Новая транспортная реальность
Erid LjN8KYssv
В 2011–2022 годах в столице построили более 1200 километров дорог — это свыше 20 процентов от существующей улично-дорожной сети. Сегодня в городе не просто появляются новые дороги, а реализуются мегапроекты мирового уровня, которые в буквальном смысле изменят транспортную реальность мегаполиса.
Одним из крупнейших реализованных проектов последних лет можно смело назвать Московский скоростной диаметр (МСД). По своей значимости и сложности его можно сравнить со строительством ЦКАД, Западного скоростного диаметра в Северной столице, а также трасс «Таврида», «Дон» и Москва — Санкт-Петербург.
Новая трасса протяженностью 68 километров соединила 14 вылетных магистралей, а также Третье транспортное кольцо и МКАД. Для миллионов автолюбителей запуск Московского скоростного диаметра означает максимально быстрые и комфортные поездки из одной части города в другую. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократилось от 10 до 50 минут, а на некоторых маршрутах — до 85 минут. После ввода МСД транспортная ситуация улучшилась примерно для 5 млн человек.
— В большинстве районов средней части города можно проехать напрямую, кратчайшим путем, минуя МКАД, ТТК и центральную часть города, — отмечает мэр Москвы Сергей Собянин.
Трасса имеет не только городское, но и общероссийское значение: бессветофорная магистраль связала между собой сразу пять федеральных центров: Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, а также Республику Крым. На севере столицы продолжением диаметра стала федеральная трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург, на востоке — строящаяся трасса М-12 Москва — Казань, а на юге МСД соединится с главной магистралью Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
Участок диаметра от Ярославского до Дмитровского шоссе протяженностью 40 километров запустили в сентябре прошлого года. По интенсивности движения он занял третье место среди столичных дорог. В сутки им пользуются 350 тысяч автомобилистов, большая часть из которых — 273 тысячи — москвичи. Его открытия с нетерпением ждали все жители Северного округа. Благодаря запуску движения среднее время в пути по некоторым направлениям снизилось от 25 до 50 минут, а в поездках между районами на северо-востоке Москвы — на 8–12 минут. Появился и альтернативный маршрут в аэропорт Шереметьево, куда пассажиры теперь добираются быстрее от 20 до 45 минут. Кстати, здесь построена одна из самых протяженных эстакад в Европе протяженностью 2,4 километра, которая помогает перераспределить транспортные потоки в обход центральной части города.
В июне этого года на полгода раньше срока завершилось строительство двух участков южного направления МСД — от Шоссейной улицы до улицы Полбина и от улицы Полбина до Курьяновского бульвара. Шестиполосная трасса длиной около 6,5 километра (по прямой, без учета съездов на прилегающие улицы) берет начало вблизи пересечения Шоссейного проезда и Шоссейной улицы, далее проходит по территории района Печатники вдоль путей МЦД-2 до микрорайона Курьяново.
— В рамках работ на двух новых участках Московского скоростного диаметра построено свыше шести километров дороги основного хода и более восьми километров прилегающей улично-дорожной сети, а также возведено четыре эстакады: съезд с магистрали ТТК — Люблинская улица на МСД в сторону МКАД, съезд с МСД на магистраль ТТК — Люблинская улица, над Батюнинской и Батайской улицами, — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Как отметил глава Стройкомплекса, работы контролировали с особым вниманием, поскольку рядом с новыми участками расположены здания, железнодорожные пути, инженерные сети и линии электропередачи. Кроме того, вокруг стройплощадок сохранялось интенсивное дорожное движение.
От Шоссейной улицы до Курьяновского бульвара переустроили более 146 километров кабельных линий и проложили более трех километров новых сетей. Для освещения двух участков МСД протянули 43 километра кабеля, отметил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
В начале августа этого года открылся участок южного направления Московского скоростного диаметра от Южной рокады до МКАД. Шестиполосная трасса длиной около восьми километров берет свое начало в районе Котляковской улицы, далее пересекает Южную рокаду (Кантемировскую улицу), Кавказский бульвар, Севанскую улицу, пути Павелецкого направления Московской железной дороги, улицу Подольских Курсантов, пути второго Московского центрального диаметра и доходит до МКАД. В составе магистрали возвели две эстакады — через пути МЦД в районе станции Покровское со съездами на Дорожную улицу, а также возле станции Красный Строитель.
