Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Новые «зеленые» облигации помогут сделать жизнь в столице еще экологичнее

Общество

30 мая Москва запустила в оборот первый выпуск народных «зеленых» облигаций. Средства, привлеченные от их продажи, пойдут на пополнение транспортного парка столицы новыми электробусами. Снижение выбросов парниковых газов за счет этого экологичного вида транспорта (в сравнении с дизельными автобусами) в период с 2018 по 2022 год составило порядка 80 тыс. тонн CO2, сообщили в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Надежная инвестиция

«Зеленые» облигации — это долговые ценные бумаги, которые размещают для привлечения средств на финансирование экологических проектов. Обычно их выпускают на биржу коммерческие компании, правительства стран, регионов или городов. А приобретают в основном крупные финорганизации, компании и квалифицированные инвесторы. И зачастую не столько ради выгоды, сколько для «соучастия» в экопроекте. Ведь стоимость облигаций на бирже может измениться в любую сторону.

В случае с народными облигациями Москвы ситуация другая: они не будут обращаться на бирже, поэтому и стоимость, и доходность ценных бумаг будут неизменными и гарантируются правительством города. С помощью народных «зеленых» облигаций Москва планирует привлечь два миллиарда рублей на закупку электробусов, чтобы заменить дизельные автобусы и снизить загрязненность воздуха.

— При выплате купонного дохода НДФЛ в размере 13 процентов удерживается и перечисляется в бюджет автоматически налоговым агентом — Национальным расчетным депозитарием, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Министр правительства Москвы, руководитель столичного департамента экономической политики и развития Мария Багреева в свою очередь отметила, что по доходности «зеленые» облигации сопоставимы с лучшими депозитами самых надежных российских банков.

Каждый желающий может инвестировать в «зеленые» облигации.

Их покупку и продажу сделали максимально удобной. Проводить операции можно будет только на электронной платформе «Финуслуги», созданной Московской биржей специально для частных инвесторов. Как поясняют столичные власти, выпуск народных «зеленых» облигаций обусловлен не столько экономической необходимостью, сколько желанием привлечь людей к реализации важного проекта городского развития. Вместе с тем, по мнению управляющего директора проекта «Финуслуги» Игоря Алутина, это позволит россиянам лучше узнать и оценить новый способ инвестирования.

«Зеленые» облигации в действии

Для столицы это уже второй опыт выпуска «зеленых» облигаций. В 2021 году Москва выпустила «зеленые» облигации на сумму 70 миллиардов рублей. Правда, тогда они обращались (и до сих пор обращаются) на бирже. Основной объем приобрели банки, а также управляющие компании и пенсионные фонды. Но большой интерес к ним проявили и физлица. Привлеченные средства город направил на развитие самых экологичных видов транспорта — метрополитена и электробусов. Так, были построены 18 станций и проведен ремонт трех станций БКЛ, проложены 43,8 км линий метрополитена, а 400 дизельных автобусов заменили на новые электробусы. По подсчетам специалистов, введение новых станций метро позволило примерно на 6 тысяч снизить количество автомобилей, ежедневно выезжающих на дороги Москвы, а также заметно сократить количество выбросов в атмосферу углекислого газа и загрязняющих веществ. Значительный эффект и от замены автобусов электробусами.

Чище воздух — лучше здоровье

Борьба с загрязнением воздуха ведется во всех крупных городах мира. И Москва успела добиться многого. Как рассказал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, в городе за последние 30 лет эмиссия углекислого газа уменьшилась на треть, а выбросы вредных веществ в атмосферу за 10 лет удалось сократить более чем в два раза.

— Многие решения, которые сегодня внедрены в Москве, являются частью «зеленой» экономики. Например, за счет закупки 400 экологически чистых электробусов на средства от «зеленых» облигаций, сокращение совокупных выбросов от общественного транспорта составило более чем 93 тонны в год, а снижение нагрузки на климат — 18 тысяч тонн в год. Еще один пример — модернизация городского хозяйства. Так, в секторе теплоэнергетики внедряются парогазовые технологии, устанавливается автоматизированное управление. Комплекс решений в этом секторе в 2020 году позволил снизить выбросы парниковых газов более чем на 20 процентов, — отметил Антон Кульбачевский.

Однако главной задачей по улучшению экологии в большинстве мегаполисов мира остается совершенствование транспортной системы. Как пояснил «ВМ» руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор медицинских наук, профессор Борис Ревич, в городах, где нет загрязняющих атмосферу промпредприятий, больше всего вредных выбросов производит автотранспорт. Так, в Москве это более 80% от общего количества выбросов.

— Для здоровья человека из этих выбросов наиболее опасны мелкодисперсные взвешенные частицы, размер которых составляет доли микрон, — рассказал Борис Ревич. — Эти частицы не задерживаются в верхних отделах органов дыхания, а проходят по бронхам, достигают альвеол и даже попадают в кровоток.

По словам ученого, исследования влияния мелких частиц на здоровье населения, например, на возникновение бронхиальной астмы и других заболеваний, активно ведутся во всем мире. Между тем Борис Ревич отметил, что сейчас экологическая ситуация в Москве существенно изменилась к лучшему. Только за период с 2011 по 2018 год вероятностные неканцерогенные риски для здоровья населения в Москве снизились на 30%, а вероятностные канцерогенные риски — на 20%.

С развитием электротранспорта в Москве эти показатели продолжат улучшаться. И каждый горожанин может этому поспособствовать, в том числе с помощью «зеленых» облигаций.

КСТАТИ

Состояние воздуха в столице контролирует ГБУ «Мосэкомониторинг» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Актуальные данные о качестве воздуха в разных районах столицы в режиме реального времени круглосуточно доступны всем желающим на сайте организации.

Совместно с Гидрометцентром России создана технология прогнозирования загрязнения воздуха городского масштаба. Технология прогнозирует метеоданные, процессы химической трансформации веществ в атмосфере и на выходе — ежедневный прогноз качества воздуха по основным пяти загрязняющим веществам.

Москва стала первым российским городом, где на постоянной основе начал проводиться мониторинг наиболее приоритетных веществ — взвешенных частиц РМ10 и РМ2,5. Именно по инициативе правительства Москвы на федеральном уровне в 2010 году были установлены нормативы для этих частиц, а для их измерения в городе была внедрена уникальная автоматическая взвешивающая система.

amp-next-page separator