Знойная женщина, мечта поэта: Наталье Крачковской исполнилось бы 85 лет
Королеве комедии Наталье Крачковской исполнилось бы 85 лет 24 ноября. Но уже 7 лет актрисы нет с нами. «Вечерняя Москва» вспоминает главные вехи и самые яркие роли в жизни народной любимицы.
Наталья Крачковская была олицетворением самого главного, для чего мы ходим в кино: на нее хочется смотреть. Только мелькнет в кадре — и ждешь, когда появится снова. В исполнении Крачковской даже самые банальные реплики звучат как афоризмы. В ней притягательно все: и мимика, и пластика, и голос.
— Я снимался с Крачковской в 2005 году в картине Михаила Кокшенова «Феномен», — вспоминает в беседе с «Вечерней Москвой» киновед и режиссер Александр Шпагин, — картина была очень плохая, но в ней собрался весь актерский цвет, в том числе Наталья Крачковская. Это был невероятно близкий всем нам персонаж из журнала «Крокодил» — всевозможные смешные тетки — дворовые хамки, продавщицы, тещи, секретарши. В советское время таких было очень много в реальной жизни, но в кино на них был колоссальный голод. А Крачковская воплощала этот типаж. Тем более в 70-е годы, годы расцвета сатирического кино. И вообще — если бы Крачковской не было, ее нужно было бы выдумать.
Без благословения
Принято считать, что Наталья Леонидовна с юных лет грезила только о кино, крутилась на «Мосфильме», работала локтями, стремясь пробиться в люди. В воображении рисуется образ ловкой барышни, идущей по головам. Это неправда. У будущей звезды комедии — в девичестве Белогорцевой — был широкий круг интересов. В интервью она признавалась: увлекалась геологией, археологией, историей России — посещала кружок при Историко-архивном институте (ныне РГГУ), туда же собиралась сдавать экзамены после школы и даже написала вступительное сочинение.
А во ВГИК подала документы «на всякий случай». Да, ей очень хотелось играть в кино, но мама, актриса Таировского — Московского камерного — театра (ныне Московский драматический театр им. А. С. Пушкина) Мария Фонина смотрела на перспективы дочери без оптимизма: Наташа была «пампушкой» и совсем не эталонной красавицей. «Хочешь играть Джульетту? Представь, что ты вышла на балкон, но ни один Ромео не встанет под балкон, если выйдет такая Джульетта», — шутила родительница. Во ВГИК Наташа все-таки поступила: монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конек-горбунок» привел в восторг руководителя курса, народного артиста СССР Владимира Белокурова. Но девушка, возможно, бессознательно разделяла мамин скепсис, боялась шагнуть в будущее без материнского благословения.
Иначе как ей удалось в полупустой Москве 50-х «встретиться» с автомобилем на высокой скорости? Наталья выжила, но из-за сильного сотрясения мозга потеряла зрение. Врачи запретили учиться… Через некоторое время зрение восстановилось, однако к учебе она уже не вернулась — слишком большим потрясением стало пере житое.
Это кого надо нога
Оправившись от болезни, Наташа оказалась на перепутье: сбились все прицелы, нужно было переосмыслить, пересобрать себя в новых обстоятельствах… Пока суд да дело, она устроилась лаборанткой в Институт металлургии СССР. И — стала ходить по кастингам на «Мосфильм». Ее безудержно тянуло к съемочной площадке, к сцене, туда, где она могла и раскрыться, и укрыться, и быть собой, и «выйти из себя, утвердиться иным».
Вот что еще роднит Крачковскую с ее экранными «простыми тетками»: в большое кино она пришла не из института, как рафинированная московская девочка, а из самых народных толщ — из массовки. Именно в массовке ее разглядел мэтр советского кино Григорий Александров и снял в эпизоде фильма «Русский сувенир».
Звезду Крачковской Александров тогда не зажег, его собственная звезда уже клонилась к закату. Зато именно на съемках этой картины актриса познакомилась с Любовью Орловой. Разговорились: легенда советского кино догадалась, что Наталья мечтает о лирических ролях, и решительно отсоветовала ей менять амплуа.
«Не пытайтесь себя переделать», — сказала Орлова начинающей коллеге. Этот совет Наташа Белогорцева запомнила на всю жизнь, она твердо решила стать актрисой.
...А впереди у нее было еще долгих 10 лет безвестности: на эпизоды ее приглашали все чаще, но имя не указывалось в титрах. Однажды Крачковская вообще сыграла только одной частью тела: в фильме «Солнце в авоське» в кадре показаны женские ноги — они принадлежат Наталье Леонидовне.
— На отсмотре рабочего материала мужики наши чуть не переругались, пока гадали, кому же принадлежат такие аппетитные ножки, — вспоминала актриса.
Любила всю жизнь
У веселой, обаятельной хохотушки от кавалеров отбоя не было. «100 килограммов мечты», — говорил о ней кто-то из ее поклонников, когда она уже прославилась в роли мадам Грицацуевой у Гайдая.
