Фото: АО «Мосинжпроект»

Транспортный каркас новых территорий

Общество

Erid: LjN8KVscK

В 2023 году исполнилось одиннадцать лет с момента присоединения к столице Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО), благодаря чему площадь Москвы увеличилась в 2,4 раза.

Развитие транспортной инфраструктуры на территории ТиНАО является важной частью работы правительства Москвы. С момента вхождения в состав Москвы в округе появилось более 360 километров новых дорог. Масштабное дорожное строительство позволило улучшить транспортную доступность новых районов столицы, открыть маршруты городского транспорта и увеличить скорость движения на главных магистралях округа — Калужском и Киевском шоссе.

Видео: АО «Мосинжпроект»

— Строительство новых современных и безопасных дорог — одно из ключевых направлений работы по развитию транспортной инфраструктуры ТиНАО. Мы будем поддерживать темпы и объемы ввода дорог в новой Москве, — говорит заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв / Фото: Пресс-служба Стройкомплекса РФ

Так, в 2018 году завершилась реконструкция Калужского шоссе, которое обслуживает южную часть территории Новомосковского и Троицкого административных округов. Всего в ходе реализации проекта построили 52 километра дорог, 18 мостов, тоннелей, эстакад и путепроводов, а также 18 надземных и подземных переходов. Благодаря реконструкции улучшилась транспортная доступность у полумиллиона москвичей, снизилась нагрузка на Киевское и Варшавское шоссе, улучшилось движение общественного транспорта.

Работы на магистрали осуществлялись в два этапа. На первом этапе построили 26-километровый участок дороги в обход Сосенок, на котором возвели три моста через реку Сосенку, четыре эстакады, четыре тоннеля и семь пешеходных переходов. Появились комфортные съезды в районе МКАД, а также дорожная связка между старыми и новыми участками магистрали. Дополнительно в 2018 году вблизи поселка Коммунарка построили разворотный тоннель, который позволяет автомобилистам повернуть в сторону Москвы. Также возвели подземный переход через Калужское шоссе.

Специалистами «Мосинжпроекта» был разработан проект реконструкции второго участка Калужского шоссе — от МКАД до пересечения с Центральной кольцевой автомобильной дорогой. До реконструкции на участке было по две полосы для движения в каждую сторону, и дорога не отвечала требованиям безопасности и комфорта.

В декабре 2017 года на этапе от Ватутинок до ЦКАД завершили строительство и реконструкцию 12 км дорог и открыли для движения три путепровода — в районе поворота к деревне Милорадово, в районе реки Десны и в районе микрорайона Новые Ватутинки. Также был построен мост через реку Десну, 6,7 км основного хода по Калужскому шоссе — по 3–4 полосы движения в каждом направлении, появились боковые проезды и разворотный съезд у реки Десны.

В августе 2018 года был завершен второй этап реконструкции. Здесь построили путепровод в районе поселка Ватутинки, путепровод в районе СНТ «Ветеран-2» на пересечении Калужского шоссе с автодорогой дер. Пыхтино-ЖК «Сосны»; мост через реку Пахру; а также 8 надземных и 3 подземных пешеходных перехода.

По проекту института «Мосинжпроект» частично построена новая магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Она объединит сразу четыре крупные трассы, а также выступит в качестве дублера МКАД на юге и юго-западе. На участке трассы от Калужского шоссе до Столбово запроектирован и построен уникальный, первый в Москве трехсекционный совмещенный тоннель для автотранспорта и метро. Первая, центральная секция предназначена для движения поездов нового участка Сокольнической линии, по боковым предусматривается движение автомобильного транспорта. Проектом предусмотрены съезды на Калужское шоссе и с него. Съезды также частично проходят в тоннелях.

Процесс проектирования тоннеля потребовал сложных технических решений как в конструктивной части, так и в области систем жизнеобеспечения.

Помимо проектирования и строительства дорог, «Мосинжпроект» выполняет функцию оператора развития территорий ряда крупных градостроительных проектов столицы. Среди них — территория АДЦ «Коммунарка», которая является одной из наиболее динамичных точек роста в ТиНАО. Здесь на территории более 469 га планируется возвести около 7,2 млн квадратных метров недвижимости, создать 164 тысячи новых рабочих мест. Кроме этого, на территории АДЦ появятся новые социальные, объекты, учреждения образования и культуры. Для сбалансированного развития территории АДЦ «Коммунарка» создается и современная инженерная инфраструктура, и сегодня уже завершен первый этап строительства линейных объектов.