— Строительство искусственных сооружений — это возведение сложных в инженерном отношении элементов транспортной магистрали. Поэтому при проведении работ мы применяем индивидуальный подход, используем технологические решения, которые позволяют сократить или полностью нивелировать влияние строительства на действующую транспортную сеть. Например, южный участок МСД включает множество связанных между собой по функциональности инженерных сооружений, пересекающих ключевые магистрали города. Поэтому одна из важнейших задач, которая стояла перед нами при строительстве, — минимизация влияния работ на движение пассажирского транспорта. Для этого мы использовали специальные технологические решения. Например, строительство путепровода тоннельного типа, проходящего под путями Павелецкого направления МЖД, велось внутри насыпи железнодорожного полотна под прикрытием защитного экрана из металлических труб. Это позволило не нарушать режим работы важного для столичной агломерации направления и не останавливать движение поездов, — рассказал Константин Маслаков, генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» — дочерней строительной компании холдинга «Мосинжпроект» (генерального подрядчика и генерального проектировщика ряда участков Московского скоростного диаметра).
Кстати, на участке от улицы Маршала Шестопалова Павелецкого направления МЖД предусмотрено комплексное благоустройство, включающее высадку нескольких десятков тысяч деревьев и кустарников.
В день города президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли движение еще по одному участку южного направления — он берет свое начало у развязки с шоссе Энтузиастов, пересекает Москву-реку по новому мосту в районе Каширского шоссе и далее выходит на Московскую кольцевую автомобильную дорогу.
— Участок достаточно большой — это 28 километров, и значительная часть этой трассы находится в воздухе на эстакадах, мостах — сложнейшее сооружение. Таким образом, вместе с основным участком это будет 68 километров, и 4,5 миллиона жителей почувствуют улучшение транспортной ситуации. — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
Для автомобилистов также было запущено движение по участку диаметра от Лухмановской улицы до федеральной трассы М-12 «Восток». Шестиполосная трасса начинается в районе станции метро «Лухмановская», пересекает улицы Покровская, Сочинская, Маресьева, проходит вдоль реки Пехорки и соединяется с трассой М-12. В составе участка возвели три путепровода общей протяженностью 721 метров — на пересечении с улицами Лухмановской, Покровской и Маресьева, а также мост через реку Пехорку длиной 314 метров. На пересечении с улицей Лухмановской появился кольцевой разворот, а вдоль основного хода и съезд на Зенинское шоссе — боковые проезды. Для удобного и безопасного передвижения пешеходов открыто два подземных перехода — в районе СНТ «Зенино» и в Люберцах.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов подчеркнул, что создание участка и его интеграция в сложившуюся городскую среду потребовали сложных проектных решений.
— Самый длинный из двух путепроводов — на пересечении с улицей Лухмановской — проходит над территорией, где расположены тоннели Некрасовской линии метро. Увязка двух транспортных объектов, обладающих большим количеством инженерных сетей, стала результатом сложной работы проектировщиков. Другой непростой задачей стало переустройство воздушных линий электропередач мощностью 220 и 500 киловольт, и она была успешно решена, — отметил Юрий Кравцов.
Сократить сроки проектирования участка Московского скоростного диаметра до трассы М-12 «Восток» удалось с помощью технологий информационного моделирования, благодаря которым в короткие сроки удалось рассчитать спецификации элементов конструкций моста через реку Пехорку и прилегающих дорожных объектов.
По словам главы инжинирингового холдинга, новый автомобильный мост состоит из двух трехполосных сталежелезобетонных пролетных строений с монолитной проезжей частью — длиной 311 и 316 метров. Каждая его часть опирается на шесть монолитных железобетонных опор. С помощью ТИМ было определено количество необходимых стройматериалов и объем строительно-монтажных работ.
— Мост возводился при помощи укрупнительной сборки металлоконструкций, без использования метода надвижки. После сборки проводилось обустройство монолитной плиты проезжей части на каждом направлении, — уточнил Юрий Кравцов.
