Стражи матушки Невы: история крейсера «Аврора»
Крейсер «Аврора» 75 лет назад поставили на вечную стоянку. «Вечерняя Москва» вспоминает историю создания и переплетения судьбы корабля, ставшего одним из символов революции 1917 года.
Реагируя на трудности во внешней политике конца XIX века, а именно на геополитическое соперничество с Англией и усиление военно-морских сил Германской империи, военное руководство России поставило задачу — построить три крейсера 1-го ранга, чтобы уравнять морские силы с иностранными соперниками. Поэтому в 1895 году начали разрабатывать проек т морских судов, а в 1897-м — одновременно строить. «Палладу» и «Диану» — на стапелях верфи Галерного островка, а легендарную «Аврору» в Новом адмиралтействе. Для нас это был первый опыт судопроизводства такого уровня.
Темпы производства кораблей были разные. Например, «Палладу» спустили на воду в августе 1899-го, а «Диану» в октябре того же года. Крейсер «Аврору» еще строили, а две ее «сестры» уже несли боевую вахту. В 1901 году их в составе 1-й Тихоокеанской эскадры отправили на Дальний Восток.
В конце сентября 1903 года в море вышла легендарная «Аврора». На строительство крейсера ушло более шести лет, что было долго даже по меркам конца XIX — начала XX веков.
— Тогда темпы судостроения в России были достаточно низкие. Если в Великобритании морские судна такого уровня строили примерно два года, то у нас не меньше четырех лет, — говорит доктор исторических наук Кирилл Назаренко.
Проект, по которому строили «Аврору» и ее двух сестер «Диану» и «Палладу», оказался не совсем удачным.
— Морские судна строили только для того, чтобы бороться с британской морской торговлей, — отмечает историк. — Так, «Аврора» не предназначалась для артиллерийской дуэли с вражескими кораблями.
Предполагалось, что судно будет лишь уклоняться от столкновения с английскими крейсерами, хотя скорость хода морского судна оказалась не слишком высокой. А точнее сказать, меньше проектной.
— «Аврора» могла сутками преследовать торговые вражеские суда, избегая атак с их стороны, — говорит эксперт. — Бронепалубный крейсер подходил для таких задач, но ирония зак лючалась в том, что он выполнял не предназначенные для него задачи.
Крейсер «Диана» застал Русско-японскую войну (февраль 1904 — сентябрь 1905 года) в первые месяцы противостояния, в частности во время дежурства у ПортАртура. Не получив серьезных повреж дений, она приняла бой в Желтом море. Пострадав, ушла в порт Сайгон, где ее интернировали местные власти. Так ее участие в вооруженном конфликте закончилось.
В желтом море пострадала и «Паллада». Когда японцы взяли крепость Порт-Артур в плотное кольцо, она из-за повреждений легла на грунт в гавани. Противники подняли корабль, отремонтировали и включили в состав своего флота под названием «Цугару». В 1920-м его переоборудовали в минный заградитель, а в 1922-м исключили из списков флота.
Знаменитую «Аврору» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и отправили в сторону Владивостока. В мае 1905 года она в числе 50 кораблей вошла в Корейский пролив, где началось Цусимское сражение — решающая морская битва Русско-японской войны.
— У этой эскадры не было достаточно крейсеров для разведки, поэтому использовали все, что есть, — рассказал эксперт. — Поскольку она прорывалась через японский флот с целью достичь Владивостока, «Авроре» пришлось принять бой.
Защита крейсера была слабой. Броневая палуба прикрывала только машинное отделение. Поэтому во время артиллерийского сражения экипаж был обречен на серьезные потери. Особенно это касалось тех, кто располагался на верхней палубе крейсера.
Перед Первой мировой войной «Аврору» модернизировали. В частности, заменили 75-миллиметровые пушки на 152-миллиметровые.
— Однако это не давало серьезных преимуществ кораблю, ведь к началу войны крейсер уже считался устаревшим, — отмечает он. — Но так как у нас было мало кораблей, «Аврору» поставили для прикрытия позиций в Финском заливе.
Поскольку многие механизмы были изношены, в 1916 году бронепалубный крейсер отправили на ремонт в Петроград. А после стычки 27 февраля 1917 года между командиром и его экипажем, крейсер вошел в подчинение Временного революционного комитета.
— Тут важно отметить, что вооруженное восстание не было исключительно большевистским. Ведь в те годы петроградский военно-революционный комитет состоял из большевиков, левых эсеров и анархистов, которых было очень много среди моряков, — поясняет доктор исторических наук.
По плану «Аврора» должна была подняться к Николаевскому мосту и до штурма Зимнего дворца дать сигнал. В 21:45 раздался холостой выстрел, который и сделал крейсер символом Революции. Но осада Зимнего началась лишь спустя несколько часов.
— Кстати, как символ революции «Аврору» начали воспринимать только в 1967 году, когда отмечали 50-летие Великого Октября, — отмечает эксперт. — Но это не единственный факт, который подчеркивает значимость этого крейсера в российской истории.
«Аврора» — один из двух кораблей в мире, который участвовал в Русско-японской войне и сохранился до наших дней.
— Но японский броненосец «Микаса» в гораздо худшем состоянии, чем русский бронепалубный крейсер, — отмечает эксперт.
«Аврора» — легендарный памятник, который хранит отголоски истории прошлого нашего государства.
Храм на борту корабля
«Крестным отцом» символа Октябрьской революции был Николай II. Он лично выбирал имя нового крейсера. Присутствовал император вместе с супругой Александрой Федоровной и при торжественном спуске «Авроры» на воду. В экипаж корабля до революции всегда входил священник. С 1903 по 1916 год на крейсере поочередно служили десять священников. Один из них погиб при обстреле своими же кораблями.
В 2018 году на борту легендарной «Авроры» восстановили корабельный храм, уничтоженный в 1917 году. Сейчас в нем на регулярной основе проводят богослужения.
В 2010 году крейсер вывели из состава Военно-Морского флота и передали Центральному военно-морскому музею.
Теперь на борту судна находится историческая экспозиция, посвященная трем войнам, в которых участвовала легендарная «Аврора»: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.