Директор Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Дарья Борисова в редакции газеты «ВМ» / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Дарья Борисова: Воспитываем патриотов

Общество

Директор Учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» Дарья Борисова посетила редакцию газеты «Вечерняя Москва». В эфире сетевого вещания она рассказала, как работает центр с подрастающим поколением, какие используются методики обучения и воспитания и чем поможет введение курса начальной военной подготовки в школьную программу.

Возрождение традиции

— Дарья Олеговна, на протяжении многих лет тема патриотического воспитания на государственном уровне была пущена на самотек. Этим в основном занимались только энтузиасты. Сейчас было решено эту систему возрождать на самом высоком уровне. Возможно, обращаясь отчасти к советскому опыту. Как вы считаете, с чего все же началось?

— С 2016 года в России идет курс на возрождение военно-патриотического воспитания, который был в Советском Союзе. И этот вектор был проложен созданием движения «Юнармия» — по инициативе министра обороны РФ и при поддержке президента России. На текущий момент в «Юнармии» уже более миллиона человек — мальчиков и девочек. Уже есть выпускники движения, есть и малыши, которые мечтают достичь возраста восьми лет и стать частью «Юнармии». Я думаю, это уже результат большого интеграционного процесса всех военнопатриотических клубов и движений, которые существовали в нашей стране.

Отсутствие системы привело к появлению энтузиастов — людей, которые знали что-то и умели, хотели передать свой опыт детям и подросткам. Но как правильно это делать и как нужно, наверное, не совсем знали. И вот, спустя время, проявляется такой «зонтичный бренд», который должен охватить всю историю и дать методику людям, у которых есть большое желание, но нет знаний. Ведь зачастую это бывают не только учителя ОБЖ, но и математики, английского, а иногда и родители. И нужно учебное пособие, в котором были бы четко прописаны активности для всех сезонов, планы. Я считаю, что это базовый процесс, и не важно, в каких рамках — «Юнармия» ли это, Российское движение школьников или «Авангард».

— Центр «Авангард» в Кубинке вы создали в 2020 году. Расскажите, чему именно вы обучаете детей?

— Наш центр — то место, куда старшеклассники Москвы и Московской области приезжают на сборы и проходят курс начальной военной подготовки. В программу входят строевая, огневая и тактическая подготовка, оказание первой медицинской помощи, радиохимическая и биологическая защита, инженерное дело, выживание в лесу, ориентирование на местности, топография, а еще небольшие курсы военной журналистики. Программа настолько разнообразная, что зачастую у родителей возникают опасения относительно физической подготовки ребенка: сможет ли он? Все смогут. И девочки, и мальчики.

Изначально мы предполагали, что будем учреждением, которое работает именно с подростками. Но потом пандемия привела нас к тому, что пришлось создать онлайн-платформу для школьников, которая позволила бы осваивать практический и теоретический курс, который преподается в центре дистанционно. Потом, когда началась мобилизация, мы начали работать под эту задачу. После мы стали принимать совершеннолетних ребят, студентов выпускных курсов Москвы и Подмосковья. Сейчас мы работаем и с людьми, которые планируют подписать контракт на службу в ВС РФ.

— Изменилось ли отношение к военно-патриотическому воспитанию за последние годы?

— В 2016 году было сложнее, чем сейчас. Теперь эта тема находится на повестке дня. О ней хотят говорить — в пику всем людям, которые когда-либо говорили, что все это — милитаризация детства и юношества. Я вообще считаю, что не бывает ненужных навыков и умений. Ты становишься более развитым и жизнеспособным в случае наступления экстремальных ситуаций.

Я нередко слышу от взрослых людей: мы отдыхали на побережье, заметили тонущего человека, вытащили из воды, а что делать — никто не знает. А в любой ситуации главное — не растеряться. Даже если ты сам ничего не можешь сделать, нужно понимать, кого именно позвать на помощь и в какие сроки. Главное — исключить чувство паники. И нет ничего плохого в том, что ребенка учат оказанию доврачебной помощи, учат выживать, строить укрытия, разводить костры, понимать, что можно есть, а что нет, как фильтровать воду.

— В этом году НВП планируют изучать на ОБЖ, что вы думаете об этой программе?

Я как ребенок 1990-х, не в обиду преподавателям, скажу, что нас такому на ОБЖ не учили. Никаких знаний я не вынесла. Сейчас же даже базовая школьная программа по ОБЖ выглядит совершенно иначе, она интересная. У меня была возможность посмотреть наработки моих коллег для нового учебника по ОБЖ. И они действительно провели большую работу. Знаете, видно всегда результаты: если это сделано с любовью и душой, это выглядит по-другому.

Не бывает потерянного поколения

— Некоторые считают современное поколение потерянным, говорят, что они все сидят в гаджетах, смотрят TikTok. Как удается оторвать детей от экранов монитора и заставить их рыть окопы, накладывать жгут?

