Профессия «блогер»: МБМ рассказывает, как заработать в соцсетях
Мир блогинга уже давно перешел к монетизации. Пользователи соцсетей хотят не просто делиться новостями и фотографиями, но и получать деньги за контент и публиковать рекламу на платной основе. Ко Дню блога ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ) рассказывает, как правильно это делать.
В 2022 году рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, составил 12 млрд рублей. С начала 2023 года доходы блогеров выросли. Рекламодатели, снизив расходы на контекстную и таргетированную рекламу, снова стали вкладывать в продвижение. В итоге у инфлюенсеров, зарегистрированных как самозанятые, среднемесячный заработок показал рост на 35% по сравнению с 2022 годом.
Шаг к бизнесу
В первую очередь блоги заводят с некоммерческой целью. Порой человек ведет страничку в соцсети и пишет о своей жизни или хобби, набирает круг подписчиков, а потом задумывается о монетизации канала с помощью торговли или рекламы. И хотя вся подобная деятельность осуществляется исключительно в виртуальном пространстве, она считается коммерческой и должна быть оформлена согласно российским законам.
При небольшом доходе блогеру лучше зарегистрироваться плательщиком налога на профессиональный доход (НПД). Как это сделать, рассказывается на странице спецпроекта МБМ «Все о самозанятости от А до Я». Здесь собраны онлайн-сервисы, меры поддержки и вся необходимая информация для получающих статус. В цифровую экосистему встроены популярные сервисы по продвижению услуг и поиску заказов от партнеров МБМ, а также эффективные решения, помогающие зарабатывать.
Фитнес-тренер и нутрициолог Роман Пышняков оформил самозанятость, чтобы не только тренировать в клубе, но и монетизировать консультации по питанию, программы меню и упражнений — это позволяет реализовывать гибкую ценовую политику.
— Я развиваю блоги на нескольких площадках — это VK, Теlegram, различные видеохостинги. Мне очень интересна моя профессия, я хочу видеть, как здоровее и выносливее становится человек при правильно подобранном питании и нагрузке. За всякими голоданиями, сушками — не ко мне, мы будем решать вопрос комплексными программами. Мои знания и есть мой продукт. Девочки узнают, что для похудения нужно обязательно есть, для ребят соберем несколько марафонов на выносливость и рост мышечной массы. Я уже составил контент-стратегию благодаря платформе «Онлайн-Академия 2.0», — делится Роман.
В скором времени Роман планирует ряд коллабораций, которые позволят перейти на следующую ступень развития бизнеса с помощью МБМ.
Напомним, что самозанятый по закону не может зарабатывать более 2,4 млн рублей в год. Если ожидается превышение годового лимита, стоит заранее получить статус индивидуального предпринимателя или зарегистрировать юридическое лицо. Это можно сделать на странице онлайн-сервиса МБМ «Дистанционная регистрация бизнеса под ключ», там же — подобрать оптимальный режим налогообложения. На данный момент ОКВЭД для блогерской деятельности не предусмотрен, но блогеры — индивидуальные предприниматели или юридические лица — используют ОКВЭД 73.12 «Представление в средствах массовой информации»; 70.21 «Деятельность в сфере связей с общественностью», 63.99 «Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки». При необходимости узкоспециальный ОКВЭД помогут подобрать специалисты в любом центре услуг для бизнеса МБМ.
В центрах услуг для бизнеса МБМ консультируют более чем по 100 темам, касающимся открытия и масштабирования бизнеса. Консультационная поддержка также оказывается по телефону, онлайн. Еще в рамках нефинансовой помощи от МБМ можно пройти обучение, записаться в бесплатный коворкинг и воспользоваться целым набором онлайн-сервисов, оптимизирующих и упрощающих бизнес-процессы.
