Как в России обходят ограничения западных автопроизводителей
Ряд западных автопроизводителей, среди которых Audi, BMW и Mercedes-Benz, ограничили работу своего ПО в России. «Вечерняя Москва» выяснила у экспертов, как дилеры и автосервисы выходят из этой ситуации.
Трудности из-за ограничений
По данным «Известий», российские владельцы иномарок действительно начали сталкиваться с трудностями. Так, один из дилеров сообщил, что из-за ограничений покупатели BMW не в состоянии сделать дубликат ключей. В другом дилерском центре отметили, что получают доступ к нужному ПО по дополнительным каналам.
Находящиеся в России автомобили марки Audi также лишились части функционала. Кроме того, в одном из дилерских центров отметили, что владельцы этих машин сталкиваются с трудностями при замене программируемых деталей авто: блоков управления, коробки передач и так далее.
С похожими проблемами столкнулись владельцы машин Mercedes-Benz. О том, что немецкий концерн окончательно прекратил поддержку ПО для своих автомобилей в России, стало известно на прошлой неделе.
Как дилеры обходят запреты
В беседе с «ВМ» автоэксперт Игорь Моржаретто признал, что западные автомобили в России действительно доставляют владельцам некоторые неудобства.
— Есть сложности, связанные с утерей ключей и каких-то узлов, которые нужно прописывать программно. Но машин никто не лишается. Нет такого, что автомобиль внезапно остановился на дороге и превратился в тыкву, — рассказал он.
По словам собеседника «ВМ», дилеры активно учатся обходить запреты. ПО достается обходными путями в Европе. Примерно по такой схеме всегда работали российские дилеры Tesla, так как у этой компании никогда не было официального представительства в России.
В свою очередь автомеханик, электродиагност Илья Николов обратил внимание, что компании, обслуживающие автомобили, уже имеют опыт использования альтернативного ПО.
— Организации, которые обеспечивают гарантийное обслуживание, всегда умели обходить ограничения. Есть открытые страны, через которые можно достать ПО. Так работают везде — не только в обслуживании автомобилей, чуть ли не микросхемы для ракет получают через третьи страны, — рассказал он «ВМ».
Как еще можно решить проблему
По словам Моржаретто, есть и альтернативный вариант обслуживания «санкционного авто», который можно считать более перспективным. Речь о «сервисе народных умельцев». Как полагает автоэксперт, в России много специалистов, которые в состоянии создать обходные программы.
Николов также считает, что «народные умельцы» помогут владельцам иномарок.
— К умельцам дорога будет проще, так как к ним же пойдут и дилеры. Умельцы были всегда, и большинство работало через них, — уверен он.
В качестве примера автомеханик вспомнил нашумевшую историю с известным американским производителем сельхозтехники, который ограничивал фермерам возможности самостоятельного ремонта. Чтобы быстрее возвращать технику в строй, фермеры обходили ограничения, в том числе с помощью российских хакеров.
При этом, по мнению Николова, бояться вмешательства в электронику не стоит:
— Вряд ли возникнут какие-то проблемы — там куча степеней защиты. Люди, которые с этим работают, знают свое дело и уж точно не хотят терять клиентов. Они чуть ли не покупают машину, чтобы на ней пробовать свои решения.