Кадр из «Андрея Рублева» (1966). Слева направо на переднем плане: Иван Лапиков в роли Кирилла удерживает скомороха (Ролан Быков) от обвинений Рублева (Анатолий Солоницын)

Иконописец времен русского средневековья ищет свой путь

Общество

Кинолента «Страсти по Андрею» режиссера Андрея Тарковского по сценарию, написанному им совместно с Андреем Кончаловским, продолжает тревожить новое поколение зрителей.

На этот раз речь идет об отреставрированной киноконцерном «Мосфильм» режиссерской версии, хронометраж которой длиннее общеизвестной на полчаса. Дело в том, что когда в 1966 году завершили работу над лентой «Страсти по Андрею» и показали ее первым зрителям, на картину обрушился шквал критики в антиисторизме, антипатриотизме, натурализме... Ленту пришлось сокращать, в итоге появилась двухсерийная, 175-минутная версия, которая под названием «Андрей Рублев» вышла в ограниченный прокат, затем легла на полку и вернулась к зрителям в 1971-м, и только в 1988 году показали ее режиссерскую версию. Эта кинолента Андрея Тарковского не сходит с мировых кино- и телеэкранов, не оставляет ретроспектив, продолжает увлекать зрителя. «Андрея Рублева» регулярно вносят во всевозможные списки лучших кинолент мира. Вот почему стоит пересмотреть это произведение, а возможно, и увидеть впервые его расширенную версию.

Фильм «Андрей Рублев» состоит из восьми новелл, которые затрагивают разные этапы жизни иконописца. Сюжет строится не на внешних событиях, а на внутренней реакции на них героя.

Вот монах Андрей (Анатолий Солоницын) наблюдает за скоморохом (Ролан Быков), пока пережидает дождь со спутниками Даниилом (Николай Гринько) и Кириллом (Иван Лапиков). Вот он ведет философские беседы с Феофаном Греком (Николай Сергеев). Вот защищает «дурочку» (Ирма Рауш). Успокаивает талантливого мальчишку Бориску (Николай Бурляев)...

Из новеллы в новеллу, выстроенные в хронологической последовательности, мы узнаем, как наблюдал Андрей Рублев за людьми, учился видеть в них проявление Бога, подмечая искру таланта, в той или иной степени присущую каждому, ужасался человеческой открытости ко греху, разгадывал, что такое прощение, искупление.

Когда смотришь фильм, искать, что не так, не хочется вовсе. Потому что так — все. И белые стены храма, которые еще только предстоит расписать монахам. И одна из самых жутких сцен кино — пытки монаха Патрикея (Юрий Никулин). И лютый набег на город Владимир золотоордынцев, которым помогает «малый князь» Юрий, взаимно ненавидящий «великого князя» Василия (обоих братьев сыграл Юрий Назаров). И воды реки, которые омывают краску с кистей, тела празднующих язычников, лица и руки странников. И рисунок на колоколе, вокруг звона которого настолько плотно сконцентрировано ожидание — зазвонит или не зазвонит, — что, даже зная ответ, волнуешься. И яркость цвета на иконах, писанных Рублевым. Это лента про талант, человечность и вечность. После просмотра легче брать ответственность на себя.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ексей Сеньковский, главный инженер-технолог «Мосфильма»:

— Полувековой период даже правильного хранения не мог не сказаться на состоянии пленки — это сильное «световое дыхание», сколы, пленочное «зерно». Но главная проблема исходников — царапины на динамичных сценах и панорамах, на крупных планах. Сложнее всего реставраторам «бороться» с царапинами через кадр. Мне кажется, это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали, — прежде всего по состоянию исходных материалов. Но мы справились со сложностями.

amp-next-page separator