Виктор Добронравов: Патриоты не мусорят во дворах
15 июня в прокат выходит фантастический фильм «Сквозь время». Одну из главных ролей в нем исполнил актер театра и кино Виктор Добронравов. «Вечерка» пообщалась с заслуженным артистом России.
— Виктор, когда слышишь имя вашего героя — изобретателя Итана, появляется ассоциация с героем Тома Круза Итаном Хантом в популярном голливудском фильме «Миссия невыполнима». Есть ли здесь какая-то связь?
— Это вопрос скорее к авторам сценария. Я сам как-то не задумывался об этом. Для меня вообще загадка, как сценаристы подбирают имена и фамилии для своих героев. Почему, например, Виктор, а не Александр? Или — Семен, а не Петр? Есть, наверное, здесь какая-то магия звучания. Мой персонаж получился колоритным, мне он симпатичен. Я не фанат своих работ, архив не собираю. Но когда я смотрел этот фильм, зрелищный, с запутанной историей, — глаз не дергался. Я раньше в фантастическом кино не снимался. Ради этой работы отказался от ролей в двух исторических фильмах, где мог сыграть очередного энкавэдэшника и военного, — потому что это я уже делал.
— На ваш взгляд, фильм больше ориентирован на западные образцы или на нашу классику?
— Фильм снят на двух языках, русском и английском, изначально он ориентирован на зрителей всего мира. И это был вызов для нас: можем ли мы снимать конкурентоспособное кино, которое будет востребовано везде. И то, что картину уже приобрели многие мировые площадки, говорит о том, что у нас получается.
— В рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» путешественники во времени изменили все, попав в прошлое и совершив ошибку. Насколько мы творцы своего будущего?
— Мне кажется, что все время надо думать о настоящем. О близких, о том, кем ты сам являешься. «Есть только миг между прошлым и будущим — именно он называется жизнь» — я только недавно задумался о смысле этой песни, которую очень люблю. Вдумался в эти строчки. Есть еще одна фраза, которая мне очень нравится: «В жизнь длиной в мгновенье не планируй ничего, кроме любви!» И зачем думать о том, что было или будет? Думай про «сейчас» — ведь уже через секунду оно станет прошлым. А будущее — настоящим.
— А в какой исторический период вам бы хотелось попасть: в прошлое или будущее?
— Не задумывался. Но я с большим интересом посмотрел на Моцарта — как он играл, как выглядел. Мечтал бы оказаться на концерте Фредди Меркьюри… Было бы интересно пообщаться с Чарли Чаплиным. А что в будущем? Оно — сокрыто.
— В фильме вы сами исполняли трюки. Насколько трудно было?
— Да не было там особых трюков. Ну побегал, ну попрыгал, упал. Разве что однажды попал под взрыв, в котором обгорели брови, ресницы, волосы и борода. Вот это был небольшой шок.
— Вам по сюжету пришлось и паять, и заниматься сваркой. А в жизни вы тоже мастерски обращаетесь с различной техникой?
— В этом фильме ничего особо сложного мне делать не приходилось. Работа со сварочным аппаратом — не такая уж трудная. К тому же у меня папа (народный артист РФ Федор Добронравов. — «Москва Вечерняя») начинал сварщиком. А вот с тем, например, как устроен компьютер, я незнаком — в отличие от моего героя.
— Вы снимались в российских военных фильмах: «Т-34», «Герой 115», «Солдатик». Все они посвящены теме патриотизма. А что для вас лично в сегодняшних реалиях значит это понятие?
