«Семнадцать мгновений весны»: как проходили съемки и кто помог исполнить знаковые роли в культовом советском фильме
50 лет назад на телеэкраны вышел сериал, пополнивший созвездие шедевров советского кино, — «Семнадцать мгновений весны». «Вечерняя Москва» узнала, как проходили съемки и кто мог исполнить знаковые роли в фильме.
Премьеру фильма хотели приурочить ко Дню победы в мае 1973-го, однако из-за визита генсека Леонида Брежнева в ФРГ показ отложили до лета — из соображений политкорректности.
Народ картину принял на ура: «Семнадцать мгновений» посмотрели более 200 миллионов советских зрителей.
Через три месяца после окончания фильма телепоказ было решено повторить. Режиссер фильма Татьяна Лиознова не раз признавалась: секрет успеха — в колоссальном количестве ресурсов — и профессиональных, и душевных, которые вложила в картину съемочная группа.
Долгие поиски героя
Невероятно, но главным советским разведчиком мог стать вовсе не Вячеслав Тихонов. Актриса Людмила Лисина, дочь старинного друга Татьяны Лиозновой летчика-испытателя Василия Колошенко, была очень близка с Татьяной Михайловной. Лисина вспоминала: Лиознова долго не утверждала актера на роль Штирлица, перебирая кандидатуры. А в то время у нее был роман с актером Арчилом Гомиашвили.
— И вот однажды после отдыха в ресторане они с Арчилом и Юлианом Семеновым все вместе садятся в машину. Тут писатель со вздохом говорит: «Где же нам найти этого несчастного Штирлица? — и вдруг делает картинный жест рукой прямо в сторону Гомиашвили:
— Да вот же он!» Лиознова буквально взорвалась от смеха: «Как представила этого Бендера в роли русского разведчика!» — вспоминала Лисина слова режиссера.
Этот смех Арчил Гомиашвили Татьяне Михайловне так и не простил. А на роль Штирлица пробовались и Олег Стриженов, и Иннокентий Смоктуновский, и Юрий Соломин.
Тихонов был лишь одним из многих. Но именно у него оказалось достаточно свободного времени для съемок. Кроме того, у Тихонова была весьма выразительная внешность. Лишь один недостаток немножко портил образ супергероя: у артиста на кисти руки была татуировка «Слава», поэтому на крупных планах в фильме показывают руки сотрудника киностудии Феликса Ростоцкого. С ролью Тихонов справлялся блестяще.
Лишь однажды не выучил текст: в сцене с пастором Шлагом камеру пришлось переставить, чтобы Штирлиц мог подглядывать в листочек.
Исчадие ада не удавалось
На эпизодическую роль Гитлера среди прочих претендовал народный любимец зрителей Леонид Куравлев. Как ни был велик талант актера, на пробах исчадие ада из него никак не получалось. «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против», — признавался потом Куравлев. Артист блестяще сыграл злодея калибром поменьше — Айсмана. А роль диктатора поручили немецкому актеру Фрицу Дицу, который наловчился играть Гитлера в дружественной ГДР (Германская Демократическая Республика).
Главного антигероя, Генриха Мюллера, Татьяна Лиознова предлагала сыграть Всеволоду Санаеву, но народный артист решительно отклонил творческое предложение режиссера: «Я являюсь секретарем партийной организации «Мосфильма», поэтому фашиста играть не буду!».
В итоге свое обаяние образу шефа гестапо подарил артист Леонид Броневой. Прежде актеру предлагали сниматься в основном в эпизодических ролях. Но персонаж из «Семнадцати мгновений» прославил его на всю страну.
Напрочь отказалась
Чтобы придать образу Штирлица человечности, Лиознова придумала фрау Заурих — близкую приятельницу и наперсницу разведчика, которую должна была сыграть великая актриса Фаина Раневская. В оригинальном сценарии Юлиана Семенова никакой фрау Заурих не было. Ее образ писатель спешно и схематично набросал по просьбе режиссера. Когда Раневская увидела свои реплики, она пришла в ужас: «Это что за идиотство? Разве это можно сыграть?» И напрочь отказалась от роли. Подругу Штирлица в итоге сыграет другая замечательная актриса — Эмилия Мильтон. Коллеги нарекли ее королевой эпизода: она умела запомниться зрителю даже по небольшой роли.
Жена разведчика
Еще одного персонажа не было в тексте Семенова: жены разведчика Исаева. Она появилась благодаря Вячеславу Тихонову. Друг актера рассказал ему, что иногда советским разведчикам устраивали свидания с близкими. Тихонов рассказал это Лиозновой, а она решила, что жена — хороший способ внести в картину немножко «мелодрамы», которую так любят зрители. Роль супруги разведчика исполнила красивая и скромная Элеонора Шашкова. Сцена была совсем небольшая, и актриса должна была играть без партнера, глядя на «кончик камеры», поскольку у Тихонова был выходной.
Шашкова честно сообщила: признаться в любви «одними глазами», глядя на железяку, она не может. Нужен «муж».
Съемка была под угрозой срыва, и тут на пороге павильона появился Вячеслав Тихонов: как будто почувствовал затруднения партнерши и решил помочь. Так и родилась легендарная сцена «встречи» разведчика с женой.
Блестящие находки
У персонажа Евгения Евстигнеева, профессора Плейшнера, очень выразительная походка — «бочком». Впоследствии Татьяна Лиознова утверждала, что походку Плейшнеру придумала именно она. Но те, кто хорошо был знаком с Евстигнеевым, знали, что «автор» этого изобретения именно он. Актер придавал огромное значение тому, как человек движется. Работал над образами «через ноги». Хотя множество других находок в работе над персонажами действительно принадлежит режиссеру.
Так, персонаж Броневого в минуты раздражения энергично поводит головой. Это движение он делал из-за тесного воротничка рубашки. Но Лиозновой понравилась необычная манера. Даже когда тугой ворот актеру больше не мешал, он продолжал дергать головой — по настоянию режиссера.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Шпагин, режиссер, киновед:
— Огромный успех «Семнадцати мгновений» объясняется тем, что к моменту выхода фильма в советском кинематографе была тяжелейшая стагнация. Вольница 1960-х годов закончилась, некоммерческий, артхаусный «Солярис» Тарковского собирал дикие толпы у кинотеатров. Больше смотреть было нечего.
И кроме того, фильм Лиозновой удивительно точно совпал с состоянием советского человека, который начинал уже сам себя чувствовать Штирлицем: говорил одно, думал другое, подразумевал третье и делал четвертое — как разведчик. А все эти Мюллеры и Шелленберги, милые и приятные люди, очень напоминали ироничных позднесоветских начальников, которые все понимали, но продолжали играть по заведенным правилам.
ГЕОГРАФИЯ СЪЕМОК
Поскольку будущий телефильм был посвящен подвигу советских разведчиков, рискующих жизнью в самом логове фашистской Германии — городе Берлине, Татьяне Лиозновой пришлось прибегнуть к географическим имитациям, выдавая на экране одни города и государства за иные. География съемок была обширной: Москва, Рига, Грузия и ГДР.
Пастор Шлаг переходит швейцарскую границу на Кавказе, а зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, находится в Ленинграде. Роль застенков гестапо исполнила Бутырская тюрьма, а радистку Кэт держат на конспиративной квартире в грузинском посольстве — тоже в Москве.