— В частности, проведены магистральные и внутриквартальные сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, построены три головных объекта, сооружение четвертого — водоснабжения — завершается. Установленное оборудование испытано и готово к подключению жилой и административно-деловой застройки района, — отмечает заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

По его словам, перспективное обеспечение необходимыми коммуникациями объектов недвижимости различного назначения, планируемых здесь к строительству, придает дополнительный стимул освоению территории АДЦ со стороны инвесторов.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов напомнил, что именно с проектирования инженерных сетей для новых строящихся районов столицы начал свою историю инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект», а сегодня он занимается в том числе обеспечением территорий коммунальной инфраструктурой в рамках работы над крупными градостроительными проектами Москвы.

— Важность инженерных сетей для развития городских территорий сложно переоценить. В Коммунарке проведена большая работа: в рамках подготовки территории АДЦ к обеспечению новой инфраструктурой были демонтированы существующие неиспользуемые газопроводы, воздушно-кабельные линии и сети связи, а затем созданы коммуникационный коллектор, сети хозяйственно-бытовой и телефонной канализации и многие другие объекты. Все новые сооружения снабжены современными приборами управления, учета и контроля, на части объектов внедрены инновационные автоматизированные системы эксплуатации, — уточнил Юрий Кравцов.

Наряду с инженерной инфраструктурой специалистами холдинга уделяется особое внимание формированию улично-дорожной сети в Коммунарке, первый этап этой важной работы также завершен: уже построено порядка 18 километров дорожной сети, включая путепроводы, связывающие АДЦ с Калужским шоссе, и мост через реку Сосенку.

До присоединения к Москве на новых территориях не было метро. Строительство новых станций было острой необходимостью для обеспечения должного развития ТиНАО. Сегодня на территории округа уже функционируют девять новых станций метрополитена. В 2016 году были введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. В 2018 году открыты «Рассказовка» и «Говорово» Солнцевской линии. В 2019 году были запущены станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» Сокольнической линии.

В этом году завершилось строительство Солнцевской линии метро. 6 сентября мэр Москвы Сергей Собянин открыл две последние станции — «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Всего за 10 лет была создана новая ветка длиной более 30 км с 14 станциями, в зоне притяжения которых проживает более 1,5 млн москвичей. Впервые в России метро пришло в аэропорт, что позволит радикально улучшить транспортное обслуживание миллионов авиапассажиров.

Кстати, станция «Пыхтино» стала второй после «Мичуринского проспекта» полуподземной станцией.

— Как и ранее, в случае с «Мичуринским проспектом» сложный рельеф местности позволил устроить витражные проемы в стене платформенного участка новой станции, находящегося ниже уровня земли. Остекление «Пыхтино» открывает с южной стороны станции панорамный вид на окрестности, в частности на долину реки Ликовы, — отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

В ходе строительства было установлено 1,4 тысячи квадратных метров наружных и 770 «квадратов» внутренних витражных конструкций.

Юрий Кравцов уточнил, что витражи отделены друг от друга монолитными колоннами, на которые опираются конструкции станционного комплекса.

— С платформы пассажиры видят фактически одно большое окно на всю высоту путевой стены. Посмотреть на окружающие станцию «Пыхтино» природные объекты пассажиры смогут и с крыши станции, расположенной на уровне земли. На эксплуатируемой кровле будет сформировано общественное пространство со смотровой площадкой, отделанное гранитной плиткой светло-серых и темных оттенков, — отметил Юрий Кравцов.

Фото: Пресс-служба «Мосинжпроект»

Самым протяженным радиусом столичного метро за Московской кольцевой автодорогой станет Троицкая линия. Она пройдет от станции ЗИЛ Московского центрального кольца (МЦК) до города Троицка и обеспечит скоростным рельсовым транспортом жителей новых территорий столицы. Веткой длиной порядка 40 км с 17 станциями смогут пользоваться больше 1,5 млн москвичей, а ее запуск положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: улучшится транспортная ситуация на юго-западе и юге столицы.

Строительство Троицкой линии было начато в 2018 году. Было принято решение разделить работы на два этапа.

