Фото: shutterstock

Мечтаю дойти до вершины: легендарная 82-летняя альпинистка встретила любовь среди гор

Общество

Легендарная советская альпинистка, 82-летняя Эльвира Насонова — единственная в мире женщина, которая трижды завоевывала титул «Снежный барс». Это самое почетное звание Федерации альпинизма в России. Эльвира стояла у истоков нашего промышленного альпинизма и на собственном примере доказывала, что женщины наравне с мужчинами могут покорять горы.

Влюбилась в горы Эльвира Насонова еще в 14-летнем возрасте. Тогда, в 1955 году, она вместе с родителями переехала с Дальнего Востока в Крым. Горы были рядом с домом. После окончания школы Эльвира поступила в киевский геолого-разведочный техникум и записалась в секцию скалолазания. Именно там будущая альпинистка совершила свои первые восхождения.

Не пропускала ни одной лекции, каким-то внутренним чутьем понимала, что, помимо силы и ловкости, специалист должен иметь определенные знания.

— Конечно, сначала было трудно, — рассказывает «Вечерней Москве» Насонова. — Не было профессионального альпинистского снаряжения. Спали на земле, просто стелили сосновые ветки. Нам выдавали штормовой костюм и перчатки, веревку, кошки (металлические приспособления для увеличения противоскольжения. — «Вечерняя Москва»), ледоруб и спальный мешок.

Палатка была на четверых человек. Во время первого восхождения чувствовала, что я сильнее многих. Скалолазание мне давалось проще, чем другим. Когда у тебя что-то получается так хорошо, да еще и начинают хвалить, хочется двигаться дальше, учиться и достигать больших высот.

После учебы Эльвира по распределению уехала работать техником-геофизиком в Среднюю Азию, в Ош, и там тоже записалась в секцию скалолазания.

— Я уехала по распределению туда, где были самые высокие горы, Тянь-Шань, Памир (Азия. — «Вечерняя Москва»). Думала тогда не о карьере альпинистки, а о том, как дойти до самой высокой горы. Очень старалась. В горах чувствовала себя хорошо.

Там я познакомилась с опытным альпинистом Анатолием Балинским. Сначала он стал моим наставником, а потом мужем,— вспоминает Насонова.

— Женщин в альпинизме тогда было очень мало. Я ходила вместе с мужчинами, носила тяжелые рюкзаки. Была с ними на равных, и меня принимали, — рассказывает героиня.

Кстати, раньше чемпионаты по альпинизму проводились только среди мужчин. Поэтому Насонова, чтобы получить титул, выполнила норму мужского мастера спорта.

С 1964 по 1972 год Эльвира с мужем Анатолием работала на строительстве гидросооружений Ат-Башинской и Токтогульской ГЭС.

— ГЭС строились на отвесных скалах, на высоте. Для этой работы нужна была альпинистская подготовка. Меня пригласили в качестве инструктора, потому что там часто срывались люди, у которых не было соответствующих умений. Руководство стройки отпускало нас с мужем в экспедиции: это считалось повышением квалификации, — отмечает Насонова.

В 1972 году у Эльвиры родился сын. Даже после этого альпинистка не могла сидеть на месте и старалась как можно скорее привести себя в форму.

— Я каждый день поднималась в горы на 360 метров, привязывала люльку с сыном к рюкзаку и шла в горы, а он там прекрасно спал, на воздухе, — делится Эльвира.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Романенко, судья первой категории по виду спорта альпинизм:

— Мы с Эльвирой познакомились в 1976 году, вместе поднимались на гору Крестовую в Ялте. Тогда она уже была заслуженным специалистом, у нее был титул «Снежный барс». Но с ней очень легко было общаться — никакой «звездности». Она четко понимала, кто на что способен в связке. На нее всегда можно положиться. Это настоящая личность, человек, который никогда не сдается. Эльвира упорная, настойчивая, но вместе с тем у нее есть какая-то легкость и бесшабашность в характере. Вы сейчас ей можете сказать: пойдем на ледник, и она согласится.

ФАКТ

Эльвира Насонова выполнила 50 восхождений высшей сложности. Нормативы мастера спорта она выполняла семь раз. А звания «Снежный барс» была удостоена трижды за покорение семитысячников: пиков Коммунизма, Ленина, Победы, Корженевской и Хан-Тенгри. На эти горы Насонова совершила 18 восхождений.

Интересное об Эльвире Насоновой

Умела ходить на руках. Эльвира родилась 19 июля 1941 года на Дальнем Востоке, с детства была сильной, выносливой девочкой. Даже умела ходить на руках. «Мне всегда некуда было девать энергию, я постоянно бегала, двигалась, была непоседой. Хотелось заниматься спортом»,— говорит альпинистка.

Чуть не погибла. Насонова всю жизнь мечтала подняться на Эверест. Однажды ее мечта чуть не стоила ей жизни. Один из ее коллег предложил совершить полет туда на параплане. «Я согласились на полет на параплане, чтобы обнаружить тела погибших американских альпинистов, тогда за спуск тел платили хорошие деньги. Это была моя большая ошибка. Мы сделали слабый разбег, и параплан не набрал достаточной высоты. Но все же долетели до ледника на высоту 7000 метров. А погибшие лежали на высоте 8000. Тут что-то случилось, и параплан рухнул на лед. У меня в итоге были очень опасные переломы таза, плеча, была разбита голова. На вертолете меня доставили в больницу, а потом на самолете в Москву, где сделали очень много серьезных операций. Надо сказать, что водитель параплана ко мне ни разу в больницу так и не пришел. Конечно, я долго и тяжело восстанавливалась, но эти травмы все равно не остановили меня, и я продолжила участие в международных соревнованиях. Чтобы кости быстрее срастались, я все время пила мумие, которое однажды нашла в пещере, в горах».

Цель — Эверест. Сейчас Эльвире Насоновой 82 года, она готовится к операции по эндопротезированию коленного сустава, пишет воспоминания о своих восхождениях и по-прежнему мечтает подняться на Эверест. «Если бы получилось подняться сейчас, то я была бы самой пожилой женщиной, которая покорила эту великую гору, — говорит спортсменка. — Я все еще надеюсь исполнить свою мечту».

Шестое чувство. «Не хочу хвалить себя, но в горах мало одних лишь знаний и способностей. Там нужно предчувствовать. Это особое чувство, и оно меня часто спасало», — отмечает альпинистка.

amp-next-page separator