 сентября 1943 года в Краснодоне расстреляли трех человек, чья измена родине была доказана: полицая Михаила Кулешова, помощника начальника шахты Василия Громова и его пасынка Геннадия Почепцова. Из показаний Кулешова следовало, что выдали молодогвардейцев и Почепцов, и Третьякевич. Почепцов — да, он реально написал донос.

Но зачем Кулешову понадобилось оговорить Виктора? Все несложно. Следователь вспомогательной полиции (Schutz polizei), состоявшей из коллаборационистов, Михаил Кулешов до войны служил в Краснодоне в адвокатской конторе. А старший брат Виктора, Михаил Третьякевич, в 1938–1939 годах работал первым секретарем Краснодонского райкома партии, критиковал и даже привлекал Кулешова как юриста и адвоката к административной ответственности за злоупотребление служебным положением и необъективную подготовку судебных дел.

Арест Виктора был для Кулешова возможностью отомстить всем Третьякевичам, и он с наслаждением оговорил его. Оправдаться же молодогвардеец уже не мог...

Цена доверчивости

Первому предложили написать о «Молодой гвардии» писателю Борису Горбатову. Он признал, что не справится с задачей. А Фадееву версию о предательстве Третьякевича предоставили как аксиому. Предатель в романе получил фамилию Стахович, но отсыл к Третьякевичу читался легко. Другими предателями стали упомянутая Лядская и ее подруга Вырикова.

Роман «Молодая гвардия» увидел свет в 1946 году, был раскритикован Сталиным за то, что в нем не была высвечена «руководящая роль партии». Фадеев начал мучительно переписывать книгу и она, переделанная, вышла в 1951-м. Роман обрел славу, молодогвардейцы — бессмертие, заклейменные литературным словом предатели — презрение.

Упомянутые писателем Зинаида Вырикова и Ольга Лядская, осужденные и отправленные в лагеря, добились снятия с них клейма предательниц только в 1990 году. Третьякевич был реабилитирован раньше. Но тень на его имени лежала все равно…

Фото: Екатерина Алексеева / Вечерняя Москва

Год спустя после оговора, в 1944-м, член Украинского штаба партизанского движения Владимир Третьякевич, один из братьев Виктора, провел свое расследование в Краснодоне и написал письма Калинину и Маленкову с требованием снять оговор с имени брата. Невиновность Виктора признавала поначалу и Валерия Борц. Но позже она от своих слов отказалась. Наверное, и это объяснимо.

Валерия Давыдовна всю жизнь любила Сергея Тюленина. Ей было проще считать, что ее друзей предали. Не пойманная фашистами, она не могла слышать лично, как Третьякевич «сдавал» друзей. Но и верить в то, что молодогвардейцы попались случайно, не хотела. А именно об этом говорили оставшиеся в живых подпольщики Василий Левашов и Ольга Иванцова. Перед новым, 1943 годом, ребята стащили у немцев рождественские подарки. Мечтая создать денежный фонд организации, они решили продать «экспроприированного» на рынке. На рынке схватили Мошкова. Вскоре арестовали Земнухова и Третьякевича. Немцы, правда, и не думали, что перед ними — подпольщики. Но все изменил донос Почепцова...

Что пережила семья Третьякевичей, пока не выяснилась истина, не описать. Клеймо предателя было снято с Виктора Третьякевича в 1960 году, после суда над полицаем Василием Подтынным. Виктор был награжден орденом «Отечественной войны» I степени. И погиб он, как и его товарищи, страшно. Вот цитата из книги краснодонца Владимира Минаева «Молодая гвардия: опять предательство?»

«В числе последних подняли Виктора Третьякевича. Его отец, Иосиф Кузьмич, в тоненьком залатанном пальтишко изо дня в день стоял, ухватившись за столб, не отводил взгляд от шурфа. А когда распознали его сына, — без лица, с черно-синей спиной, с раздробленными руками, — он, будто подкошенный, повалился на землю. На теле Виктора не нашли следов от пуль — значит, сбросили его живым...»

Вместо эпилога

После войны тех, кто был причастен к смерти молодогвардейцев, искали. Нашли не всех. Начальник Краснодонской вспомогательной полиции Василий Соликовский, имевший непосредственное отношение к зверствам, умер в Бразилии своей смертью. В годы «гражданки» он служил у Петлюры, потом тихонько заведовал шахтой, но при гитлеровцах «раскрылся» и стал начальником вспомогательной полиции. Из Краснодона сбежал вместе с отступающими немецкими частями, перебрался за границу.

По показаниям краснодонцев искали и немцев, причастных к расправам. В советских лагерях для военнопленных нашлись жандармы Отто Шен, Отто Дрецитц, Гидо Шрупперт, Вальтер Айхгорн, Эрих Шредер. Отыскали и капитана жандармерии Эрнста-Эмиля Ренатуса, отдавшего распоряжение о казни. Все они получили от 15 до 25 лет, Ренатус умер в колонии, остальных в 1955 году передали правительству ГДР.

ДОСЬЕ

Виктор Иосифович Третьякевич родился 9 сентября 1924 года в селе Ясенки Горшеченского района Курской области в семье служащего. В 1932 году семья пере ехала в Краснодон. В школе учился отлично, был активным комсомольцем, любил музыку, стихи, природу, был юнкором газеты «Социалистическая Родина».

Летом 1941 года переехал в Ворошиловград, где продолжил учебу в школе. В 1942 году в связи с наступлением гитлеровцев, был утвержден членом подпольного горкома комсомола и зачислен в партизанский отряд. Осенью 1942 года прибыл в Краснодон, установил связь с О. Кошевым, С. Тюлениным, И. Земнуховым и другими патриотами и после создания «Молодой гвардии» был избран ее комиссаром.

1 января 1943 года Виктора арестовали и подвергли пыткам. Каратели нанесли ему около 300 ударов плетьми с металлическими наконечниками, дважды подвешивали его за шею, пытали током, выкололи юноше глаза, выкрутили руки и казнили вместе с другими узниками 15 января, сбросив в шурф шахты № 5.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дометий Завольский, историк, архивист, публицист:

— Отрадно, что многолетние усилия энтузиастов увековечения «Молодой гвардии» увенчались присвоением Виктору Третьякевичу (1924–1943) звания Героя России. Есть особый, глубокий смысл в том, что это произошло именно в эти дни.

С присвоением Виктору Третьякевичу звания Героя России его имя в списке товарищей поднято на должную высшую ступень. Стоит помнить и о том, что в 2018 году орденом Жукова был награжден посмертно и один из лучших генералов начала Великой Отечественной войны — Герой Советского Союза Александр Лизюков, павший в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции.

Значение новых наград уже увековеченным героям в том, что их дела признаются сполна. А значит, мы учимся полнее отдавать должное и живущим.

amp-next-page separator