Казанская икона Божией Матери: история святыни и ее значение для православных
Патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, объявил об обнаружении подлинника Казанской иконы Божией Матери. Образ считали утраченным более 100 лет назад, и ее появление верующие расценивают как добрый знак.
Эта икона связана с важнейшими событиями в российской истории, которые определили судьбу государства. По этой причине обретение Казанской иконы Божией Матери далеко превосходит только церковные рамки и является событием общенационального масштаба.
Матронушка отыскала
Перед этой иконой молились ополченцы Минина и Пожарского в 1612 году. Победа в Москве положила конец Смутному времени, когда государство стремительно деградировало, и дала начало формированию Русского государства нового типа, которое в исторически короткое время стало европейским лидером.
История Казанской иконы Божией Матери начинается в 1579 году, когда в Казани случился большой пожар. 10-летней Матроне (та самая Матрона Московская, почитаемая Русской православной церковью как святая. — «ВМ») во сне явилась Богородица, она велела откопать икону на пепелище и точно указала место.
Икона была найдена на метровой глубине. Эксперты считают, что икона является репликой византийских икон XIV века. Первая такая икона была привезена на Русь при отце Ивана Грозного Василии III, когда к Москве отошли Рязань и Псков и был отбит у поляков Смоленск — важнейшие для истории России события.
В Казани на месте явления иконы по указу Ивана Грозного был построен Богородицкий девичий монастырь. Первой монахиней стала Матрона, принявшая при постриге имя Мавра. Список с найденной иконы был послан в Москву царю Ивану. Именно эту икону, утерянную в 1918 году, показал патриарх Кирилл.
Покусились на святое
В прославлении иконы в XVI веке большую роль сыграл Казанский митрополит и будущий патриарх Гермоген, судьба которого трагична и связана с событиями Смутного времени. День явления Казанской иконы — 8 июля — стал общецерковным праздником.
В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы в Богородицком монастыре бриллиантовой короной. Богатый дар повлиял на судьбу иконы, которая стала жертвой грабителей в 1904 году. Банду сколотил 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин по кличке Стоян.
В 1916 году вор Стоян умер в Шлиссельбургской тюрьме, унеся тайну в могилу. По одной версии Стоян продал ее старообрядцам. Среди насельниц монастыря ходит предание, что после многих попыток похищения одна из монахинь на ночь подменяла подлинную икону копией. Указано даже место подлинной иконы в храме на одном из старых кладбищ Казани.
Первое восстание
В XVI столетии европейские нации находились в стадии созревания, национальные идеи были туманны и только формировались. Иван Грозный претендовал на польский трон, но проиграл выборы Стефану Баторию. Почему бы московским боярам, образовавшим Семибоярщину, не позвать на свой трон королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III? Главы первого ополчения в 1611 году, несомненные патриоты, рассматривали возможность приглашения в Москву царя из Швеции, с которой воевала Польша.
Нет, польский гарнизон не сам заявился в Москву, но был зван московской знатью после нескольких Лжедмитриев и царя-неудачника Василия Шуйского, войска которого были разбиты в сражении под Клушино. В начале XVII столетия Польша была на взлете.
После взятия Дерпта (Тарту) и разгрома Швеции под Ригой Великий гетман Ян Ходкевич получил поздравительные депеши от папы римского, императора Австро-Венгрии, персидского шаха и турецкого султана. Великий гетман был бит под стенами Новодевичьего монастыря и чуть не утоп в Москве-реке.
В рассказах об ополчении Минина и Пожарского забыто первое ополчение, собранное в 1611 году. Во главе ополчения стояли князь Дмитрий Трубецкой и воевода Прокопий Ляпунов. Скажем прямо, их военные заслуги были выше, чем у князя Пожарского, который тоже состоял в первом ополчении. Ополчение из дворян и посадских людей было собрано в русских городах. Часть ополчения составляли обрусевшие татары и казаки. На стороне поляков тоже были казаки — из Малороссии.
Весной 1611 года в Москве ополченцы взяли Земляной и Белый город. Поляки заперлись в Кремле и Китай-городе. Гарнизон состоял из 7000 человек, особую силу составляли 2000 немецких наемников, отличавшихся звериной жестокостью. При подавлении восстания от их рук погибли 7000 москвичей. Поляки, опасаясь штурма, подожгли Москву. Князь Пожарский был тяжело ранен и вывезен в Свято-Троицкий монастырь.
