Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

«Путь героя»: в дни школьных каникул юные москвичи идут маршрутами героев

Общество

В дни летних каникул в столице проходит третий этап образовательной программы «Путь героя», организованной Московским центром «Патриот.Спорт». Участники — школьники старше 14 лет и студенты колледжей.

Они изучают историю героев страны, разрабатывают и проходят уникальные туристские маршруты по местам, где жили выдающиеся соотечественники. Дети работают в командах: в каждую исследовательскую группу входят не менее 15 учащихся, а также два педагога.

— Патриотическое воспитание детей — важная составляющая образовательного процесса. Знакомство со славным прошлым страны, изучение истории Великой Отечественной войны не должно ограничиваться школьной программой и лекториями. В программе «Путь героя», которая реализуется третий год, ребята и педагоги выбирают известную личность, готовят исследование, посвященное Героям Советского Союза, Героям России или Героям Труда. Дети под руководством педагогов занимаются серьезной командной работой, собирают и анализируют информацию, узнают о легендарных земляках, посещают знаковые для России места, отдают дань памяти героям Отечества, — отметил директор Московского центра «Патриот.Спорт» столичного Департамента образования и науки Марат Кучушев.

Среди выбранных для изучения героев, например, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, государственный политический и общественный деятель Владимир Долгих.

Ученики школы № 1945 «Синяя птица» посвятили экспедицию Дороге жизни 1941 года и побывали в районах Ладоги. Участники похода прошли по следующему маршруту: Станция Ладожское Озеро — Осиновецкий маяк — крепость Орешек — Ладожский мост — Синявинские высоты — Келколовский карьер. Именно Осиновецкий маяк стал символом Дороги жизни, связывавшей блокадный Ленинград с остальной частью Советского Союза. В Осиновецкой гавани начинались ледовый и водный участки трассы, ставшей спасительной для города на Неве.

Школьники выбрали это направление неслучайно. Герои, с которыми связана экспедиция, — адъютант начальника штаба Морской обороны Ленинграда Александр Эссен и советский водолаз Нина Соколова. Они были активными участниками боевых действий именно в этих районах.

Команда школы № 709 посвятила исследование дважды Герою Социалистического Труда Владимиру Долгих, в честь которого названо их образовательное учреждение. Дети прошли по маршруту «Москва — Тула — Ефремов». Жизнь советского и российского государственного политического и общественного деятеля, доктора технических наук Владимира Долгих была связана с этими городами. В июне 1941 года 17-летним юношей он записался добровольцем на фронт и уже в декабре 1941 года в составе маршевой роты был направлен под Москву и зачислен в 25-й стрелковый полк шестой гвардейской стрелковой дивизии. Боевой путь начал в декабре 1941 года в сражениях за город Ефремов Тульской области.

Школьники посетили Музей обороны Тулы в военно-патриотическом парке «Патриот — Тула», открытый к 80-летию обороны города и 45-летию присвоения ему звания города-героя. Также они посетили Ефремов, освобожденный от фашистской оккупации 13 декабря 1941 года в ходе Елецкой операции. Юнармейцы возложили цветы к постаменту советскому воину и солдатской матери, обелиску воинам шестой гвардейской дивизии третьей армии в деревне Иноземка Ефремовского городского округа. Там в ходе ожесточенных боев с фашистскими захватчиками 22 ноября 1941 года враг был остановлен, и Советская армия перешла в контрнаступление. Участником этих событий был и Владимир Долгих.

— В Ефремове мы стояли в почетном карауле у монумента героям, павшим в боях за освобождение города. Люди останавливались, просили нас сфотографироваться с ними. Россияне помнят о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов и понимают, как важно хранить мир, который отстояли наши прадеды. Посещение города Ефремова приблизило нас к биографии человека, чье имя носит наша школа. В битвах за этот город начался боевой путь Владимира Ивановича Долгих. Мы стояли на земле, которую он, будучи чуть старше нас, в далеком 1941-м защищал от врага, — рассказала ученица седьмого «К» класса школы № 709 Ульяна Морозова.

Ученики 10-го «А» класса образовательного центра «Протон» преодолели четырехдневный туристский поход первой степени сложности. Под руководством офицеров-воспитателей Виктора Волкова и Максима Голубева школьники прошли 31 километр по Рузскому району Московской области, посетив места боев Московской стратегической оборонительной операции 1941 года. Исследование они посвятили летчику, Герою Советского Союза капитану Георгию Невкипелому, совершившему подвиг в районе поселка Дорохово Рузского района.

— Отважный летчик совершил 29 успешных боевых вылетов, уничтожив несколько вражеских танков, 250 автомашин с пехотой, семь самолетов противника. Героически погиб 15 декабря 1941 года — сбросил смертоносный груз на эшелон с вражеской техникой, его самолет был подбит батареей врага и рухнул на землю. Мы гордимся подвигом Георгия Невкипелого. Мы узнали много новой интересной информации о Великой Отечественной войне, о наших земляках. В походе мы снимали видео, чтобы создать ролики, в которых расскажем о Невкипелом и других героях, — рассказал участник похода, вице-сержант 10-го «А» кадетского класса школы «Протон» Егор Витер.

Команда школы № 760 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева завершила туристский поход по Новгородской области. За четыре дня две группы школьников побывали на месте падения самолета этого героя и прошли «тропой Маресьева» к месту, где в свое время нашли летчика. Дети передали родственникам Александра Вихрова — жителя деревни Плав, в доме которого выхаживали раненого Маресьева, памятную табличку и видеозапись интервью 1996 года с летчиком.

— Нам удалось посетить место падения самолета Алексея Маресьева и провести для наших ребят урок мужества там, где начинался подвиг «настоящего человека». А в день рождения Алексея Петровича Маресьева провели торжественное построение, на котором школьники читали отрывки из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Мне очень хочется верить, что в сердцах ребят навсегда останется память о подвиге героя, — рассказал старший методист школы № 760, руководитель похода Кирилл Смирнов.

В этом году программа «Путь героя» проходит в пять этапов. На первом команды выбрали известную личность. Затем, опираясь на его биографию и жизненный путь, разработали план похода и представили его специальной комиссии. На третьем этапе педагоги-руководители с командами отправились в пешие туристические походы, на четвертом — ребята будут готовить медиапроекты. На пятом этапе экспертная комиссия оценит работы команд, подведет итоги. Победителей определят в двух номинациях — «Лучший медиапроект “Путь героя”» и «Лучший маршрут “Путь героя”».

amp-next-page separator