Сегодня в активном строительстве — участок из 11 станций от «ЗИЛ» до «Коммунарки». В зоне ответственности холдинга «Мосинжпроект» девять из них: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Корниловская».

Многие станции будут пересадочными и позволят жителям Троицка и близлежащих территорий намного быстрее добираться в разные районы Москвы.

Так, «Вавиловская» расположится вдоль Ленинского проспекта на пересечении с улицами Строителей и Панферова. «Новаторская» будет пересадочной с Большой кольцевой линией. Станция «Университет Дружбы Народов» расположится вдоль улицы Академика Опарина у пересечения с улицей Миклухо-Маклая.

«Генерала Тюленева» строится на пересечении улиц Теплый Стан и Генерала Тюленева. «Тютчевская» появится на участке с внешней стороны 42-го километра МКАД. «Корниловская» размещается на участке вдоль Калужского шоссе, напротив крупного торгового комплекса. «Бачуринская» расположится на территории административно-делового центра (АДЦ) «Коммунарка». Из вестибюлей можно будет выйти к префектуре ТиНАО и улице Александры Монаховой. С «Коммунарки», которая будет построена в поселении Сосенском недалеко от деревни Столбово, можно будет пересесть на Сокольническую линию.

С вводом новых станций сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов (ТиНАО).

Сократить сроки строительства линии позволяют современные технологии. Например, этой осенью для создания вентиляционного узла на перегоне «Вавиловская» — «Академическая» был применен стволопроходческий комплекс (СПК) «Валентина». Подобные комплексы применяются для проходки вертикальных стволов вентиляционных шахт глубиной более 25 метров и диаметром 6 либо 8 метров.

Как рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, стволопроходческие комплексы помогают на участках со сложной гидрогеологией — не нужно проводить заморозку и цементацию грунтов. Также они показали эффективность работы в условиях плотной городской застройки, что особенно актуально для центрального участка Троицкой линии подземки.

— Но главным преимуществом использования данного оборудования является обеспечение безопасности труда персонала: оно полностью автоматизировано, управление всеми операциями осуществляется дистанционно с пульта на поверхности, и присутствие рабочих в забое не требуется, — отметил Юрий Кравцов.

Данный стволопроходческий комплекс будет востребован сразу на нескольких стройплощадках центрального участка Троицкой линии, в частности на перегонах «Крымская» — «Академическая» и «Вавиловская» — «Академическая». Ранее этот СПК уже построил в Москве пять вентиляционных стволов метро на Арбатско-Покровской и Солнцевской линиях.

В целом линию планируется протянуть до Троицка. Пока в наукограде, где есть 10 научно-исследовательских институтов и расположен самый эффективный в стране технопарк, нет метро. Строящаяся Троицкая линия метро длиной свыше 40 км соединит платформы Московского центрального кольца (МЦК) с городским округом Троицк, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. Около новых станций проживает примерно 1,5 млн человек, а еще несколько сотен тысяч здесь работают или учатся. С приходом в Троицк подземки новой линией смогут пользоваться более 400 тысяч человек. Когда откроются новые станции, время в пути до центра столицы сократится на 30–50 минут. Разгрузятся Сокольническая и Калужско-Рижская ветки метрополитена. Выиграют и водители, потому что на Калужском шоссе, Ленинском проспекте и Профсоюзной улице станет свободнее.

Во второй очереди строительства линии построят шесть станций. «Сосенки» расположится с северо-западной стороны от Калужского шоссе, вблизи Сосенки, между Калужским шоссе и улицей Старые Сосенки. «Летово» разместится с северо-западной стороны от Калужского шоссе, вблизи парка «Летова Тропа», будет граничить с проектируемой автомобильной дорогой аэропорты Внуково — Остафьево — поселение Щербинка. «Десна» будет с западной стороны от Калужского шоссе, вблизи одноименной деревни. «Кедровая» появится рядом с микрорайоном Центральный в жилом комплексе «Новые Ватутинки». Также на участке разместятся станции «Ватутинки» и «Троицк».

Кстати, в конце октября мэр Москвы Сергей Собянин утвердил планировку финишного участка линии длиной 5,9 километра, который пройдет вдоль Калужского шоссе до Октябрьского проспекта в городе Троицке, где разместятся станции «Ватутинки» и «Троицк». С их вводом пассажиры ежедневно смогут экономить в пути до 1,5 часа.

Реклама

amp-next-page separator