Осада продолжалась, но выбить поляков из Кремля сил не достало. К тому же поляки сыграли на главной русской беде Смутного времени — отсутствии единства и вечном раздоре.
Обломанные зубы
Ополчение Минина и Пожарского, который оправился от ран, пришло в Москву весной 1612 года и соединилось с остатками первого ополчения. Военные действия возглавлял князь Трубецкой, который после победы и бегства поляков стал русским правителем до избрания на трон Михаила Романова в 1613 году.
31 августа войска гетмана Ходкевича поднялись на Поклонную гору в 5 верстах от Кремля, где уже два года сидел гарнизон Станислава Жолковского, дошедший до поедания человечины. Вместе с поляками на Москву пришли отряды немцев Платенберга, Корфа, Генриха фон Розена и Эберхарда Зейге, а также литовские татары Чаровича и Богдана.
Нельзя забыть о верных полякам запорожских казаках. В источниках имеется упоминание о венгерской пехоте. Настоящая интервенция объединенной Европы. Первая интервенция, а сколько еще нашествий пережила наша страна! Все закончилось бесславно, тем не менее обломанные о Москву зубы, похоже, некоторых так ничему и не научили.
1 сентября Ходкевича выбили из Нов одевичьего монастыря, он метнулся к Донскому монастырю и к Калужским воротам. Пробился в Замоскворечье (в районе сегодняшнего кинотеатра «Ударник». — «ВМ») до Большой Ордынки и Пятницкой. Но путь к Кремлю был надежно перекрыт. В это время Минин и Пожарский нанесли удар в районе современного Крымского моста и Лужников. Ходкевич, потеряв до тысячи воинов, обратился в бегство. Скоро поляки были выбиты из Китай-города, а засевшие в Кремле капитулировали.
Вот что писал после этого архиепископ Арсений Елассонский: «В первый воскресный день после освобождения Кремля полки русских воинов сошлись у Лобного места на площади, называемой «Пожар» (позднее Красная), где произошла встреча двух чудотворных икон Божией Матери — Казанской и Владимирской, вынесенной из Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля». После победы икона находилась в приходской Введенской церкви князя Дмитрия Пожарского. Затем, когда в 1636 году был построен Казанский храм на Красной площади, икона хранилась там без малого 300 лет.
Смутное время — трагическая для нашей страны эпоха. Но Россия сумела извлечь из событий этого тяжелейшего времени важные уроки на все времена.
МНЕНИЕ
Иеромонах Макарий (Комогоров), зампредседателя Издательского совета РПЦ:
— Казанский чудотворный образ Божией Матери можно по праву назвать самым русским. С самого явления в 1579 году чудесные события, и вера народа в благодатную помощь Богородицы связаны не только с казанским подлинником чудотворной иконы, но и со множеством списков, которые распространились по всей русской земле, являя великое предстательство Матери Божией за свой народ. Московский список, Санкт-Петербургский, Елоховский, Вышенский, Богородско-Уфимский, Вязниковский, даже Ватиканский, и десятки других образов Казанской — это все чудотворные иконы, к которым народ приступал с молитвой.
И с каждой из этих икон связаны тысячи свидетельств помощи, чудес, покаяния и перемены жизни людей. И как бы ни терзали сомнения просвещенных современников, более верящих в силу науки и прогресса, чем в силу «черных досок», как писал о святых иконах один из замечательных русских писателей Владимир Солоухин, нужно признать — почитание чудотворных икон на Руси является частью истории и современной жизни народа, определяет нашу духовную самобытность и культурную традицию. А раз так, то имеет смысл больше рассказывать об этих важных страницах истории и культуры молодым, чтобы поменьше было у нас «иванов, не помнящих родства» — людей, не знающих ни истории Отечества, ни основ его великой культуры.
КСТАТИ
В православии около 1000 чудотворных икон.
Считается, что через них передается Божья благодать. Большинство образов — иконы Богородицы с младенцем Христом. В православной традиции первым иконописцем был евангелист Лука, который написал икону Богородицы и преподнес ее Деве Марии. Первой чудотворной иконой считается Спас Нерукотворный (Мандилион) — плат с изображением Иисуса Христа, которым он отер свое лицо и передал художнику, не сумевшему нарисовать его портрет. Спас Нерукотворный обычно изображен на куполе храма.