— Для меня большое значение имеет понятие «дом». Знаете, есть такая штука, очень распространенная, когда люди говорят: «Ну ты же знаешь, что у нас — все не пойми как…» Так сделайте лучше! Кто мусорит в подъезде, на улице, не убирает за своими собаками? Это же вы, люди, делаете сами. И сами можете это изменить, стать ответственнее. Мне кажется, что патриотизм в этом. Если углубляться в этот вопрос, уйдем в политическую тему. Сегодня без нее никак. Я могу одно сказать: у меня не было мыслей уехать куда-либо, скрыться. Я — дома. Работаю в лучшем театре страны (Театр Вахтангова. — «Москва Вечерняя»). Люблю Москву, люблю Россию. Люблю свою родню, которая живет в Таганроге, друзей, которых у меня много по всей стране. Но, может, быть патриотом — это не мусорить в своем дворе?
— А у тех артистов, кто уехал из страны, осудив военную спецоперацию, по-вашему, есть шанс вернуться?
— Такой шанс есть у всех. Я не сторонник каких-то обратных санкций. Кто может запретить людям уезжать, приезжать? Мы свободные люди. Я захотел — уехал в Зимбабве, захотел — в Китай или во Францию. Все люди разные, и у всех свое восприятие реальности. И кто им может запретить бояться? У них так работает инстинкт самосохранения. А во мне, например, просыпаются какие-то глубинные вещи. Я — крестьянин. Мне хочется взять мотыгу, грабли, палку — и идти защищать свой дом.
ДОСЬЕ
Виктор Добронравов появился на свет 8 марта 1983 года в Таганроге в семье актера Федора Добронравова и воспитателя детского сада Ирины Добронравовой. Окончил Театральный институт имени Бориса Щукина. Актер театра, кино и мюзиклов, музыкант, певец. Заслуженный артист России. Женат, отец двух дочерей.
Сюжет
Изобретатель Итан Блэйк открывает новый вид топлива. И чтобы доказать его неограниченные возможности, отправляется с братом Джейкобом в кругосветное путешествие на сверхмощном самолете нового поколения. Он хочет обогнуть земной шар за 5 часов, но вынужденная посадка на неизвестном острове меняет планы героев.
Коротко о главном
— В 2009 году вы получили главную мужскую роль в бродвейском мюзикле «Красавица и Чудовище». Нужны ли нам в России бродвейские проекты?
— Мне кажется, это не совсем наша история. Но для развития, самоосознания, самоопределения — это неплохо. Вообще у нас в стране есть культура музыкальных спектаклей. Я про такие проекты, как «Три мушкетера» по книге Дюма. Это потрясающий музыкальный спектакль и при этом драматический фильм. Нам нужно без отрыва от мира заниматься своими проектами. Это же наше родное, мы на этом выросли.
— Дочери, Варвара и Василиса, хотят тоже стать актрисами?
— Станет ли актрисой старшая, Варя, не знаю, время покажет. Мне кажется, что у Василисы больше актерских задатков. Но я никого тянуть в профессию не буду. Пусть сами выбирают, чем им заниматься.
— Ваш отец, артист Федор Добронравов, помогает в работе?
— Мы недавно выпускали спектакль «Амадей». Я позвал папу на первый прогон. Естественно, он дал какие-то советы мне и моим партнерам. Отец — великий артист своего времени. Опытнейший. Так что я к нему прислушиваюсь. Папа очень деликатный, если что-то и советует, то очень мягко. Есть поговорка: «В стеклянном доме камнями не бросаются». У нас давно партнерско-доверительные отношения и с папой, и с братом (актер Иван Добронравов. — «Москва Вечерняя»). Мы всегда друг с другом обмениваемся мнениями, и у нас полное взаимопонимание.
— Каково это, сниматься в кино с родными?
— В фильме «От печали до радости» (2020) я играл и с отцом, и с братом. Очень интересный опыт. Одно дело — просто быть вместе в кадре, а другое — играть людей, связанных семейными узами. Картина получила хорошие отзывы. В моем понимании она близка советскому кино, картине «Москва слезам не верит» (1979). О простых человеческих ценностях, конфликте поколений, о любви. Важно в наше время не забывать о том, что правда ценно, в погоне за контентом, рейтингом, деньгами. И таких фильмов, как «От печали до радости», мало — а их надо снимать и снимать.