Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Сетевой «улов»: как прогресс меняет структуру личности человека

Общество

Платформа по работе с блогерами, сервис онлайн-психотерапии и аналитическое агентство провели исследование, чтобы выяснить, как социальные сети влияют на эмоциональное здоровье россиян. Почти половина респондентов (49 процентов) признались, что испытывают скорее негативные чувства от использования социальных сетей, чем позитивные. 34 процента опрошенных рассказали, что зависимы от онлайн-платформ.

Мы все меняемся — под воздействием жизненных обстоятельств в первую очередь. Меняемся по-разному. Одних, например, перенесенное горе делает сильнее и добрее. А кого-то, напротив, жизненные испытания озлобляют. «Он стал другим человеком!» — констатируем мы, подразумевая, что структура личности нашего знакомого претерпела преобразования.

До некоторых пор человек становился «другим» исключительно под воздействием морально-нравственных обстоятельств.

— До относительно недавнего времени прогресс не менял человека нравственно. Появление трактора позволило ему пахать поле быстрее, чем плугом, это облегчило трудозатраты, но вовсе не значило, что человек стал от этого лучше или хуже, — объясняет психолог Владимир Ковалев. — И как подобное лечится подобным, так подобное и меняет подобное. Иными словами, раньше техническая и гуманитарно-нравственная стороны жизни пересекались естественно, но не имели друг на друга солидного влияния, хотя могли действовать и в паре.

Все изменили социальные сети — первое изначально чисто техническое изобретение человечества, преобразившее самого человека в морально-нравственном плане.

«Но а как же, например, телефон?» — хочется спросить у специалиста. До его изобретения, чтобы узнать о состоянии здоровья любимой тетушки, требовалось написать ей письмо или нанести визит. С появлением телефона эта нужда отпала. Так разве изобретение соцсетей — не того же порядка, разве это не предполагает априори такого же внедрения технического изобретения в область человеческих отношений, морали, нравственности? — Отчасти вы правы, — разъясняет Ковалев. — Но именно отчасти. Телефон позволял сконтактировать двум людям, изначально его суть достаточно интимна. Соцсети же — это среда открытая и публичная. Они и создавались изначально не для двоих людей, а именно как массовый инструмент, объединяющее многих поле — сеть, ловящая что косяк рыбы, что пользователей.

«Массовый инструмент»? Или инструмент воздействия на массы? — Я не слишком люблю конспирологические теории, но поневоле задумаешься, а нет ли за всем этим гигантского мирового заговора, — улыбается бизнес-психолог Мария Вейн. — Изначально, насколько я знаю, соцсети создавались исключительно с благими намерениями — предполагалось, что они будут объединять людей, облегчать им общение. Мои родители, например, именно через соцсети нашли бывших одноклассников, с которыми и поныне поддерживают отношения. Что же в этом плохого? Но есть ощущение, что изначально заложенный в саму суть соцсетей смысл был искажен. Вопрос только — сами ли мы, жадные и невоздержанные пользователи, его исказили, или нам помогли его исказить…

Кстати, этим вопросом задавались еще давно, причем первыми это начали делать американцы. Так, например, еще в 2021 году деятельность социальной сети Facebook* три четверти граждан США признали наносящей вред обществу. Причем это констатировали и сами активные пользователи сети — 70 процентов опрошенных! Правда, есть оговорка: более половины американцев (55 процентов) решили не винить в этом негативном воздействии саму соцсеть, полагая, что все дело в том, как именно применяют ее пользователи. Аналог прост: с помощью микроскопа можно увидеть микромир и сделать множество открытий, а можно забивать им гвозди...

— Американцы вывод сделали верный, но, увы, запоздалый, — уверена Мария Валентиновна. — Зависимость от соцсетей столь очевидна, что эта тема набила оскомину и ничего нового в ней уже не сказать. Куда интереснее, да и печальнее, заявить о другом. Пользование социальными сетями в ряде случаев оборачивается необратимой трансформацией личности и ее морально-нравственной основы. То есть мы впервые за всю историю человечества сталкиваемся с тем, что прогресс — а в случае с компьютерами, соцсетями и доступным уже практически повсеместно Wi-Fi речь идет, безусловно, о прогрессе, — начинает менять именно структуру личности человека. Такой поворот событий для многих может оказаться неожиданным...

Механизм формирования каких бы то ни было зависимостей, объясняют специалисты, одинаков — идет ли речь об алкоголе, лудомании (влечении к играм) или зависимости от социальных сетей.

— Да и жертвами зависимостей становятся, как правило, люди со схожими чертами личности: мнительные, впечатлительные, особенно подверженные влиянию, иногда испытывающие по каким-либо причинам изоляцию, — рассказывает психолог Владимир Ковалев. — Соцсети же мастерски оттянули на себя огромное количество функций — от досуговых до родительских, и там таким людям вполне уютно.

