Мария Екатерининская: Даже самый гениальный актер не сможет обмануть детей
Полвека на сцене, из них 40 лет в Москонцерте. В свой год двойного юбилея Мария Екатерининская имеет полное право говорить, что те образы, которые она создала за десятилетия работы в театре, помнят целые поколения москвичей. На детские спектакли, в которых она играет, ее бывшие зрители приводят уже своих детей или даже внуков. Чем юный зритель отличается от взрослого, почему ей в Москве работать лучше, чем в Санкт-Петербурге и о многом другом она рассказала «Вечерней Москве».
Судьба — это последовательность событий, которые заранее предначертаны и произойдут в жизни человека. Марии Екатерининской судьбой было предопределено стать актрисой. Родилась в театральной семье. Отец, народный артист РСФСР Михаил Екатерининский, много снимался в кино, был ведущим актером одного из старейших российских театров — Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина (в просторечии — Александринка). Мама — актриса Надежда Белокурова. Поэтому Мария Михайловна, как говорится, выросла за кулисами, где в этот момент бродили в ожидании выхода на сцену такие корифеи и мастодонты театрального искусства, чьи имена приводят в дикий восторг даже самого предвзятого критика.
От Ленинграда до Москвы
— Мария Михайловна, а могла жизнь по-другому сложиться, без театра?
— Не могла. Я уже с пяти лет появлялась на сцене Александринки в разных ролях. А в семь лет уже сыграла в кино с отцом — в фильме-спектакле «Пучина» по Александру Островскому. С кинематографом большого романа не вышло — только эпизодические роли. Но не жалею об этом, потому я театральная актриса. Хотя, бывало, в детстве капризничала из-за театра. Вечер, друзья в кино идут. Мне тоже хочется новый фильм посмотреть, а надо в спектакле играть. Но как только переступала порог театра, все уже было хорошо. Так что я где-то с 4-го класса точно знала, что буду актрисой.
— Родители поддерживали это стремление?
— У них других вариантов не было — они сами меня в театр привели. Только отец не разрешал выступать в самодеятельности. Говорил: «Это тебя испортит». Так что после школы у меня был один путь — в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии — ЛГИТМиК. Сейчас это Санкт-Петербургская академия театрального искусства.
Училась на курсе, который вел Рафаил Суслович, одно время возглавлявший Московский ТЮЗ. Рафаил Рафаилович был учеником Мейерхольда, а еще другом драматурга Александра Володина. Поэтому мы первые поставили пьесу «Дульсинея Тобосская». Мне тогда досталась роль Санчики. Я вообще всегда была маленькая, худенькая, и мне давали характерные роли, часто выступала в амплуа травести — исполняла роли детей, подростков. А после института пришла на работу в Александринку.
— Наверное, проблем не было с поступлением на работу. Вас же все уже знали.
— Были. Я ведь дочь ведущего актера театра. И чтобы никто не обвинял его в том, что, мол, дочку пристроил по блату, собрали большой худсовет, и у меня был экзамен. К счастью, я его успешно прошла. Но, честно признаюсь, там было сложно работать. Классический советский театр с худруком, которого все боятся, с огромным штатом. Чтобы что-то сыграть. требовалось приложить неимоверные усилия. Если тебя поставили во второй состав — ты уже счастлива. Если в третий — это хуже, но все равно неплохо. В общем, было непросто. Но мне грех жаловаться — я без ролей не оставалась. Хотя считаю, что моя театральная карьера окончательно сложилась уже здесь, в столице, в Москонцерте.
— Кто сыграл самую большую роль в вашем становлении как актрисы?
— В первую очередь — отец. Я периодически пересматриваю фильмы с его участием и думаю про себя: «Как он классно, современно играет!» Даже перенимаю у него для своих ролей некоторые жесты, приемы. Еще я долгое время занималась актерским мастерством с народным артистом России Игорем Горбачевым, а затем вместе с ним играла на сцене. Он меня многому научил. А вообще, мне удалось поработать с такими глыбами, как Николай Симонов, Юрий Толубеев, Николай Черкасов, Бруно Фрейндлих и другими. Конечно, все актеры, кто с ними играл, у них чему-то учились, подсматривали, перенимали. Мне в молодости довелось увидеть и выступить перед Леонидом Вивьеном, у которого такой же авторитет в театральном мире, как у Станиславского. На каком-то его юбилее зачитывала ему поздравление. Он оставил у меня впечатление барина — в строгом костюме, с бабочкой, вальяжный.
— Как в Москве оказались?
— На переезд нас с супругом уговорил мой свекор, известный поэт-фронтовик Сергей Сергеевич Орлов, который был завотделом поэзии журнала «Нева», автором знаменитого стихотворения «Его зарыли в шар земной».
С мужем Владимиром познакомилась в доме отдыха «Комарово» под Ленинградом. Это был такой санаторий для людей творческих — актеров, режиссеров, писателей и журналистов. Он как раз был журналистом, писал статьи на экономические темы в газетах «Водный транспорт» и «Строительная газета», потом для журнала «Итоги». Завязался роман, и через некоторое время он сделал мне предложение. К сожалению, его уже 14 лет как нет. Но мы прожили хорошую жизнь. Даже серебряную свадьбу успели отметить. Вот так, совершенно обыденно, я оказалась в Москве.