Кроме того, для снижения негативного влияния на окружающую среду проектом моста через Пехорку была предусмотрена установка шумозащитных экранов из светопрозрачных панелей и декоративных экранов, монтаж опор освещения, проведение благоустройства территории, а также строительство около 1,1 километра прилегающих дорог и очистного сооружения ливневой канализации площадью 3,7 гектара.
Генеральный директор проектного института холдинга «Мосинжпроект» Рустам Черкесов отметил, что технологии информационного моделирования помогли разработать проект в увязке с существующими дорожными объектами и подземными коммуникациями.
— Проект сложен еще и тем, что под новым мостом находится еще один мост через Пехорку — на Зенинском шоссе. Специалистам Института «Мосинжпроект» удалось успешно увязать в проектном решении оба искусственных сооружения — новый мост и его инженерные системы не мешают функционированию существующих объектов. Проведенные расчеты позволили организовать строительство так, что движение на действующем мосту не перекрывалось, — пояснил Рустам Черкесов.
В следующем году планируется завершить строительство дороги, которая свяжет южное направление МСД, а после — с новой магистралью Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Кроме того, в перспективе будет построено спрямление южного направления вдоль Каспийской улицы от Кантемировской улицы до Павелецкого направления Московской железной дороги.
Реализация масштабного проекта строительства МСД осуществлялась в условиях плотно застроенного мегаполиса с интенсивно развитой инфраструктурой. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, проведение работ в мегаполисе накладывает на строителей серьезные ограничения.
— Вписать новую транспортную артерию в городскую застройку, интегрировать ее в единую ткань города — непростая инженерная задача. Те беспрецедентные градостроительные проекты, которые реализуются в последнее десятилетие в городе, позволили московским строителям стремительно нарастить компетенции в инфраструктурном строительстве и сделали возможной реализацию такого мегапроекта без влияния на транспортные системы и с опережением сроков, — отмечает Андрей Бочкарёв.
Кстати, преимущества новой скоростной магистрали могут оценить не только автомобилисты, но и горожане, которые активно пользуются общественным транспортом. На МСД организованы пять маршрутов наземного городского транспорта, которые создают для огромного числа москвичей новые возможности для передвижения по мегаполису.
Генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком ряда участков Московского скоростного диаметра выступал холдинг «Мосинжпроект», который является лидером на строительном рынке Москвы и одним из крупнейшим инжиниринговых холдингов России с 65-летней историей. В ее состав несколько десятков строительных и проектных организаций и более 14000 высококвалифицированных специалистов. За 65 лет специалистами «Мосинжпроекта» построено более 6000 километров дорог.
Например, по проектам «Мосинжпроекта» в прошлом веке в Москве модернизировали Садовое кольцо, улицы Горького и Новослободскую, «одели в гранит» набережные и мосты на Москве-реке, Водоотводном канале и реке Яузе.
«Мосинжпроект» принимал участие в проектировании ряда сложных объектов дорожного мегапроекта Москвы — Третьего транспортного кольца (ТТК). Длина скоростной дороги составляет 35,1 км, где более 19 км — это эстакады и свыше 5 км — тоннели.
К примеру, в 1984 году была создана Русаковская эстакада. Специалисты запроектировали участок пролета длиной 62,5 метра без единой опоры, расстояние от земли составило всего 1,73 м. Это решение стало уникальным для России. Эстакада проходит над 11 путями железной дороги без промежуточных опор.
Еще одним сложнейшим сооружением ТТК стал Гагаринский автодорожный тоннель длиной 1100 метров. Он проходит под Ленинским проспектом — одному из самых оживленных столичных проспектов. Вместо первоначального варианта засыпки грунтом Андреевского оврага было создано многоуровневое сооружение на всю глубину оврага. На первом уровне расположен железнодорожный тоннель, в свободных пространствах устроена двухуровневая подземная стоянка на 600 автомобилей, а выше — Гагаринский авторанспортный тоннель. Спроектированы системы инженерного обеспечения: в тоннеле установили систему газоочистки воздуха, снижающую концентрацию вредных газов в воздушных потоках до предельно допустимой.
