«Не стал говорить семье, где я буду»: Дмитрий Дюжев — о поездке в Донбасс, смерти отца и вере
Дмитрий Дюжев отметит 9 июля 45-летие. В интервью «Вечерней Москве» актер объяснил, что ему помогло избежать звездной болезни, и рассказал о своей поездке в Донецкую народную республику.
Зрители, конечно, помнят, что популярность к Дмитрию Дюжеву пришла после съемок в сериале «Бригада». Сегодня в фильмографии заслуженного артиста России Дюжева — около 60 киноработ, в том числе в таких картинах, как «Жмурки», «Остров», «Мне не больно».
— Дмитрий, в одном из своих интервью вы сказали, что «артист должен быть скрытным человеком». Почему?
— Станиславский учил нас тому, чтобы мы оставляли зрителю шанс обманываться, чтобы он верил, что артист действительно является тем персонажем, которого он играет в искусственно созданном мире. Поэтому и надо стараться не слишком откровенничать о личном. В ином случае зрители, хорошо зная характер артиста, могут с трудом воспринимать его в том или ином новом образе, понимая, что черты этого персонажа ему не присущи.
— Но известность, узнаваемость важна для вас?
— Особой важности в этом для меня нет. Нас учат работать на съемочной площадке или в спектакле — как на заводе, с четко поставленными задачами начальника-режиссера. А известность, как медаль, имеет две стороны: с одной стороны, это счастливый билет в профессии, но с другой — своего рода отягчающее обстоятельство. Я всегда стремился ограждать свою жизнь от случайного, праздного любопытства. В свое время, после выхода сериала «Бригада», который был очень популярен, мой духовник спросил меня, смогу ли я совладать с известностью, ведь это огромная ответственность. Мне кажется, на актерских факультетах творческих вузов имеет смысл ввести специальный предмет — эстетику восприятия популярности.
— К вам пришла известность после сериала «Бригада», но для вас это был непростой период — ушел из жизни ваш отец. Что помогло выстоять?
— Меня спасло только православие, моя вера. В Оптиной пустыни я получил от монаха молитву об отце, которую не нашел потом в других молитвословах. После ухода папы еще полгода была жива мама. Мы вместе переживали это горе, поддерживали друг друга. Мама тогда жила со мной здесь, в Москве. Отец много участвовал в моей жизни, он был для меня примером во всем. Помню, как он часами мог читать Есенина, он очень любил стихи этого поэта. Отец мечтал, что когда-нибудь я поступлю в московский театральный институт и снимусь в кино. А я в то время грезил только о мореходном училище, но в итоге послушался папу.
Когда шли съемки «Бригады», он помогал мне в разборе роли Космоса (отец Дмитрия — Петр Дюжев — был артистом Астраханского ТЮЗа. — «ВМ»), и мне очень помогли его советы. А съемки в «Бригаде», мой первый большой опыт в кино, стали для меня своеобразной защитой диссертации перед строгим педагогом — отцом. Но он ушел раньше и увидеть сериал не успел...
— В вашей карьере много ролей криминальных авторитетов. Почему так?
— Криминальных персонажей у меня всего четыре, а я снялся почти в 60 фильмах, и все мои герои весьма отличаются по характеру.
— В недавнем сериале «Ресторан по понятиям» у вас был сложный пластический грим. Тяжело было в нем работать?
— В этом сериале я сыграл криминального персонажа по прозвищу Кувалда, и мне очень хотелось, чтобы только по одному взгляду на моего героя зрителям было понятно, почему ему дали такое прозвище — Кувалда. Поэтому я сам попросил, чтобы мне сделали соответствующую внешность.
Мне вставляли капы в челюсти, дела ли специальные накладки, чтобы сплющить нос, нарисовали шрам на лице и добавили объема фигуре, то есть сшили «дополнительное» тело.
Мы начали репетировать, и режиссер Давид Дадунашвили сказал, что мне в таком образе зритель не поверит. В жизни это и правда, может быть, смотрелось бы карикатурно. Но вся моя подготовка к роли и основывалась на том, что Кувалда должен иметь именно такую внешность. Тогда я уговорил команду попробовать снять дубль. В итоге оказалось, что в кадре мой образ смотрится очень органично! Кстати, после просмотра сериала зрители нередко подходили ко мне и с удивлением спрашивали: «Ой, а что с вами стало? Почему вы так изменились, так сильно похудели?»
— Вы недавно ездили на Донбасс, выступали перед жителями Донецка. Почему вы решили поехать?
— Я считаю, это мой долг — поддержать тех людей, которые верят в Россию.
— Страшно было ехать туда?
— Да, страшно. Я даже не стал говорить своей семье, где я буду, объяснил, что уезжаю на гастроли в Ростов. Мне было понятно, что известные артисты, которые едут в Луганскую и Донецкую республики, являются желаемой целью для ВСУ. Но даже осознавая все возможные риски, я все равно поехал — чтобы помочь и поддержать.
— Что вас удивило в этой поездке?
— Самое главное — это люди! Они не хотят уезжать из родных мест, хотя находятся в опасности ежедневно, Донецк продолжают обстреливать. Когда я ехал, то ожидал увидеть страшную картину, но меня поразило, как ухожен город, какие чистые в нем улицы. Женщины там нарядные, в парках гуляют мамочки с колясками.
Я был поражен патриотичностью этих людей. Они живут с верой в будущее, приближая победу своих республик. Они для меня — настоящие герои. Глядя на этих людей, вспомнил строчки Эдуарда Асадова, в которых заложена очень глубокая мысль: «Россия начиналась не с меча, и потому она — непобедима!»
ЛУЧШИЕ РОЛИ
- «Сериал Бригада», 2002, Космос Холмогоров
- «Жмурки» 2005, Саймон
- «Мне не больно», 2006, Олег
- «Остров», 2006, отец Иов
- «Каникулы строго режима», 2009, Евгений Кольцов