Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Московский дворец пионеров: все грани дополнительного образования

Общество

Раскрытие талантов детей — одно из приоритетных направлений работы столичной системы образования.

Ключевые тенденции развития дополнительного образования эксперты обсудят в рамках деловой программы Московского урбанистического форума в Гостином дворе. В преддверии профессионального дня об опыте работы крупнейшего учреждения дополнительного образования России — Московского дворца пионеров — рассказала директор образовательного комплекса «Воробьевы горы» Елена Мельвиль.

Более 1,3 миллионов столичных детей от 5 до 18 лет ходят в различные кружки и секции. Таких в городе действует более 130 тысяч — по совершенно разным направлениям: художественному, спортивному, научно-техническому, экологическому и многим другим. Более 83% из них — бесплатные.

Одним из ключевых учреждений в системе московского дополнительного образования является Московский дворец пионеров. Сегодня он — часть образовательного комплекса «Воробьевы горы», который объединяет общеобразовательные школы, центры дополнительного образования в разных уголках столицы, а также центр «Команда» в Истринском районе Московской области. Появление дополнительных учреждений в составе комплекса значительно расширило географию учреждения и его образовательные возможности. Но, как и много лет назад, в годы его создания, Московский дворец пионеров сохраняет высокие стандарты качества образования, раскрывая потенциал каждого ребенка с помощью эффективных технологий обучения и воспитания. Мы не только продолжаем все заложенные традиции, но и следуем духу времени — делаем так, чтобы детство не только оставалось самым счастливым периодом для каждого московского школьника, но и было интересным, насыщенным и ярким. И, конечно же, приносило бы знания и полезные навыки.

Сегодня в студиях, мастерских и спортивных залах комплекса занимаются более 46 000 детей по более чем 1600 программам дополнительного образования, среди которых программы по авиа-, судо- и железнодорожному моделированию, робототехнике, био- и геоэкологии, астрономии, керамике и скульптуре, журналистике, искусству кино, театральному творчеству, иностранным языкам, урбанистике, блогингу, финансовой грамотности, геймдизайну, интеллектуальным играм, современному, народному, классическому танцу, игре на музыкальных инструментах, спорту (гандбол, футбол, художественная гимнастика, шахматы, плавание, футбол), туризму и многие другие. Наши воспитанники регулярно участвуют в соревнованиях, экспедициях, научных конференциях и конкурсах, и неизменно занимают призовые места. Только за последний год более 9 000 воспитанников Московского дворца пионеров стали победителями и призерами международных и российских конкурсов.

Современная система дополнительного образования Московского дворца пионеров призвана ориентироваться на целый ряд тенденций и вызовов, определяющих развитие экономики, культурной среды, городского пространства и инфраструктуры столицы. В этом контексте актуализированы вопросы о корреляции интересов образования и запросов рынка труда, месте и роли дополнительного образования в экономике города, балансе между ориентацией дополнительного образования на академические результаты, творческое развитие личности, сохранение и укрепление здоровья, реализации комплексной системы оценки качества образования.

Образовательные программы должны быть вариативными, увлекательными, доступными и одновременно погруженными в жизнь, в реальные образовательные практики; сочетать элементы игры и элементы непосредственной полезности; ориентированными на образовательные результаты, способствующие ранней профессиональной ориентации детей; обеспечивающие успех каждого ребенка в условиях быстроизменяющегося мира, и, в равной степени, формировать в каждом ребенке ответственную личность, способную бережно соблюдать правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства в условиях стремительно развивающихся инновационных технологий.

Несмотря на большой выбор направлений, программное поле в Московском дворце пионеров ежегодно меняется. Основным ориентиром при изменении является инновационное развитие столицы: мы работаем на выполнение задач раннего профессионального самоопределения московских школьников и ориентируем их на выбор профессий, необходимых для инновационного развития города. Нам важно понимать, какие специалисты будут востребованы на рынке труда завтра, чтобы начать готовить их уже сегодня. Для современного человека максимально важны «гибкие», надпрофессиональные навыки и компетенции — мультикультурность, умение действовать в условиях высокой неопределенности, работать с большими объемами информации (Big Data), коммуникативные способности, проектное и системное мышление, умение формулировать проблемы, креативность, самопрезентация и другие.

В настоящее время Московский дворец пионеров готовится к открытию после бережной реставрации — первой за 60-летнюю историю комплекса на Воробьевых горах. Мы ожидаем, что после обновления наше учреждение станет для поколения детей XXI века таким же передовым и ультрасовременным, каким он был для поколений их дедушек и бабушек, пап и мам, старших братьев и сестер. А наш многопрофильный образовательный комплекс продолжит свое успешное развитие.

Елена Мельвиль, директор образовательного комплекса «Воробьевы горы»

amp-next-page separator