В первую очередь не надо заставлять. Есть вечный конфликт отцов и детей, и никакое поколение нельзя назвать потерянным. Просто мир меняется, приходят новые поколения, с другим образом мышления. А задача человека, который работает с детьми, — отрефлексировать эту историю. Мы свою работу строим на «вау-эффекте». Сейчас поколение визуалов, и первую оценку дети делают глазами. При попадании к нам на территорию «Авангарда» они видят красивое пространство, которое мы имеем и развиваем, а затем используем определенные игровые модели. Чтобы дальше ребята передавали друг другу, что происходит в центре. А еще у нас есть форма: футболка, кепка, ремень и худи. Она приучает детей к дисциплине. И одежду можно забрать с собой, она остается на память. И я, конечно, видела ребят, которые носят эту одежду и в городе. Это говорит о том, что это модно и нравится детям. Это хорошо. Было бы здорово, если бы такие центры появлялись и в других субъектах.

— А масштабирование планируется?

— Да, и оно вовсю идет. Более того, есть указ президента РФ о создании подобных центров не только в каждом субъекте, но и в городах с населением более 100 тысяч человек. Но мы понимаем, что уровень подготовки во всех субъектах разный. Поэтому нужна унификация, система, определенный перечень материально-технического обеспечения, который позволит обеспечивать процесс. У нас в арсенале есть много вещей, без которых можно обойтись, например есть симулятор прыжка с парашютом. Но он и дает как раз тот «вау-эффект», о котором я говорила.

— Вы были новаторами в обучении детей по использованию БПЛА. Расскажете об этом?

Мы разработали программу подготовки для школ по указанию губернатора Московской области Андрея Воробьева. Мы сделали программу, которая позволит с 5-го класса внедрить в школу большой объемный курс. Ведь все-таки в «Авангард» дети приезжают всего на пять дней: с воскресенья по пятницу. И на БПЛА у нас остается всего два часа. Первый мы тратим на нормативку и объясняем, что с дроном нельзя выйти на Никольскую улицу, запустить его и остаться безнаказанным — есть регламент для гражданского пользователя. Второй час — практический навык. Опять же некоторые уже умеют управлять дронами — те, у кого дома есть хотя бы какой-то простой БПЛА. Механика управления легкая, но для того, чтобы, приезжая в «Авангард», дети могли соревноваться в управлении беспилотниками, было поручено ввести в школе эту подготовку в рамках курса по технологии. Время диктует. С 7-го по 9-й класс дети могут изучать нормативно-правовую базу, устройство беспилотника, как его программировать, пилотировать и что делать в той ситуации, если ты увидел БПЛА и никак не можешь противодействовать.

Совершенствовать знания

— Буквально года полтора назад, до начала спецоперации, в обществе развернулась дискуссия. Была выдвинута инициатива о возвращении в школу НВП. И тоже люди были против милитаризации. Что бы вы ответили людям, которые разгоняют эту тему?

Мне кажется, эти люди никогда не думали о том, что будет, если они окажутся в такой ситуации, где эти знания пригодятся. А я уверена, что это очень полезное упражнение — ставить себя на место другого человека. Понимать, можешь ли ты что-то делать. Изучив весь пласт материала, который еще в 2016 году стекался из регионов, я поняла, что ничего не умею. Меня не научили. Ни в детстве, ни в юношестве этим не интересовалась. И если бы что-то случилось, я бы дошла до правильного алгоритма на адреналине, но конкретных знаний не было. Поэтому для меня этот процесс интересен. Я и сама себя совершенствую. Что касается того, нужно это или нет. Например, уже есть история с поднятием флага и исполнением гимна в школе, которую сейчас ввели повсеместно, и это здорово. На самом деле с 2020 года, после того, как центр открылся, я вижу конкретную динамику. Если в понедельник (а ребята заехали в воскресенье) еще слышно только музыку гимна, то к пятнице звучит уже и текст. У всех в памятках есть текст гимна, они его учат. Тогда 600 ребят, сейчас уже 1800 человек единовременного пребывания — все исполняют гимн и все его знают. Это воспитание идет из семьи или из школы, а если там этого нет — из «Юнармии», из патриотических центров. Так всегда было, есть и будет. Просто надо показывать и рассказывать.

— Я слышала, что проектом центра «Авангард» заинтересовались и за рубежом.

— Это правда. Коллеги из Абу-Даби, Объединенных Арабских Эмиратов, захотели построить центр, аналогичный нашему, но под свой ландшафт, свои климатические требования. Наши проектировщики осуществляют надзор за строительством этого проекта, и за все, что будет касаться программ и обучения персонала, будут отвечать наши сотрудники. Условно говоря, получится франшиза того, что есть в парке «Патриот». Пока все на стадии переговорного процесса. Мне интересно, как местные дети будут это воспринимать, а педагоги — работать. И как наши педагоги, которые приедут на открытие, будут полгода находиться там. Как мы будем потом взаимодействовать. Там целый сундук с подарками, который хочется распаковать. Ожидаем сентября 2024 года.