Инженерам «Мосинжпроекта» удалось исключить воздействие на конструкции станции метро «Ленинский проспект». На участке длиной 60 метров все секции тоннеля представляют собой мост, опирающийся на девять подземных опор в виде буронабивных свай-стоек, объединенных железобетонными ростверками толщиной 2,5 метра. Сегодня внутри тоннеля проходят также пути МЦК с платформой «Площадь Гагарина».
В рамках реализации проекта Третьего транспортного кольца новаторским решением стало перемещение по реке двух московских железнодорожных мостов — Андреевского и Краснолужского. Это памятники архитектуры и инженерного искусства начала XX века. Около Андреевского моста проложили два новых: автомобильный и железнодорожный. Старый мост переместили баржами на полтора км вниз по течению. В 2000 году Краснолужский железнодорожный мост также был передвинут на 2,2 километра вверх по течению Москвы-реки. Он связал Киевский вокзал с Саввинской набережной и Плющихой. За разработку проекта перемещения мостов «Мосинжпроект» получил премию «Хрустальный Дедал» в 2001 году.
С 2012 года компания выполняет функции генерального проектировщика, генерального подрядчика и технического заказчика по ряду ключевых дорожных объектов.
В 2018 году по проектам «Мосинжпроекта» построены знаковые для города объекты дорожно-транспортной инфраструктуры. В составе Северо-Западной хорды, еще одного важного дорожного строительного проекта, для движения автомобилистов открылся уникальный винчестерный тоннель на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина, который не имеет аналогов в России. В нем на протяжении 100 метров потоки проходят не рядом друг с другом, а один над другим, где верхний транспортный поток «едет» в сторону улицы Маршала Жукова, а нижний — в сторону улицы Алабяна. Принцип расположения был позаимствован у знаменитого «винчестера» — двухствольного ружья. Уникальность его также состоит в том, что необходимо было расположить тоннель под железнодорожным полотном и боковые проезды по улице Народного Ополчения в крайне стесненных условиях. Такое инженерное решение позволило сохранить нормативное расстояние от проезжей части до жилых домов и выполнить комплексное благоустройство территории.
Также в составе СЗХ был открыт Крылатский мост через Москву-реку, который соединяет улицы Крылатскую и Нижние Мнёвники. Его длина составляет 282 метра. Новый мост стал дублером старого Крылатского моста, который возвели в первой половине 1980-х годов. В результате число полос для движения на этом участке дороги удвоилось — по каждому мосту движение транспорта организовано по трем полосам в одном направлении. Для удобства пешеходов на обоих мостах обустроили тротуары. Новый Крылатский мост улучшил транспортное обслуживание районов Хорошёво-Мнёвники, Крылатское, Кунцево и Филевский Парк.
В августе 2018 года на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» мэр Москвы Сергей Собянин открыл проспект Лихачева длиной 3 километра, который стал центральной автодорожной магистралью этой территории. Он проходит от набережной Марка Шагала до станции метро «Технопарк» и соединяет южную и северную территорию «ЗИЛа». Центральным инженерным сооружением проспекта является автодорожный путепровод через пути Московского центрального кольца протяженностью 537 метров со съездами и разворотом в подэстакадном пространстве. Он взял на себя основные потоки автотранспорта, разгрузил набережные и местную дорожную сеть.
В 2019 году сдан уникальный балочный Карамышевский мост через шлюз № 9 Канала им. Москвы в Нижних Мневниках, с вводом которого закончено строительство всей Северо-Западной хорды. Здесь раньше было «бутылочное горлышко». Этот уникальный для страны с точки зрения инженерии мост дал возможность полноценно пользоваться хордой, которая примыкает к трассе Москва — Санкт-Петербург. Благодаря запуску движения улучшилась транспортная ситуация в районах Хорошёво-Мневники, Крылатское, Кунцево, Можайский и Очаково-Матвеевское, а пропускная способность автотранспорта на этом участке трассы выросла до 30 процентов.