Новые возможности
— Что вам здесь так понравилось, что вы задержались в Москонцерте на 40 лет?
— Это то, что называется «свобода творчества» и «возможность самовыражения». Здесь нет диктатуры режиссера, худрука. Нам никто ничего не навязывает — мы сами придумываем спектакли, сами воплощаем их в жизнь. Вот я придумала, что хочу комедию дель арте. Стала искать, кто ее напишет. Так сложилось, что у нас оказался замечательный артист из Школы-студии МХАТ Андрей Шишов. Он и написал нам спектакль по Карло Гоцци «Золотая птичка». Это было в начале 1990-х годов, а он все еще идет на сцене — чуть переделали его, добавили новые декорации, ввели молодых артистов. Я в этом спектакле с годами все роли перепробовала — сейчас играю Смеральдину. Для меня важна такая популярность постановки. Если этот спектакль, как говорится, «зайдет» даже нескольким маленьким зрителям, если они узнают, кто такие Труффальдино, Бригелла, Панталоне, и когда-то вспомнят об этом, то им будет чуть проще дальше в жизни. Знание этого раздела культуры у них останется в памяти с детства.
Другой пример — спектакль «Звездный мальчик» по Оскару Уайльду. Тридцать с лишним лет назад я загорелась идеей его поставить. Попросила своего хорошего друга Бориса Бермана, которого зрители знают как соведущего, вместе с Ильдаром Жандаревым, телепрограммы «На ночь глядя», написать пьесу. Потом по явились стихи. Как раз в Москве проездом из Ленинграда оказался мой хороший знакомый концертмейстер. Задержавшись в столице на несколько недель, он написал к спектаклю отличную музыку. Заказали декорации, костюмы. Тогда, 30 лет назад, на премьере я играла Звездного мальчика. Всего четыре спектакля дали, и потом его пришлось «положить на полку». Спустя три десятилетия мы его реанимировали, и постановка идет на сцене с большим успехом. Правда, я уже в ней играю маму Звездного мальчика, а также нищенку и королеву. Сложный спектакль, потому что в нем у каждого актера несколько ролей, приходится быстро переодеваться, не забывая при этом о разных мелочах, которые нужны на сцене по ходу пьесы. Но ответная реакция, которую мы получаем от маленьких зрителей, того стоит. Их нельзя обмануть. Этого не получится сделать даже у самого гениального актера, потому что дети очень тонко чувствуют фальшь. Они не будут, как взрослые, терпеливо ждать конца спектакля, чтобы сказать тебе несколько лестных слов и счастливо забыть про поход в театр. Если им неинтересно, они не станут смотреть пьесу, начнут отвлекаться, шалить прямо в зале. А тут, выходя на поклон, мы замечаем, что некоторые детишки даже прослезились в финале. Вот это, я считаю, настоящий актерский триумф, истинная плата за твое мастерство.
И вот такая история. Лет семь назад нас занесло на гастроли в Орск со спектаклем «Золотая птичка». Даже не в сам город, а в поселок, до которого езды на автобусе два с половиной часа. Приехали, а спектакль отменили — в Доме культуры от мороза трубы прорвало. Я запомнила эту дату, 6 декабря, потому что это мой день рождения. Пришлось ехать обратно. И на выезде из поселка встречаем большую группу детей, которые как раз шли на спектакль. Все веселые, возбужденные — к ним же артисты из самой Москвы приехали. И тогда я говорю труппе: «Ребята, разворачиваемся и едем обратно». И вот дети в зале сидят, одетые в пальто, в шапках и варежках, дышат — пар идет изо рта. А мы, переодевшись на каких-то мешках с углем, в сценических костюмах выступаем на сцене. Я играла Принцессу в свободном белом платье. Неимоверно сложный был спектакль. Но как они нам аплодировали, какие у них были глаза! Вот это и есть актерское счастье.
Тетрадка с ролью
— Сейчас много гастролируете?
— Нет, мы же Москонцерт. Наша территория — столица. Изредка со спектаклями выезжаем в Подмосковье. Хотя сейчас собираемся в Тверь, где много детишек из Луганска и Донецка. Сыграем для них спектакль «Кошка, которая гуляла, где хотела». Отличная постановка, в которой у меня замечательная роль Коровы. Очень люблю эту роль и эту пьесу. У меня там хорошая песенка про друзей. У нас вообще в спектаклях много музыки, песен. Потому что для детей.
— Актеры — люди суеверные. Тем более если у них такой солидный стаж работы, как у вас. Есть какие-то ритуалы, которые вы соблюдаете, прежде чем выйти на сцену?
— Я действительно играю много лет, знаю наизусть все роли и даже подсказываю их коллегам, если они вдруг запнулись. Но тетрадочка с ролью всегда должна быть со мной. Если я забыла тетрадь дома и не положила ее в сумочку, во время спектакля все может пойти не так, как надо. Проверено неоднократно.
