Татьяна Веденеева: Я воспитала вежливое поколение
Татьяна Веденеева отметила 70-летний юбилей. Накануне торжества известная телеведущая рассказала «Вечерней Москве» о запрете сниматься в кино и мечте стать астрономом.
— Татьяна, в одном из ваших интервью прочитал, что в юности вы мечтали вовсе не о творческой карьере. Получается, что зрители могли никогда не увидеть Татьяну Веденееву в кино и на телеэкранах?
— Мама хотела, чтобы я выбрала профессию, связанную с медициной. А вот отец, для которого свобода, как для донского казака, была глотком свежего воздуха, понимал, что выбор я должна сделать сама. Правда, в юности он был строг ко мне и даже запрещал ходить на танцы...Я же мечтала стать астрономом, правда, с геометрией, без которой в астрономии никуда, у меня не ладилось. Зато с удовольствием занималась в театральном кружке. Я еще тогда подумала, что моя судьба стать артисткой. Когда пришло время поступать в театральный, мама меня отговаривала: переживала, что в Москве будет большой конкурс, и для начала советовала попробовать силы в Саратове. Но в ГИТИС я поступила с первой попытки, прочитав на экзамене сказку про «Про гадкого утенка».
— Какое самое теплое воспоминание из детства?
— В детстве я любила ездить к своим родственникам в казачью станицу, откуда родом отец. Там жили мои предки: у моего прадеда было богатое поместье, в хозяйстве была невиданная по тем временам вещь — трактор. В память о них мне остались лишь две фотографии и маленький чугунный колокольчик, на котором выбита фамилия Веденеев с твердым знаком, — у моих предков было предприятие по производству чугуна.
— Вы начали сниматься, еще будучи студенткой. Как в те времена студентов театральных вузов приглашали в кино?
— Это сейчас существуют кастинги, на которые может прийти кто угодно. А тогда были кинопробы. Это когда помощники режиссеров ходили в театры, смотрели, кто из актеров может подойти, и потом приглашали на кинопробы. И получить такое приглашение — большая удача. Первая моя роль была в фильме по Шекспиру «Много шума из ничего», где снимался Константин Райкин. Примечательно, что там были задействованы все выпускники училищ, а я тогда была выпускницей первого курса. Но этот фильм как-то не прозвучал. Зато меня запомнили после роли, где у меня было очень мало слов — в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!».
— В чем, как вы думаете, успех этой картины?
— Знаете, до съемок в этом фильме я снялась в картине «Здравствуйте, доктор!», где играла с Василием Лановым — моим кумиром, это было счастье находиться рядом с ним. Но фильм не произвел такого эффекта, как «Здравствуйте, я ваша тетя!» Сама по себе лента не была похожа на то, к чему привык сов етский зритель, к тому же там снялись гениальные артисты: Александр Калягин, Валентин Гафт, Михаил Козаков, Армен Джигарханян. Наверное, все вместе и принесло успех.
— Это правда, что, когда вы уже работали на ТВ, вам не разрешили сниматься в кино?
— Да, это так. После фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» у меня был большой перерыв в съемках. Я тогда прошла кастинг на телевидение с немыслимым конкурсом 100 человек на место. И только начала работать на ТВ стажером, как меня пригласили сниматься к режиссеру Валерию Рубинчику. Утвердили сразу, но на телевидении мне сказали: либо мы, либо они! И я выбрала телевидение, потому что поняла, что съемки в кино — это лотерея. И еще поняла важное: да, телевидение приносит популярность, но любовь зрителей нужно заслужить. Отдел дикторов тогда делал все: мы читали новости и работали во всех программах, начиная про сельское хозяйство и заканчивая детскими и музыкальными передачами. Мне приходилось сталкиваться с огромным количеством людей. Например, сначала в студию приходил правая рука генсекретаря ЦК КПСС, потом чемпион мира по шахматам, затем музыкант и человек из бизнеса... Чтобы беседовать на разные темы, ты должен был быть в курсе всех событий.
— А как вы вспоминаете работу в программе «Будильник»?
— Я сразу поняла, что там смогу проявить свой актерский талант. Я перевоплощалась в кого угодно: была то принцессой, то Шахерезадой, даже исполняла мужские роли — играла почтальона Печкина...
— Вы были ведущей программы «Спокойной ночи, малыши!» Не боялись конкуренции с мэтром Валентиной Леонтьевой?
— Я боготворила Валентину Михайловну, она была суперпрофессионалом! Но в тот момент у нее уже был другой проект — «От всей души». А программа «Спокойной ночи!» несла и важную воспитательную нагрузку. Смело могу сказать, что люди старше 35 — это воспитанное мной поколение. Вот в иммерсивном спектакле (в таких постановках нет разделения на зал и сцену. — «Вечерняя Москва») «На трубе», где я играю, мой напарник обращается к зрителю рядом: «Давай выпьем!» — и протягивает рюмку. И я заметила, что человек старше 35 лет обязательно встает, потому что стоит актер. А вот у людей 18 лет уже не возникает мысли встать...
— Есть вещи, о которых вы мечтали, но они не исполнились?
— У меня всегда было понимание, в чем я могу добиться успеха, а за что лучше не браться. Я перфекционист, старалась все сделать лучше, чем это возможно. И всегда добивалась желаемого трудом и работой над собой.
ДОСЬЕ
Татьяна Вениаминовна Веденеева родилась 10 июля 1953 года в Сталинграде (ныне Волгоград). Окончила ГИТИС, работала на телевидении, вела передачи «Однажды осенью», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки», «Песня года», «Утро» и другие. В 2021 году ей присвоено звание «Заслуженная артистка России». С 2009 года — актриса театра «Школа современной пьесы».