Сергей Проханов: Я долго «рулил» Театром Луны
Зрители открыли для себя актера Сергея Проханова в далеком 1977-м, после выхода на экраны фильма «Усатый нянь». А с 1993 года поклонники театральной сцены могли оценить его работу в качестве худрука Театра Луны.
— Сергей Борисович, вы как-то сказали, что репертуарный театр умирает...
— На мой взгляд, это так и есть. Потому что когда я в последнее время занимался Театром Луны… Понимаете, вроде вот все есть — и идеи в голове, и артисты, только одного нет — денег. У государственных театров очень мало денег. И от этого все беды. А нет денег — нет спектакля. Поэтому кино, которое еще платит что-то, всех звезд себе и забирает. Как говорил Марк Захаров, надо оставить несколько крупных театров, хотя бы тех, где есть балкон, а все остальные отдать префектурам. Я сегодня так же думаю. В свое время был против, потому что сам в подвале в Трехпрудном переулке, помните, сидел, когда только начиналась история с Театром Луны. Потом сам его отстроил на свои деньги и деньги своих друзей… Короче говоря, я понял, что Марк Захаров был все-таки прав.
— А вообще, практика финансирования и дотации театров мировая или только у нас это принято?
— Знаете, у меня друг — главный режиссер одного из голландских театров. У них небольшая группа, человек 20 девушек и ребят. Они играют, выезжают на гастроли. Там такая система: если ты поставил один плохой спектакль, то тебе говорят: «Ну ничего, это творческая неудача». А если и второй спектакль плохим получился — это уже все, «желтый билет». То есть режиссера больше к театру не подпустят. А у нас сотни театров кормятся от государства. Ну слушайте, есть же форма государственного и частного партнерства, надо сделать ее повсеместной. Предположим, захотел я вложить деньги в спектакль, допустим, два миллиона он стоит, и получу я свои, скажем, 40 процентов. Но кормить всех подряд — это, мне кажется, должно остаться в прошлом.
— А вот удачный — неудачный спектакль… Судьи-то кто?
— Неудачный виден сразу. Да, конечно, профессионалы смотрят и говорят: «Ну нет, вы знаете, не получилось, это творческая неудача». Но есть же еще зритель...
— Который нередко ведется на ненормативную лексику или обнаженку… Сейчас же много этого в театрах.
— Мне кажется, только недоделки делают это. Я видел, как в питерском спектакле голый Герман поет арию. Совсем голый. Ну, у каждого своя фишка...
— А я видел постановку европейскую, где и Ромео, и Джульетта — мужики, а Джульетта еще и с бородой. Это прогресс? Может, мы просто ретрограды, что не понимаем и не одобряем этого?
— Я человек старой закалки и считаю это извращением. Я семейный театр люблю. Я 30 лет отрулил Театром Луны. Мата у меня в спектаклях не услышишь, голых у нас тоже нет, хотя на грани эротики работаем с удовольствием.
— Да, вы же с прошлого года стали президентом театра…
— Я считаю, президент должен быть один — это Владимир Владимирович Путин.
— Ну кто-то же придумал должность «президента Театра Луны»?
— Придумали. Ну вроде как ладно, пусть пока ходит… Я, честно говоря, хочу создать свой творческий центр. Там будет и кино, и театр. Хочу пригласить своих друзей, это Максим Дунаевский, это Дмитрий Дибров, много известных людей, которые были у нас в театре. Хочу попробовать схему привлечения государственного и частного капитала. Сейчас я вам некоторые секреты открою. Первый — я хочу создать киностудию фантазийных и приключенческих фильмов, можно сказать, в память о Боре Грачевском.
— То есть это специализация на детском кино?
— В основном. Ну, по крайней мере, пока. Потому что есть еще идея: сделать семейный театр и театральную школу «Усатого няня».
— Вот я когда с Грачевским беседовал, он пессимистично отзывался о перспективах детского кинематографа в стране, потому что наши дети смотрят в основном западную продукцию.
— К чему приучишь… Я вам так скажу: когда в 1977-м «Усатый нянь» вышел, он был таким популярным, что Гарри Поттер за мной чемодан бы носил. Я про что говорю? Все зависит от качества. Будет качество фильмов — и детей приучить их смотреть можно.
— Признайтесь, в период мегапопулярности у вас корона-то выросла, наверное?
— Нет, я не тщеславный.
— А среди коллег зависть была?
— У коллег она все время была, особенно когда я получил новое здание Театра Луны. Как без этого? Зависть — двигатель в артистическом мире.
— А Проханов кому завидует?
— Ну, я всегда завидовал хорошим артистам. И завидовал тем, у кого есть «крестный папа». То есть когда в кино у кого-то есть Никита Михалков, а в театре, скажем, Анатолий Эфрос...
— Вы для кого-то были «крестным отцом», то есть кого как актера открыли?
— Человек 50 популярных артистов прошли через мои спектакли. Анатолий Владимирович Ромашин, Валентин Смирнитский, Василий Ливанов, Елена Кондулайнен, Евгений Стычкин, полсотни человек назову точно.
— Вы сами кому благодарны за профессию?
— Виктюку. После института я пришел в Театр Моссовета, а Роман Григорьевич тогда ставил там спектакли. Я попал к нему в три спектакля, и он как-то очень правильно направил мои мозги.
— А есть у нас сейчас молодые и реально талантливые режиссеры?
— Не могу сказать, потому что люблю тех режиссеров, которых знаю, — Сергея Соловьева, Никиту Михалкова — я его обожаю просто, хотя никогда у него не снимался.
— Это сейчас намек Никите Сергеевичу: не снимался, но готов?
— Нет-нет, я уже в ту кассу не хочу идти. Мы с ним просто встречаемся иногда.
— А были предложения в кино, от которых вы отказывались?
— Я должен был сниматься в фильме «Романс о влюбленных» у Андрея Кончаловского.
— В главной роли?
— Да-да, с Леной Кореневой мы пробовались. Кончаловский меня утвердил. А я ему говорю: «Знаете, я не смогу у вас сниматься». Да я толком и не знал, кто такой Кончаловский, я студент тогда еще был. И объяснил ему: «У меня картина на «Беларусьфильме» — «Быть человеком», две серии, и одна из главных ролей». Он смотрел на меня, как на идиота.
— А как вы относитесь к ремейкам культовых советских фильмов?
— Мне самому хочется сыграть в эту игру — «Усатого няня» переснять. Я сценарий пишу. Придумал такой интересный ход, но говорить пока не буду: сценаристы тут же схватят, сопрут, как говорится.
Об авторе
Евгений Додолев — и звестный журналист и медиаменеджер, в настоящее время ведущий авторских программ на каналах «Россия 1» и «Москва 24».