Я ведь актриса старой школы — у меня моя роль в тетрадке своей рукой написана. Этому меня научили те мэтры, с которыми я работала. Как бы велик актер ни был, он всегда сам переписывал свою роль в отдельную тетрадь. С одной стороны разворота его монологи и диалоги, с другой — замечания режиссера. И вот все мои роли, которые я когда-то сыграла, аккуратно переписаны в тетради и сложены дома стопочкой. У молодых артистов, увы, такой культуры уже нет. Некоторые из них на репетициях с мобильным телефоном ходят — с него читают. Бесит ужасно!
И еще не позволяю себе выйти на сцену, если выпила хоть глоток алкоголя. Это железное правило. Например, вчера сын с невесткой отмечали 20-летие свадьбы. Даже несмотря на большой семейный праздник, я пила только воду и ушла с торжества через два часа. Потому что сегодня у меня два спектакля подряд. Мне надо собраться, подготовиться, настроиться, привести свои мысли в порядок, лечь спать пораньше, чтобы выглядеть на сцене хорошо.
Работа как хобби
— Вы фактически представитель актерской династии. Еще есть родные люди, которые выбрали творческую стезю?
— Актерская династия Екатерининских не прервется. В Санкт-Петербурге, или как я его по привычке называю, Ленинграде, работает актрисой моя племянница Анна, дочь брата. В театре играет, в кино снимается, преподает. Она хороший профессионал.
— Скучаете по Санкт-Петербургу?
— Нет. Большая часть моей жизни прошла в Москве. Она стала для меня родной. Да, конечно, иногда бываю в Ленинграде. Встречаюсь с подругами, гуляю по городу, бываю в Александринке. Даже когда труппа приезжает на гастроли в Москву, обязательно иду на их спектакли. Но столица — это уже моя сознательная жизнь. И родной Москонцерт, который стал для меня вторым домом. Уже одно то, что я здесь столько лет проработала и не выгорела, о многом говорит. У меня есть подруга — известная актриса. Называть не буду — работает в очень популярном театре. Так она мне говорит: «Я устала. Играю исключительно ради денег. А так бросила бы все — ничего не хочется». А у меня такого чувства нет. У меня даже хобби нет. Потому что мое хобби — это театр.
— Какие места в столице самые любимые?
— Вот тут сложно сказать. Я ее всю люблю. Особенно по Тверской обожаю прогуляться. А насчет конкретных мест сказать очень сложно. Любимые места, они ведь связаны с молодостью, с какими-то ассоциациями из детства или студенческой жизни. А они у меня прошли в Ленинграде. В столицу я уже попала, когда мне было 30 лет, и, соответсвенно, все было подчинено такой связи как «дом-работа». Так что можно сказать, что мое самое любимое место в Москве — сцена Москонцерта, которой я отдала несколько десятилетий своей сознательной жизни.
— Какие пять спектаклей с вашим участием вы порекомендовали бы зрителям?
— «Огниво», где я играю роль Ведьмы. Очень люблю эту пьесу, в которой собрано сразу несколько сказок Андерсена. Прекрасная постановка с танцами и песнями. Затем «Звездный мальчик», «Золотая птичка» и «Кошка, которая гуляла, где хотела», о которых я рассказывала. И «Пеппи Длинныйчулок». Приводите детей и сами приходите — не пожалеете. Театр — это всегда замечательно.
ДОСЬЕ
Мария Михайловна Екатерининская родилась в 1948 году. Окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1971 году. После учебы работала в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина. Играла в спектаклях «Пока бьется сердце», «Много шума из ничего», «Зеленая птичка» и других.
В Москонцерте играла главные роли в таких спектаклях, как «Волшебные приключения Ганса», «Том Сойер», «День рождения кота Леопольда», «Тайна елочной игрушки», «Путешествие в страну Эллады», «Браво, Буратино!», «Чур не Бар малей».
В настоящее время занята в спектаклях «Огниво, «Сон Золушки», «Пеппи Длинныйчулок», «Кошка, которая гуляла, где хотела», «Московские тайны», «Золотая птичка», «Звездный мальчик».
В 1996 году была удостоена звания заслуженной артистки РФ. Многие годы является членом худсовета Москонцерта. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетными грамотами правительства Москвы и Мосгордумы и другими наградами.
СПРАВКА
Москонцерт — старейшая организация культуры Москвы. Была создана в январе 1931 года как гособъединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий. Таковым является и на сегодняшний день. В годы Великой Отечественной войны концертные бригады Москонцерта из мастеров всех жанров выступали на передовых позициях на фронте, в тылу, в госпиталях. Среди артистов были Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская и многие другие. На протяжении многих лет в организации появлялись самые яркие звезды отечественной музыки, эстрады и классической сцены: Людмила Зыкина, Арутюн Акопян, Надежда Бабкина, Геннадий Хазанов, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Клара Новикова, Ефим Шифрин, Валентина Толкунова, Евгений Петросян и другие. Москонцерт организует спектакли, балеты, шоу и концерты в Москве, транслирует концерты онлайн. В его структуру входят 11 подразделений, представляющие собой самостоятельные творческие центры. У организации 4 крупные площадки для выступлений в Москве.