Фото: личный архив Михаила Маржукова

50 рублей стали добрым талисманом: 64-летний москвич отправился пешком от Северного Ледовитого до Индийского океана

Общество

Беспрецедентный пеший переход от Баренцева моря до Персидского залива затеял московский режиссер-документалист Михаил Маржуков. «Вечерка» связалась с путешественником.

Михаил со своей пешей экспедицией стартовал в октябре 2022 года из поселка Вайда-Губа Мурманской области. Конечная точка маршрута — иранский порт Бендер-Аббас. Сейчас москвич идет по территории Дагестана. За плечами более пяти тысяч километров, впереди — еще около двух тысяч.

— Михаил, как возникла идея пешего перехода поперек континента?

— Идея этого перехода возникла из двух предыдущих. Первый, можно сказать, пробный был, когда прошел пешком от Москвы до Санкт-Петербурга. Второй тоже начался в Москве, а финишировал в Алма-Ате, городе, где я родился. И завершился он на плотине в горном урочище Алатау, где находится известный каток «Медео», самый высокогорный на планете. Плотину эту строил мой отец, а я таким образом как бы символически передал эту памятную точку, семейную историю моему сыну и моему внуку, который родился и вырос в Москве. Ушел тогда за пять с половиной тысяч километров, расстояние считал точно — по шагомеру. Ни разу не воспользовался никаким транспортом. Но уже по завершении возникло чувство, что чего-то я тогда все-таки недобрал. Думал.

А затем понял: был символ, было послание сыну, а его фиксированной передачи на физическом носителе в виде фильма или книги не было. Дорожные истории, отрывочные воспоминания — да и только. Понял тогда, что смогу сделать нечто большее. По сути, весь мой переход пешком через континент — это синопсис будущего фильма, который я с каждым пройденным километром разматываю, словно кинопленку.

— Сколько вы уже в пути? И сколько обычно проходите за день?

— Уже более восьми месяцев иду. Средний дневной переход — где-то 35 километров. Но человек предполагает, а Бог располагает. Ветер, дождь, снег, буря, град, пурга, жара, болезнь, травма — все, что с тобой в пути происходит не по твоей воле, вносит коррективы. Разок удалось и 58 километров за раз пройти.

— И как в целом самочувствие? Каково это — вот так шагать в 64 года-то?

— Пару раз капитально простыл. В районе Вышнего Волочка при минус 40 по Цельсию прошел около 40 километров. Под конец картинка перед глазами плыть начала. Хотел списать эффект на полнолуние, а оказалось, что у меня температура под сорок. Пролежал тогда в придорожной гостиничке пять дней, меняя каждые два-три часа мокрые от пота простыни. Но кризис миновал, и я пошел дальше. Вес мой за первые три месяца дороги сильно «пострадал»: когда выходил, во мне было около 110 килограммов, а сейчас в пределах 80 кило.

— Так что важнее — тело или дух?

— Тело или дух? Это уже чистая метафизика — многое держится исключительно на мотивации и воле. Физически не так и трудно пройти за день сорок километров. Трудно проходить чуть больше или чуть меньше день за днем, зная, что и завтра, и послезавтра опять придется вставать и идти. Способ рывков и эмоциональных подъемов здесь не работает — скорее, это похоже на бесконечную работу сердца у тебя в груди. Но весь смысл в том, что любое начатое дело надо доводить до конца.

— А откройте секрет: за чей счет банкет? Откуда деньги на еду, ночлег и прочее?

— Проект реализуется на личные сбережения, которые, увы, уже на исходе. Еще помогают друзья и сочувствующие. И на этот раз мне не надо нести на себе всю технику: спонсоры предоставили УАЗ-«буханку», его пилотирует менеджер проекта Елена Рассоленко. В этом ярко-рыжем «проходимце» и едет вся съемочная аппаратура и прочий наш скарб. Помогают люди, которых встречаем по пути: селят в гостинице, привозят еду и воду, предлагают деньги, зовут в дом и за стол. Замечательный случай недавно был в Чечне. Маленький Шамиль увидел наш рыжий автомобиль, подошел, поздоровался, спросил, кто мы, откуда и куда. А когда мы рассказали, протянул мне пятидесятирублевую купюру, все свои карманные деньги: «Купите что-нибудь себе!» Я едва сдержал слезы. Это самые дорогие деньги в этом путешествии и в моей жизни. Купюру мы поместили в рамку, на память и как добрый талисман.

— Неприятное спрошу: не кажется ли вам, что в нынешних политических и экономических условиях такие проекты на деле — своего рода попытка уйти от суровой реальности?

— Не кажется! Я не за каким-то очередным рекордом гонюсь. И в самом переходе через континент, и в фильме по его итогам уже заложено социальное и культурное послание миру и людям. Говорят, что против России ведут гибридную войну. Но я вижу это как нечто большее. Происходит столкновение двух миропорядков. Войны, голод, нищета колоний — вот та почва, на которой жиреет западная так называемая цивилизация. Отсюда стремление разобщить людей и целые страны, обособить их по национальному или еще какому-то признаку, отсюда все эти пресловутые 138 гендеров! Русская цивилизация, наоборот, созидательная. Русская культура — это живая соединительная ткань для всего многонационального и многоконфессионального российского организма.

А русский язык — нервное волокно, посредством которого идет коммуникация. Аварец и адыгеец, кумык и калмык будут говорить между собой по-русски! Наша миссия — протянуть с Севера на Юг живую нить общения, показать крупным планом простых людей разных народов, показать, что разные культуры, этносы, конфессии, языки только взаимно обогащают друг друга и нашу общую человеческую цивилизацию.

ДОСЬЕ

Михаил Маржуков родился в 1959 году в Алма-Ате. После школы поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, но на четвертом курсе передумал учиться на экономиста и переехал в Москву, где окончил Щукинское театральное училище по специальности «режиссура театра», а потом и Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская неигрового кино А. Герасимова и Г. Рошаля). Как документалист работал по заказам крупных частных и государственных компаний. Член Русского географического общества.

ЦИФРА

256 дней уже провел в пути Михаил Маржуков, преодолев за это время пешком 5036 километров.

amp-next-page separator