Психолог Романив рассказала, как настроиться на рабочий лад при сильной апатии
После выходных, отпуска или праздников настроиться на привычный трудовой режим особенно сложно. Порой расслабленный формат настолько выбивает из колеи, что по окончании этого периода необходимость вернуться в прежний строй ввергает нас в состояние сильной апатии, когда нет ни сил, ни желания выполнять обыденные рабочие функции. Как настроиться на продуктивный труд, когда очень не хочется, но надо, рассказала «Вечерней Москве» психолог Ольга Романив.
Причины негативного состояния
Прежде чем тянуть себя за волосы на рабочее место, попробуйте понять истинные причины вашего нежелания трудиться. Как правило, людям мешают три фактора:
- отсутствие мотивации — когда мы не видим никаких перспектив и тяготимся своими функциями (в данном случае лучше задуматься о смене работы);
- неудовлетворительные результаты — когда нам не удается выполнять работу правильно, эффективно из-за отсутствия знаний или страха (здесь имеет смысл просто подтянуть свои навыки и контролировать эмоции);
- внешние факторы — в данную группу входят болезнь, переутомление, личные причины и просто плохое настроение.
Указанные факторы можно назвать временными: когда человек выздоровеет или отдохнет, к нему вернется боевой дух.
Если в вашем случае имеет место третий пункт, обратите внимание на простые и полезные рекомендации.
Заранее планируйте дела
Нет ничего хуже, чем не знать, чего ожидать от сегодняшнего дня, или постоянно менять планы на ходу. Такой распорядок выбьет из колеи любого человека. Чтобы избежать раздражения, связанного с подобными проблемами, заранее планируйте (и обязательно расписывайте в еженедельнике) дела на день, неделю или более продолжительный период. Так настраиваться на предстоящий рабочий день будет гораздо проще — и морально, и физически.
Определяйте приоритеты
Зачастую нам портят настроение и уничтожают мотивацию дела, которые маячат где-то очень далеко и не представляют никакой реальной угрозы. Однако нередко мы начинаем свой день с улаживания подобных пустяков и мелочей, напрасно распыляя внимание и силы. Выделяйте в своем ежедневном расписании несколько действительно важных дел, которые необходимо выполнить именно сегодня, и только потом переходите к задачам из разряда «через три дня» или «на следующей неделе».
Делите большие задачи на маленькие
Предположим, перед вами возникла поистине большая и объемная задача, которая пугает сама по себе. Не поддавайтесь эмоциям и не впадайте в искушение наброситься на это большое дело и разорвать его на клочки за один–два дня, рискуя в итоге свалиться от усталости. Определите сроки выполнения задачи и, если это возможно, разделите ее на более мелкие пункты. Например, при написании научного доклада вы можете сначала составить план, набросать черновик, подобрать практическую часть и так далее.
Делайте перерывы и отдыхайте
Не забывайте отдыхать, стараясь делать пятнадцатиминутные перерывы каждый час. Это не блажь и не роскошь, а потребность человеческого организма, чтобы восстановиться и пополнить силы. Хорошо, если вам удастся во время перерыва сделать небольшую разминку, особенно при сидячей офисной работе. Помните, что умение на время абстрагироваться от своего труда очень ценно, ведь если человек будет мысленно возвращаться к работе даже во время обеденного перерыва, рано или поздно он обязательно столкнется с сильнейшим эмоциональным выгоранием.
Общайтесь
Общение с коллегами нельзя недооценивать, поскольку влияние коллектива на каждого из нас происходит непременно. Хорошо, если вам повезло трудиться в окружении доброжелательных и, главное, позитивных людей, которые задают хорошее настроение. Напротив, общение с нытиками и пессимистами обязательно сделает свое дело, наделив вас соответствующим отношением к жизни. Если климат на работе оставляет желать лучшего, ищите оптимистов в другом месте, чтобы окончательно не впасть в уныние.