Новые школы-гиганты
В этом году в день знаний за парты сели около 120 тысяч первоклассников, а всего в этом году в столичные школы пришло больше 1,1 миллиона юных москвичей — это рекорд в истории Москвы. Среди задач на новый учебный год мэр Москвы Сергей Собянин назвал создание уютной атмосферы в школах, достойное воспитание детей, их хорошую физическую подготовку и качественное образование, которое поможет адаптироваться к меняющимся условиям жизни и новым вызовам. Подробнее о строительстве объектов образования в интервью «Вечерке» рассказал исполняющий обязанности руководителя столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов.
— Рафик Равилович, строительство учебных заведений по-прежнему остается одной из важнейших социальных программ столичных властей. С каждым годом оно становится масштабнее, объекты получают большую площадь и количество мест. Среди новых трендов — строительство школ большой вместимости. Расскажите подробнее об этих проектах?
— В последние годы был сделан акцент на строительство современных образовательных зданий, отвечающих всем требованиям системы образования с учетом всех особенностей учебного процесса в зависимости от возраста учеников. Среди новых трендов последних лет — школы большой вместимости, так называемые гиганты, возводим их там, где позволяет площадь земельного участка. Например, в 2017 году в Некрасовке мы ввели в эксплуатацию школу на 2100 мест.
Строительство образовательного учреждения велось в условиях плотной жилой застройки, поэтому, чтобы обеспечить нормативное освещение учебных классов с ориентацией на восток, юго-восток и юг, была выбрана схема компоновки здания в виде буквы «М». Здание состоит из центрального ядра со спортивными и общественными помещениями (спортзалы, актовые залы, столовая, библиотека) и боковыми «крыльями» с учебными помещениями и рекреациями.
В районе Левобережный появилась школа на 1900 мест. Но по-прежнему самой большой в Москве и одной из самых больших во всей стране остается школа на территории бывшего ЗИЛ на 2500 мест, которую открыли в 2020 году на проспекте Лихачева в районе Даниловский. Здание спроектировано по европейской кампусной системе с учетом рекомендаций лучших директоров Москвы. Весь комплекс здания разделен на четыре блока: начальная школа, основной, старшая школа и культурно-спортивная зона. А для того чтобы не потеряться в разнообразии учебных кабинетов, в холлах здания предусмотрели систему навигации, в том числе информационные киоски, как в торговых центрах.
— Какие объекты открылись в этом году?
— К 1 сентября наш департамент строительства ввел в эксплуатацию две большие школы: в районах Молжаниновский на 1100 мест и Некрасовка на 1150 мест. Это как раз два динамично развивающихся столичных района Москвы, где идет в том числе и активное жилищное строительство. И здесь, конечно, требуется особое внимание для развития социальной инфраструктуры. По поручению мэра осуществляется обеспечение жителей района качественной социальной инфраструктурой.
— Расскажите о них подробнее?
— Школу в Молжаниново возвели в рекордно короткие сроки: всего за год. 1 сентября она приняла своих первых учеников. В новом здании, куда перевели ребят с пятого по 11-й класс из основного учебного корпуса «Перспективы» на Синявинской улице, дом 11а, есть лабораторно-исследовательский комплекс для изучения естествознания, большой спортзал, робокласс, ИТ-полигон с возможностью зонирования, медиатека и многофункциональная библиотека. Для раскрытия творческого потенциала детей в школе появятся мастерские по рисунку, живописи, композиции и декору, мастерская по скульптуре, 3D-моделированию и макетная мастерская. На территории школы обустроили современное спортивное ядро с футбольным полем, дорожками для бега, площадками для баскетбола, волейбола, бадминтона, настольного тенниса и гимнастики.
Школа в Некрасовке стала четвертой в составе нового образовательного кластера в 17-м квартале. На одной территории для динамично развивающего молодого района Некрасовка возведены образовательные объекты, обеспечивающие беспрерывность воспитательного и образовательного процесса. На территории есть спортивное ядро с футбольным полем, спортивными площадками, баскетбольной площадкой, волейбольной площадкой, площадками для отдыха и учебно-опытными площадками. На школьной территории высадили сад с плодовыми деревьями и кустарниками. Ученики даже смогут выращивать полевые и овощные культуры на грядках и в теплицах. Кроме этого, здесь оборудовали игровые площадки, футбольное поле, беговые дорожки, а также специальные спортплощадки площадки для прыжков в длину и занятий гимнастикой.
— Какие гиганты появятся в Москве до конца года?
— До конца года будет введена в эксплуатацию ещё одна большая школа — в Ватутинках, в поселении Десеновское на 48 классов — это 1200 мест. Здание школы будет разделено на блоки, для начальной, средней и старшей школы организуем раздельные входные группы. В школе разместятся актовый зал, универсальный трансформируемый спортивный зал с разделительным занавесом и возможностью проведения занятий по хореографии, шахматный кружок, IT-полигон с возможностью деления трансформируемыми перегородками на зоны: программирования, разработки устройств, обработки материалов, испытания устройств, моделирования; академический лабораторно-исследовательский, инженерный лабораторно-исследовательский комплекс и робо-класс с возможностью деления трансформируемой перегородкой на зоны.
— Если говорить в целом о строительстве объектов образования, какая сейчас работа ведется в этом направлении?
— В целом столице удалось решить проблему с обеспечением маленьких москвичей учебными местами. Но, несмотря на это, потребность в новых образовательных учреждениях остается в связи со строительством жилья и возрастающим числом москвичей, желающих отдать детей в садик или школу. Сегодня в Москве реализация программы по строительству новых образовательных учреждений активно продолжается. Сегодня в городе только нашим департаментом одновременно идет возведение 35 объектов образования. С каждым годом подобное строительство становится масштабнее, а сами объекты получают большую площадь и количество мест.
— Чем отличаются новые школы от старых, уже существующих зданий?
— Новые школы проектируют с использованием стандарта «Московская школа». Здания делают максимально комфортными для учебы, развития и общения детей. Просторные комнаты со стенами-трансформерами, рассчитанные на разные активности кабинеты и соседние с ними пространства, остекленные зоны-«аквариумы» для открытых занятий и семинаров. В каждом образовательном комплексе ставят эргономичную мебель, создают понятную навигацию, продумывают удобное размещение классов и всего остального по этажам. Даже интерьеры делают такими, чтобы помогали эффективному обучению.
Важна любая мелочь — от грамотной логистики учебного процесса и новейшего оборудования до натуральных материалов, улучшенного освещения и автоматизированных систем энергопотребления. Строительство учебных заведений — одна из важнейших социальных программ. Чтобы не было недостатка в пространстве, объекты становятся вместительнее. В новых учебных заведениях повышается удобство аудиторий, классов, актовых залов. Не забываем и про маломобильных граждан: уже при проектировании зданий предусматривается доступность для маломобильных групп населения. Входы в здание школы максимально приближены к уровню земли для легкого доступа в здание на коляске. В зданиях есть лифт, который обеспечивает связь между этажами. Устанавливаются визуальные и тактильные средства информации. На школьных территориях оборудуем игровые площадки, площади для торжественных мероприятий и спортивные площадки, устанавливаем тренажеры.