Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

На зарядку становись: как популяризируется тренд на электромобили

Общество

Будущее легкового транспорта за электромобилями. И город делает очень многое, чтобы его приблизить – развивает инфраструктуру, стимулирует производство электрокаров и батарей для них. Подробнее о тренде на электромобили — в материале «Вечерней Москвы».

К 2035 году по территории Москвы и Подмосковья будет передвигаться миллион легковых электромобилей — таковы показатели, заложенные в стратегию развития электротранспорта. Согласно этому же документу уже к концу текущего десятилетия доля легкового электротранспорта должна составить порядка пяти процентов. Помешать достигнуть желаемых показателей может только одно — отсутствие соответствующей инфраструктуры: в первую очередь достаточного количества зарядных станций. В цифрах необходимое количество «зарядок» для 300 тысяч электромобилей, которые к 2030 году будут колесить по дорогам столичного региона, составляет около 12,5 тысячи.

Первопроходцы

Всего же на данный момент в России насчитывается около 26 тысяч электромобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», почти треть всех электрокаров зарегистрированы в Центральном федеральном округе. Самым крупным парком электромобилей может похвастаться Москва — более пяти тысяч единиц.

Зарубежные автопроизводители ушли с отечественного рынка. Но в Москве есть и собственные производственные мощности — электромобили собирают на заводе «Москвич».

— В 2023 году объемы производства составили 27 тысяч автомобилей. В основном это Москвич 3 и Москвич 3е, также появляется в продаже Москвич 6. В следующем году объем производства должен вырасти до 44 тысяч автомобилей, из которых четыре тысячи — электромобили. Их производство в дальнейшем тоже будет увеличено, — отметила директор по взаимодействию с госорганами и корпоративным связям завода Татьяна Редько.

Крупные мегаполисы продолжают притягивать население. Этот процесс необратим. Потому запрос на экологичный и доступный транспорт будет расти.

— Автопромышленность начинает развиваться в рамках триады «электромобиль — беспилотник — девайс». При этом конкурировать начинают не только автопроизводители, но и компании, которые оказывают услуги для таких машин, — говорит Редько.

Как двигатель внутреннего сгорания связан с горючим топливом, так и электромобиль нуждается в батареях. Производство накопителей энергии в Москве тоже будет свое. Дмитрий Турчин, коммерческий директор ООО «РЭНЕРА» (дочерняя структура госкорпорации «Росатом» . — «ВМ»), рассказал, что в столице уже в 2026 году запустят завод по производству батарей.

— Мы проработали и заключили контракт, предполагающий формирование со стороны города заказа на ближайшие 7–8 лет. Встречные обязательства с нашей стороны — строительство завода, освоение технологии и обеспечение производства, — сказал Турчин.

В целом же «РЭНЕРА» выстраивает структуру, обеспечивающую отрасль сырьем, от добычи и производства лития до производства накопителей и их утилизации.

Готовь сани летом

Создавать инфраструктуру для электротранспорта, разумеется, нужно впрок. Никто не будет покупать электрокар, если его негде заряжать. Более того, если не позаботиться о разрешении этого вопроса сейчас, в будущем обеспечение возможности для зарядки электромобилей станет более затратным.

— В ближайшие пять лет практически все городские улицы будут благоустроены. Это означает, что, делая ремонт на этих улицах и закладывая заранее инфраструктуру, мы можем сэкономить большое количество ресурсов. Мы заранее заложим кабель-каналы, построим при необходимости трансформаторные подстанции, что позволит сократить стоимость зарядных станций, — отмечает заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алексей Митяев.

Подобные шаги необходимы не только в сфере благоустройства, но и в сфере капитального строительства. Однако для обеспечения в строящихся объектах инфраструктуры для зарядки электромобилей необходима соответствующая нормативная база. И в Москве соответствующий документ уже подготовлен.

— Мы проводили совещания с застройщиками и инвесторами. Они считают, что затраты на развитие инфраструктуры не скажутся кардинально на застройке. С выпуском документа во всех строящихся зданиях и сооружениях должна будет создаваться канальная система, позволяющая устанавливать электрозарядные станции, — рассказал зампредседателя Москомархитектуры Сергей Костин.

В Москомархитектуре разработали несколько предложений, как и где можно было бы размещать зарядные станции, исходя из того, что их можно условно разделить на два типа. Быстрые — это станции, расположенные на улицах, к которым можно было бы подключиться на полчаса. И долгие — станции, расположенные в местах длительного пребывания, например у дома.

— В городе стоят трансформаторные подстанции. Как правило, одна обслуживает пять-шесть домов. К каждой из них можно было бы поставить зарядную станцию на два-четыре места. Это стало бы хорошим стимулом для развития электротранспорта, — добавил Костин.

Многие зарубежные страны установили для себя ключевые точки, к какому году они планируют перейти на тотальное использование легкового электротранспорта. В Европе говорят о 2035 годе, в Китае — о 2040-м. В России дата окончательного перехода на использование электротранспорта пока не определена.

КСТАТИ

40 регионов России подключились к федеральному проекту по установке зарядных станций на 150 киловатт. В рамках проекта до конца 2023 года установят более 700 зарядных станций по всей стране. Показатель в прошлом году составил 447.

amp-next-page separator