Причем дьявол кроется в деталях. Так, поясняет психолог, например, очень часто люди видят беду в зависимости других людей от лайков. Но Владимир Ковалев уверен — главная проблема не в этом, лайк — это комплимент своего рода, в прежние времена дама, получившая «море комплиментов», всегда «выигрывала» у дамы, которой особых похвал не досталось.

— Лайк изначально задумывался исключительно для позитивных эмоций, а эмодзи — как скоростной передатчик эмоции: чтобы не писать «ах, боже мой, я даже не знаю, что тебе сказать» достаточно просто поставить задумчивую физиономию или рожицу. Но все куда тоньше.

Ученые уже заметили, что у всех активно использующих лайки и эмодзи людей начинает тормозить и перестает развиваться эмоциональная сфера — ведь она, как и интеллект, требует развития и тренировок, — констатирует Ковалев. — Смотрите, что получается: сначала человек просто начинает душевно грубеть, теряет часть свойственной ему эмпатии. Затем, ощущая эмоциональную пустоту, бросается в сеть за новыми лайками — и теперь уже точно только за ними. Тех, кто позволяет его как-то критиковать, он просто устраняет — «банит».

Оказавшись в окружении исключительно своих почитателей («Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», все по Крылову!), человек постепенно начинает верить в свою исключительность. Болезненное неприятие иного мнения и легкость «расправы» с инакомыслящими создают у него ощущение всемогущества и вседозволенности.

— Ну а со временем происходит практически неизбежный перенос, — вступает в обсуждение Мария Вейн. — С тех пор, как интернет начал «летать», сам переход с одной ссылки на другую (скажем, с рабочего поля на досуговый контент) происходит практически мгновенно.

За что, правда, человек расплачивается утерей способности к сосредотачиванию. И он быстро и легко «переносит» себя — того, который ему самому нравится и всеми любим, — из мира виртуального в мир реальный, между которыми он не видит особой разницы.

Так мы и получаем человека новой формации — взращенного соцсетью. Жесткого и упрямого. Не терпящего возражений. Уверенного в своем совершенстве. Достаточно циничного.

— Эти люди сформированы и перелицованы соцсетями, не имеют к себе критического отношения. Они не понимают, что существует проблема и почему их с таким трудом воспринимают другие, — объясняет Владимир Ковалев. — Они не воспринимают замечаний от других, но зато могут высказать резкие суждения о ком-либо, причем чувствуя себя в полной безопасности. Они даже не готовы к предъявлению возможных сатисфакций за сказанное, поскольку в их виртуальном мире ни в чем подобном не было нужды — недовольных там просто банили. Поскольку в соцсетях люди часто прячутся за масками-аватарками, а количество «друзей» («френдов») не поддается подсчету — притом что с большинством из них человек лично не знаком (что девальвирует в реальности и понятие дружбы, к слову), ценность человека как личности, требующей адекватного, почтительного к себе отношения, постепенно понижается. И в реальной жизни человек хамит уже не аватаркам... Он начинает жить по законам виртуального мира в мире реальном, и все, кто против него, становятся не оппонентами в споре, а врагами, и достойны только бана. О том, что это болезнь, человек не просто не догадывается, он ощущает себя единственно здоровым.

«Сродни Богу…». Сильно! А что думают по этому поводу, кстати, наши церковники? Мы попросили порассуждать на эту тему иеромонаха Макария (Комогорова), заместителя председателя Издательского отдела РПЦ.

— Соцсети, интернет... Как ни странно это прозвучит, но «поговорить» становится все сложнее для молодого поколения. Один знакомый руководитель рассказывал, что он с огромным трудом добивается от своих молодых сотрудников, чтобы они, решая какой-то вопрос, позвонили клиенту и обсудили детали. Готовы написать десяток писем или сообщений, но только не звонить. Мы настолько привыкли писать, что некоторые начинают себя считать писателями, настолько много они пишут! Особенно если речь идет о социальных сетях. В этом есть обман. Последние события показали, как много значит слово. И как мало могут значить слова. Когда случается какое-то волнующее всех событие, реакцией на него становится безудержная, беспрерывная, а часто бездумная писанина. Прогнозы, мнения, аналитика, комментарии, шутки, стеб, обсуждение и осуждение — складывается впечатление, что человек перестал осознавать, что есть слово, для чего оно нам дано и кем.

