Активистка Анна Новикова (слева) и волонтер Марк Боке везут гуманитарную помощь в ЛНР / Фото: Личный архив Анны Новиковой

Европа услышала голос Донбасса

Общество

Второй конвой с гуманитарной помощью отправила в ЛДНР французская организация SOS Donbass. Жители восьми стран Европы передали в новые регионы России лекарства, инвалидные кресла, больничные койки, одежду и многое другое. «Вечерняя Москва» пообщалась с главой ассоциации Анной Новиковой.

— Анна, встречали ли препятствия, организуя очередной конвой?

— В Эстонии, где мы пересекали границу, теперь не оформляют таможенную декларацию для груза из другой страны. Пришлось срочно искать французского брокера. Еще одна неприятность — сломалась машина, сейчас чиним ее в пути. Помощь везем в Донецк, Мариуполь, Луганск.

— Вы уже больше десяти лет живете во Франции. Расскажите, как и почему решились поехать на Донбасс?

— До 24 февраля 2022 года я, как и все, знала, что восемь лет там что-то происходит, но не вникала в детали. По телевизору об этом не говорили. Все даже думали, что там все кончилось, поэтому 24 февраля был шок. Я взяла отпуск на работе, чтобы наблюдать, что происходит.

Вокруг была сильная антирусская пропаганда — столько ненависти... Неделю спустя я сделала пост в соцсети, написала: прошу прощения, но я буду публиковать другую версию происходящего, потому что Россия не нападала на Украину и для СВО были серьезные причины.

В апреле 2022 года я решила, что мне необходимо поехать туда, потому что украинцы меня много упрекали, что я говорю о Донбассе, а никогда там не была. Я была готова к тому, что то, что я увижу, изменит мое мнение о ситуации. Но оно подтвердилось: Россию на Донбассе ждали, жители говорят о ней с благодарностью. В гостинице, например, я увидела портрет Путина, русский флаг.

— Значит, нужно было время, чтобы разобраться?

— Я всегда поддерживала Россию. Сергей Бодров в одном интервью сказал: «Во время войны нельзя говорить плохо о своих. Никогда». Я считаю, что моя обязанность как гражданки России, находящейся сейчас в Европе, — помогать своей Родине.

Поэтому, вернувшись, я уволилась с работы и создала ассоциацию, чтобы Европа услышала голос живущих на Донбассе с 2014 года под бомбами. Мы организуем демонстрации против поставок вооружения Украине, лекции, возим в ЛДНР гуманитарную помощь. Одна из задач нашей ассоциации — рассказывать о происходящем на Донбассе.

— Почему для вас важно привозить гумпомощь лично?

— Многие говорили, что ездить из Европы на Донбасс — глупая и затратная идея, можно просто переводить деньги. Но нет, когда приезжаешь сам, это дает совсем другой эффект. Когда нас увидел парень Юра, которому мы помогли с протезом, он просто расплакался. Он потерял обе руки из-за оружия, переданного НАТО Украине. И не ожидал встретить солидарность и поддержку от людей из Европы.

— Какая еще история особенно запомнилась?

— Я узнала, что помощь нужна не только людям, но и животным. Например, в приюте в Донецке живут лошади, потому что их хозяева погибли. Заведует приютом девушка Юлия. Она рассказала, что ее мама умерла, у нее случился инсульт, потому что приезжали украинцы-нацисты, которые над ней и над животными издевались, а она пыталась их защитить. Теперь за лошадьми в приюте ухаживают молодые девушки.

— Как воспринимают вашу позицию во Франции?

— Мне поступали угрозы в сети, но в реальной жизни пока не сталкивалась с агрессией. Я готова к тому, что когда-то меня выгонят из Франции.

— Как вообще там воспринимают этот конфликт?

— Раньше на окнах висели украинские флаги. Теперь все больше французов поддерживают Россию и уже не боятся об этом говорить.

Но пропаганда по телевизору идет все та же, другую версию не показывают. Что бы ни произошло, всегда «виновата Россия». Но теперь французы увидели, как ведут себя украинцы — считают, что им все можно и им все обязаны. Вообще, французы немного устали от иностранцев в своей стране — слишком много беженцев. Я сама не раз испытала культурный шок, переехав сюда. Хочется вернуться в Россию.

— Ваш муж француз, что он думает по этому поводу?

— Он тоже хочет переехать в Россию, потому что тоже устал от политической пропаганды тут, от пропаганды ЛГБТ. Франция идет ко дну, она деградирует. Культура теряется из-за нашествия беженцев из стран с низким уровнем образования. Это уже не та Франция, в которую я приехала в 2010 году.

— Что еще стало культурным шоком?

— Отчужденность людей. Например, мы пошли гулять в горы с друзьями моего будущего мужа, еще одной парой. Устроили пикник. В России обычно компания вместе расставляет еду, все делимся. А та пара села отдельно от нас и ела свое. Не знаю, как это называется. Эгоизм? Здесь нет сплоченности, каждый сам за себя.

Еще Россия гораздо лучше в плане развития цифровых технологий. У французов даже нет переводов денег по номеру телефона.

— Было сложно решиться переехать во Францию из России?

— Нет, я уже успела пожить и в Турции, и в Японии, вот и во Францию поехала за мужем, ради интереса. Не думала, что останусь так надолго, была молодая и легкомысленная. Но когда появились дети, я, конечно, осела.

— Ваши дети себя чувствуют больше русскими или французами?

— Французами, так как живут во Франции и их первый язык — французский. Но я стараюсь их привозить хоть раз в год в Россию. Они читают по-русски, могут общаться. Моя мечта — чтобы они без акцента говорили на русском языке, но это получится сделать, только если мы переедем в Россию.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем:

— Есть целый пласт эмигрантов, которые, уехав из России или родившись на Западе, сохранили культ Родины. В их помощи Донбассу важны не только деньги, но и сам факт поддержки. Есть люди, которые ценят Россию, любят ее и готовы поддерживать, в то время когда для других наша страна считается страшной державой, от которой отвернулся мир.

ЦИФРА

20 тонн гуманитарной помощи собрали в этот раз в Европе для жителей Донбасса.

КАК У НИХ

Донбассу помогают волонтеры из разных стран Европы

  • Объединение Zukunft Donbass Волонтеры из федеральной земли Тюрингия (ФРГ) собирают и отвозят гуманитарную помощь на Донбасс с 2016 года. За последние годы организация расширилась до 20 человек. Им помогают волонтеры и доноры из Швейцарии, Австрии, Нидерландов.
  • Фонд Алексея Талая Белорусский мотивационный спикер и паралимпиец много лет помогает жителям Донбасса и подключает к этой инициативе европейских граждан. Уже второй груз гуманитарной помощи был отправлен из Ирландии.
  • Немецкий фонд Friedensbrucke — Kriegsopferhilfe e.V Основан в городе Вандлиц. Оказывает помощь Донбассу с 2015 года и осуществил свыше 800 гуманитарных проектов. Ему грозит закрытие на территории Германии, а его участникам — уголовные дела.
  • Волонтерское движение «Братская мотопомощь» Лидер движения, немец Николай Фаст, живет в Донецкой Народной Республике. В 2022 году он с друзьями-байкерами начал развозить горячую еду российским и белорусским дальнобойщикам, застрявшим на границе из-за введения антироссийских санкций. После этого Николай Фаст решил посетить ДНР и привезти туда гуманитарную помощь из Германии.

amp-next-page separator