— Идет спецоперация, и вся страна старается помочь фронту. И наша редакция, и вы, я уверена, тоже оказываете поддержку.

— Безусловно, мы не остались безучастными. Мы еженедельно приглашаем людей, которые находились в зоне СВО, пообщаться с ребятами. Как правило, эти военные непубличны. Когда ты выходишь говорить для аудитории в 1800 подростков от 15 лет и старше, это интересно и для ребят, которые задают вопросы и получают на них честные ответы, и для спикера. Он не только общается с аудиторией, понимает ее, но и преодолевает себя. Потому что для непубличных людей это сложно. Что касается помощи фронту, мы отправляем аптечки, а ребята пишут письма. Мы их вкладываем к аптечкам и передаем «за ленточку». А еще ребята плетут маскировочные сети, делают окопные свечи. В последний заезд мы начали высадку аллеи героев СВО. И мы первые в стране, кто это сделал, в начале апреля 2023 года. Мы посвятили ее всем героям, не только погибшим. И тут была хорошая подоплека. Она заключалась в том, что каждый, и ребенок, и взрослый, мог предложить своего героя спецоперации. И смысл в том, что нужно было рассказать о подвиге этого человека, почему именно он для тебя герой.

Мы высадили 15 берез, дождемся осени и высадим еще 15 берез. Кроме того, мы уже подготовили монумент — это обломок разрушенной школы, посеченный осколками. Мы его действительно нашли при помощи администрации ДНР и доставили сюда. Помимо обломка там четыре кисета. В них будет земля из ДНР, ЛНР, с Запорожья и Херсонщины. Это выглядит масштабно даже сейчас, на стадии подготовки.

На первой высадке были и юнармейцы, и наши ребята, которые находились на смене, и приглашенные гости. У каждого есть хоть один человек, о ком у него болит душа, кого бы он хотел увековечить. И даже если они не попали в число этих 15 людей, все равно о них говорят, и эту историю нужно подогревать. И более того, мы еще в рамках спецкурса по гражданско-патриотическому модулю рассказываем ребятам, как выглядит современная геополитическая карта мира, что такое гибридная война, в чем отличие пропаганды от агитации, какие причинноследственные связи, что происходит в реальном времени, как отличить фейк от правды.

Внимание к методике

— Какую помощь оказывает центру правительство Москвы?

— Правительство Москвы наряду с правительством МО — учредители центра. Мы выполняем региональные задания по количеству обучаемых.

— Мы говорили о введении в школе НВП. Готовы ли вы поделиться с педагогами своим опытом? С учетом того, что вы несколько лет занимаетесь этим.

— Безусловно, центр «Авангард» — это не только площадка для проведения НВП, но и учебно-методический центр. На методику мы делаем очень большой упор, и это основной конек. Сейчас у нас есть курс для БПЛА. Но это ветка, которая шла от базовых вещей. В первую очередь мы методически оснастили все те программы и игровые модели, которые используются у нас в центре. Во-вторых, мы создали свои программы, по которым обучаем кадры. Это и школа вожатых, которые работают в военно-патриотических лагерях, школа педагогов и инструкторов, которые ведут занятия. И еще, что важно, школа методистов. В наше время найти хорошего методиста сложно. И это, безусловно, школа руководителей регионального центра «Авангард». Я думаю, что под эту школу мы подберем руководителей и «Юнармии», и педагогов военно-патриотических центров. И блок, который позволяет обучить педагогов и инструкторов, — это как раз то, что при доработке станет полноценным пособием для учителей ОБЖ, НВП в школах, для советников по воспитанию и многих других. Мы готовы всецело распахнуть свои двери и на массовой основе осуществлять обучение для всех желающих. Тем более что у нас есть удобная онлайн-платформа, которая осталась еще со времен пандемии. И она очень эргономично вписалась, ведь значительно экономит время. Отмечу, что мы выносим за скобки 15 часов теории — даем детям за две недели до заезда доступ на онлайн-платформу. Они в свободное и удобное для себя время изучают материал и едут в центр. Выигрывают все: дети приезжают с пониманием того, что будет происходить, и 35 учебных часов, которые у нас есть, мы пускаем на практическую наработку.

ДОСЬЕ

Дарья Олеговна Борисова — директор Учебно-методического центра военнопатриотического воспитания молодежи «Авангард». Окончила Российскую академию правосудия по специальности «юриспруденция», прошла обучение в РАНХиГС при президенте РФ на факультете экономических и социальных наук по специальности «менеджмент организаций». Окончила Высшие курсы иностранных языков при Минэкономразвития РФ. Лейтенант юстиции запаса, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса. Была командирована для выполнения задач на территории Сирийской Арабской Республики. С 2017 по 2019 год была советником Департамента культуры Министерства обороны РФ. С 2016 по 2017 год — первый заместитель начальника Главного штаба Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».

amp-next-page separator