Фото: Официальный сайт мэра Москвы

Московский психолог рассказывает, как родителям подготовиться к самостоятельной поездке ребенка

Общество

Как родителям не переживать, отправляя ребенка в выездной лагерь, и как подготовить его к поездке. Рассказывает психолог Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки Оксана Корчагина.

Длительная разлука — это всегда стресс, как для родителей, так и для детей. Причем не всегда основную роль в этом играет возраст ребенка. Иногда за шестнадцатилетнего подростка переживать можно больше, чем за ученика начальной школы. Поэтому, если мы говорим о поездке в лагерь (а это достаточно длительная разлука), ориентироваться стоит не на возраст, а на характер ребенка.

Как можно понять, что ребенок готов к отдыху без родителей? Основные качества, на которые стоит обратить внимание в этом случае, — это умение управлять собой, контролировать свои желания и потребности, а также умение сказать «нет» и неконформность по отношению к сверстникам. Немалое значение играет и ваш доверительный контакт с ребенком, в этом случае вы не будете контролировать его чрезмерно сильно, а в случае необходимости ребенок может обратиться к вам за помощью, не боясь, что его поймут неправильно. Также обратите внимание на то, как ребенок общается со сверстниками — легко ли он заводит знакомства, вливается в коллектив.

Чтобы проверить, насколько у ребенка развиты навыки самостоятельности, можно устраивать «тренировочный» отдых, например, отправляя его на сборы в выходные или на долгожданную ночевку к другу. При этом вы также можете установить основные правила, которыми будете пользоваться в будущем.

Ребенок, как и любой взрослый, попадая в новые условия, должен к ним привыкнуть и адаптироваться. Обычно период адаптации длится три — семь дней. За это время ребенку необходимо познакомиться со своим отрядом, вожатыми, определить занятие по душе и привыкнуть к новому распорядку дня, зачастую очень насыщенному. В этот период дети, находясь в непривычной обстановке, могут начать вести себя чрезмерно эмоционально, жаловаться и расстраиваться по пустякам. Старайтесь в первые несколько дней смены позволить адаптации протекать естественно. Звоните ребенку немного реже, чем вы привыкли это делать, позвольте ему самостоятельно попробовать свои силы, поддерживайте ребенка в его начинаниях, но не присоединяйтесь к его эмоциональному состоянию. Интересуйтесь, как проходит день, с кем ребенок подружился, какие мероприятия отряд уже посетил и что запланировано. Хорошим правилом может быть договоренность о конкретном времени звонка, например, каждый вечер в 21:30, перед сном.

Если вам трудно унять тревогу и не переживать в первые дни отъезда — обратитесь к воспитателю, начальнику лагеря, дежурному или другому взрослому, который находится рядом с ребенком. У него вы сможете уточнить, как чувствует себя дочь или сын, как ведет себя, как складываются отношения в коллективе, нет ли трудностей адаптации, не нужна ли ваша непосредственная помощь. При посещении ребенка в лагере старайтесь не забирать его надолго. Это выключит его из общего процесса, что может негативно сказаться на процессе дальнейшей адаптации. Однако ребенок должен знать, что, если в силу различных обстоятельств он не хочет и не может больше оставаться в лагере, родители заберут его оттуда.

Чтобы снизить свою тревожность перед отъездом ребенка, проговорите с ним, как необходимо вести себя в непредвиденных ситуациях, к кому можно обратиться и как просить о помощи. Не забудьте напомнить о том, что вы всегда на связи, обсудите те ситуации, о которых ребенок должен незамедлительно вам сообщить.

Важно понимать, что один из обязательных этапов сплочения коллектива — этап конфронтации, в это время между детьми возникают конфликты и ссоры, это естественно и неизбежно. Если ребенок сообщил вам о возникновении таких неприятных ситуаций, постарайтесь его поддержать. Проанализируйте ситуацию, постарайтесь сделать это максимально объективно. Если необходима помощь взрослого, вы можете обратиться со этой просьбой к вожатому или психологу, который часто присутствует в лагере. Если ситуация не выходит за рамки допустимого, помогите ребенку самостоятельно разрешить возникший конфликт, не спешите забирать его из лагеря. Это будет отличным опытом и поможет принимать верные решения в будущем.

Перед поездкой в лагерь старайтесь делиться только положительными эмоциями, расскажите о своем позитивном опыте, чтобы у ребенка было больше уверенности в том, что все пройдет хорошо. Также стоит подготовить ребенка к предстоящему распорядку дня. Пусть за неделю до отправления в лагерь он попробует ложиться и вставать в необходимое время. Обсудите основные режимные моменты, подготовьте ребенка к тому, что в лагере не всегда можно делать то, что захочется.

Самое важное — не принимайте решение за ребенка. Если после бесед, обмена опытом и разговоров он категорически негативно настроен на посещение лагеря и отдыха вдалеке от семьи, не старайтесь отправить его туда насильно, зачастую это может привести к нарушению детско-родительских отношений.

Проследите, чтобы у ребенка были с собой все необходимые вещи. Как правило, список рекомендованных личных вещей прилагается к путевке или размещен на сайте лагеря. Личные вещи младшего школьника лучше подписать, а в чемодан положить список вещей, по которому ребенку будет проще собрать чемодан в день отъезда домой. Дорогостоящие вещи, украшения, гаджеты лучше оставить дома. Потеря подобных вещей сильно расстраивает детей и может стать источником конфликтов в отряде.

Многие лагеря ведут страницы в социальных сетях, где вожатые выкладывают новости со смены и фотографии отряда. Подпишитесь на такую страничку, чтобы быть в одном информационном поле с вашим ребенком и меньше беспокоиться о том, как он справляется без вас. Когда ребенок вернется домой, вы вместе сможете пересмотреть фотографии и видео, обсудить, чему он научился, и как прошла смена. Хорошего отдыха!

amp-next-page separator