Как создавать контент
Чтобы блог работал и приносил доход, блогер должен сочетать разные типы контента. Хорошо продается реклама в блогах, посвященных косметике, путешествиям, здоровому образу жизни, материнству. Хотя заказывать продвижение у блогеров с миллионом подписчиков престижно, рекламодателей все больше привлекает работа с микроинфлюенсерами с аудиторией до 100 тысяч подписчиков. Микроблогеры обладают высоким уровнем экспертности в своей тематике, у них небольшая и лояльная аудитория. У звезд же высокая узнаваемость, но реклама от них уже не считается персональной рекомендацией.
Мария Авдеева, выпускница проекта «Бизнес-песочница», который прорабатывает психологические блоки на старте бизнеса, развивает группу поддержки по грудному вскармливанию «Млечный путь» в VK и других сетях. У группы есть инфопродукты и лекции для мам.
— Блог раскручивался очень медленно, за год набралась всего 1 тысяча подписчиков, но нас стали узнавать. К проекту подключили врачей, дружественных грудному вскармливанию. Мы организовали коллаборации — проводили совместные розыгрыши, эфиры, — рассказывает Мария.
При создании контента блогер в основном ориентируется на реакцию аудитории. Если упали охваты — значит пора пересматривать контент и сокращать число рекламных постов. Чтобы не экспериментировать, можно обратиться за персональными рекомендациями по развитию социальных сетей к экспертам — такая услуга предоставляется в рамках «Профильных консультаций» МБМ.
Блогер может выбрать один подходящий ему формат постинга, а может миксовать, выкладывать ролики на видеохостингах, писать статьи в «Яндекс.Дзен» и VC, создать чат в Telegram-канале. Ментор по личному бренду, постоянный спикер тематических образовательных мероприятий МБМ Нара Миансарян разделяет свои каналы. «ВКонтакте» у нее экспертная страница, Telegram-канал — более личного характера, в «Яндекс.Дзен» публикуется контент для широкого круга читателей.
— За эти годы у меня сложилась своя аудитория, которой я нужна как эксперт. В экспертном блоге я стараюсь давать больше информации по теме, раньше часто проводила прямые эфиры, приглашала в совместные эфиры интересных спикеров. Экспертный блог я обновляю 2-3 раза в неделю, а личный Telegram-канал веду почти каждый день, но там сообщения короче, — говорит Нара.
Блоги могут и опосредованно приносить доход. Предприниматели заводят свои странички и каналы, чтобы продавать: они рассказывают о пользе товаров, рекламируют услуги, анонсируют скидки. Для заработка они также могут интегрировать рекламу других брендов.
Основатель франшизы детских садов «Космо Кидс» и ментор обучающих программ МБМ Елена Мингова считает, что доверие потенциальных клиентов и партнеров повышается, если у бренда есть «живое» лицо.
— Контент формирую исходя из своей компетенции: поскольку я эксперт по франчайзингу, образованию, социальному и женскому предпринимательству, то в своих постах делаю упор на эти темы. Удерживаю аудиторию обычно с помощью личного контента, где показываю жизнь предпринимателя в ярких красках, рассказываю о безграничных возможностях бизнеса, — отмечает Елена.
Павел Фролов, основатель российского EdTech стартапа и эксперт МБМ в сфере франшизы начал вести блог, когда школа робототехники «Роббо» была еще совсем маленькой компанией, потому что хотел изменить подход к инженерному образованию.
— Мы с командой пробуем разные подходы. Главный интерес аудитории — школа робототехники, программирования и 3Д-печати для детей, поэтому основной акцент в случае с моим блогом направлен на развитие образовательной платформы «Роббо». В этом пришлось делать ставку на силу сообществ. Сначала ты рассказал о партнерах, потом они о тебе. А если тема волнует людей, они с удовольствием ей делятся, — говорит Павел.
МБМ помогает самозанятым, индивидуальным предпринимателям, действующему бизнесу, а также тем, кто только хочет запустить стартап. Подробнее узнать о мерах поддержки можно на сайте mbm.mos.ru или по телефону +7 (495) 225-14-14.
Поддержка бизнеса реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
ГБУ «Малый бизнес Москвы», ОГРН 1127746300550
Реклама. Kra23wTkK