На юге столицы открылся автомобильный мост через Кожуховский затон протяженностью 783 метра, который связал Нагатинскую пойму с Печатниками и Южнопортовым районом. Благодаря искусственному сооружению можно подъехать к развлекательному парку «Остров Мечты». На нем обустроили по три полосы для движения в каждую сторону и широкие тротуары для пешеходов с обеих сторон, установили освещение. При сооружении моста использовались современные технологии: две русловые опоры объекта — высокие фундаменты на свайном основании, расположенные над водой, возведены по аналогии с опорами моста через Керченский пролив. Конструкция моста состоит из трех пролетов, центральный русловый — полностью металлический, а боковые пойменные пролеты — сталежелезобетонные. Общая масса металлоконструкций моста превышает 8000 тонн. Строительство пойменных пролетов осуществлено кранами, а руслового пролета — методом продольной надвижки над затоном со стороны 2-го Южнопортового проезда.
Город постоянно работает над увеличением пропускной способности и безопасности Московской кольцевой автодороги (МКАД). Сегодня это главная внутригородская магистраль, куда ежедневно выезжает 1 млн автомобилей — что составляет треть машин, которые передвигаются по столице.
— За последние пять лет средняя скорость движения выросла на шесть процентов — с 48 до 51 километра в час. И это совсем немало, особенно с учетом того, что рост средней скорости в основном происходит за счет сокращения длительности и интенсивности заторов на проблемных участках МКАД. — говорит Сергей Собянин.
Модернизацию МКАД сделали одним из приоритетов транспортной программы Москвы. Программа стартовала в 2011 году и подразумевала реконструкцию 22 устаревших «клеверов» с превращением их в многоуровневые сооружения с направленными съездами и тоннелями, которые более эффективно справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается до 30 процентов. Сегодня реконструированы и открыты для автомобилистов 19 развязок общей протяженностью около 180 километров.
Ключевые развязки на МКАД были реконструированы по проектам «Мосинжпроекта». В их числе развязки с Волгоградским, Волоколамским, Каширским, Ленинградским шоссе, а также с Ленинским, Мичуринским, Рязанским проспектом. Кстати, развязка на пересечении МКАД с Каширским шоссе, созданная по проекту «Мосинжпроекта», была признана лучший реализованным проектом строительства объектов улично-дорожной сети по решению городской конкурсной комиссии и по итогам открытого общегородского голосования конкурса «Лучший реализованный проект в области строительства».
По проектам «Мосинжпроекта» реконструированы 10 вылетных магистралей: Волгоградский и Рязанский проспекты, Дмитровское, Ленинградское, Каширское, Можайское, Волоколамское, Варшавское, Ярославское шоссе и шоссе Энтузиастов, а также многоуровневые транспортные развязки.
Еще одним направлением работы компании является создание транспортного каркаса Новой Москвы: реконструкция Калужского шоссе — центральной магистрали Новой Москвы; строительство участков трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, которая станет полноценным дублером МКАД на присоединенных территориях и соединит четыре вылетные магистрали — Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе. Маршрут станет одним из основных в транспортном каркасе Новой Москвы. В рамках работ над новой трассой специалисты «Мосинжпроект» разработали уникальное инженерное решение — участок дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе от Киевского до Калужского шоссе построен в виде совмещенного тоннеля для автомобилей и поездов метро Сокольнической линии. Тоннель в составе магистрали, по которому передвигаются поезда метро и автомобили, стал первым подобным сооружением в Москве.
Для машин сделали по четыре полосы движения в каждую сторону, а также съезды и въезды на Калужское шоссе. В центре всего этого сложного сооружения проходит перегон нового участка Сокольнической линии метро. Также здесь появился локальный диспетчерский пункт, специально созданный для обслуживания магистрали.
Возведение важнейших для города дорожных проектов после ввода МСД продолжается. Так, в следующем году будет запущено движение по Южной рокаде, а «Мосинжпроект» выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства ряда ее участков. Рокада станет дублем Третьего транспортного кольца и МКАД, соединит крупные автомобильные магистрали города и по оценкам градостроителей улучшит транспортное обслуживание 2,7 миллиона москвичей. Будет продолжена и работа по развитию городской дорожной инфраструктуры Новой Москвы и других стремительно развивающихся столичных территорий, а также создание новых транспортных связей между районами города.
Реклама