... А и правда — помним ли? Иеромонах Макарий напоминает: — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Эти слова Евангелия от Иоанна открывают нам суть божественной природы слова. Возможно, если бы люди чуть больше ценили человеческое в себе и окружающих, то старались бы более бережно пользоваться великим даром слова, которое дано нам для созидания, а не для разрушения. Все бесконечные возможности общения и высказывания, которые предоставляют нам современные информационные технологии, социальные сети, мессенджеры и блоги ничего не меняют в отношении сути человеческих отношений: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31).

Эти слова Христа называют еще «золотым правилом нравственности». И это правило, как и многие другие основы человеческой нравственности — почитание родителей и старших, бережное отношение к чужой вере и традициям, забота о детях и необходимость их воспитания, — они все равно останутся неизменными, несмотря на все изобретения, которые человечество создало и еще создаст в будущем. Потому что Бог создал человека разумным и нравственным законом оградил его от самоуничтожения. И всякий, кто осознает эти нравственные границы и соблюдает их, — будет жить.

И будет жить вечно. А тот, кто эти границы попирает, — обрекает себя на смерть. И об этом стоит помнить каждому, кто собирается написать очередной остроумный пост…

А еще один наш эксперт уверен, что дело также и в гордыне.

— Соцсети однозначно искажают восприятие человеком своего места в окружающем его мире и, самое главное, своего значения для этого мира, — полагает профессор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Артемий Рожнов. — В отличие от реального мира с его живыми межличностными связями, отражающими подлинный статус каждого конкретного человека, в виртуальной реальности каждый сам искусственно создает свой собственный мир, где именно он, будучи его творцом, выступает в качестве верховного субъекта. Поэтому вполне закономерно, что в своем виртуальном пространстве (в своем телеграм-канале, у себя на странице во «ВКонтакте», в своем блоге и т.д.,) человек ведет себя как полновластный хозяин, высказывая свое мнение по любым интересующим его вопросам, в которых он считает себя экспертом (на деле, как правило, даже не являясь таковым, что особенно характерно для детей и подростков), и безапелляционно решая, как поступать с теми, кто входит в его виртуальный мир, вплоть до изгнания из него любых неугодных.

И чем дольше человек пребывает в этом виртуальном мире и активнее ведет себя в нем, тем сильнее происходит смешение в его сознании двух миров — виртуального и реального, вследствие чего он начинает вольно или невольно переносить свои привычки «хозяина», такие как безапелляционность суждений, неприятие критики, агрессивная манера общения и т.д., из виртуального пространства в мир живых людей. Столкновение же в нем взращенных в виртуальной реальности гордынь неизбежно приводит к значительному повышению уровня конфликтности в обществе.

— Гордыня застит глаза человеку, это известно с древних времен — собственно, с тех самых, когда ее отнесли к главным грехам человечества, — констатирует психолог Владимир Ковалев.

... Подведем итоги. Соцсети изобрели люди. Теперь соцсети изобретают людей — тех, что по нраву им. Тех, что готовы сидеть в них сутками, играть по их правилам, отвлекаясь от реальной жизни. Наше отражение в интернете — своего рода цифровая личность: выбирая, как мы хотим выглядеть в сети, от аватарки до интонации постов, мы создаем представление о себе и своем внутреннем мире. И о том, кто мы на самом деле...

Структура личности, состоящая из таких понятий, как ценности, потребности, установки, характер, притязания и так далее, будет меняться тем интенсивнее, чем больше мы погружаемся в сеть и чем серьезнее для нас присутствие в ней. Остановиться вовремя дано не всем...

— Тем, кто слишком глубоко вошел в сети, крайне редко удается выйти из отношений с ними безболезненно именно потому, что подвергается изменениям структура личности, и вы имеете дело с собой, но при этом с другим человеком, — замечает Владимир Ковалев. — Но остается зацепка. Если близкие отмечают, что у вас изменился характер, если вы раздражаетесь, когда вам возражают, считаете себя правым в любой ситуации и больше одного раза банили тех, кто вам возражал, — задумайтесь, не слишком ли страстен ваш роман с сетями и не завершится ли он большой бедой.

КСТАТИ

По данным ирландских исследователей, фейсбук-депрессии (не надо путать с депрессией) подвержено около 25 процентов пользователей соцсетей. Основная причина ее возникновения — негативный опыт общения (буллинг или фейсбук-зависть). А впервые взаимосвязь между депрессивными состояниями и тем временем, что было проведено в интернете, в 1998 году обнаружил психолог Роберт Краут из США. По словам Краута, это и есть «парадокс интернета»: технология, которая должна была дать людям беспрецедентную свободу общения, привела к изоляции ее пользователей.

* Фейсбук — экстремистская организация, запрещенная на территории РФ.

** Нарцисс — мифологический юноша, который навеки застрял у своего отражения в пруду, не в силах оторвать взгляд от столь прекрасного видения.

amp-next-page separator