А в мужья она выбрала самого умного и заботливого. Со звукооператором Владимиром Крачковским Наталья Леонидовна встретилась на съемках фильма, где она играла очередную девушку из народа. Он подкупил ее нестандартным стилем ухаживаний: приносил не цветы, а вкусный завтрак: булочки с творогом и сметаной.
— Мой муж, Владимир Васильевич, решил, что меня надо кормить хорошей, доброй пищей, чтобы я была такая же вкусная и бело-розовая, — вспоминала актриса.
Прием сработал: в 1962 году влюбленные поженились, родился сын Василий. Наталья Леонидовна обожала мужа всю жизнь: говорила о нем только с восхищением. Он был ей и близким другом, и мудрым наставником. Возможно, в каком-то смысле супруг заменил ей отца, не вернувшегося с войны… Счастье не было безоблачным: мама и сестра Владимира Крачковского не очень благосклонно приняли невестку, ведь 21-летняя Наташа была моложе мужа почти на 20 лет. Любопытный факт: сестра Владимира Васильевича, Нина, тоже была актрисой, причем по всем статьям более «правильной»: и стройной, и красивой, и дипломированной, и востребованной. Она играла в театре, успешно заявила о себе в кино.
Но потом ее кинокарьера застопорилась. По сей день в прессе можно встретить упреки в адрес Натальи Леонидовны: мол, заграбастала звездную фамилию, из-за нее Нину перестали снимать. Масла в огонь подлил комментарий актрисы Татьяны Конюховой одному изданию: «Наташа была женой брата моей лучшей подруги Нины Крачковской… И вот она выходит замуж за Крачковского и берет его фамилию. Для Нины это стало ударом, ведь двум актрисам с одинаковыми фамилиями в кино приходится туго. С братом и племянником Нина в сегда тепло общалась, а вот с Наташей у нее почти 40 лет шла война». Эту версию — о вражде невестки с золовкой — публично опровергала сама Нина Васильевна.
Еще надежнее наговоры развеиваются фактами: когда на экраны вышел фильм «12 стульев» и в титрах Наталью наконец-то представили Крачковской, Нине Васильевне было уже за 40, она счастливо играла в Театре киноактера и не стремилась к большой славе.
Кстати, в 1973 году в титрах к фильму «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Леонидовна фигурирует как Белогорцева-Крачковская — чтобы не обидеть Нину Васильевну. Скорее всего, нахальство и бесцеремонность — эти черты персонажей Натальи Крачковской — злопыхатели присвоили и самой актрисе. Так часто бывает, увы.
Мадам Грицацуева — это я!
Своего звездного часа — роли гомерически смешной мадам Грицацуевой в «12 стульях» Гайдая — Наталья Леонидовна ждала 15 лет. Когда режиссер искал «знойную женщину», похожую на жену звукорежиссера Крачковского, он даже не знал, что у Натальи Леонидовны за плечами уже солидный опыт съемок.
На пробах ей удалось обойти мощных конкуренток — Нонну Мордюкову и Галину Волчек. Когда Крачковская прочитала описание своей героини у Ильфа и Петрова — «Мадам Грицацуева — женщина необъятных размеров с арбузными грудями» — она чуть не расплакалась от обиды.
— Меня просто колотило, — вспоминала актриса, — но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела? » После этого я перестала думать о своей внешности...
Впоследствии актриса полюбила свою «визитную» героиню: «Мадам Грицацуева — это я. Я бываю такой же доверчивой, влюбленной, несчастной, брошенной и дурой», — смеялась Наталья Леонидовна.
«Острохарактерная» внешность сыграла с артисткой злую шутку: Крачковской не могли подобрать дублера, просто не было каскадера похожей комплекции, поэтому все сложные сцены с трюками и беготней Наталья Леонидовна исполняла сама. В «12 стульях» она носится по лестницам, путается в дверях исключительно сама. В картине «Иван Васильевич меняет профессию» Крачковской пришлось даже перелезать с балкона на балкон на высоте девятого этажа. Снизу актрису страховали каскадеры в люльке, но она так сильно боялась высоты, так дрожала, что чуть не сорвалась. В итоге сцена в фильм не вошла.
Судьба и несудьба
— Если бы ее не заметил Гайдай, то это сделал бы кто-нибудь другой, — отмечает киновед Александр Шпагин. Можно добавить: ее и замечали, но «мадам Грицацуева» прочно «приковала» актрису к комическому амплуа. Автор сценариев нескольких фильмов с участием Крачковской Аркадий Инин заметил как-то: — Когда появлялась возможность сыграть более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки — нет. Она же мадам Грицацуева» .
Проявиться в полной мере таланту актрисы помешало не только стереотипное восприятие. Иногда вмешивалась судьба… Крачковская вспоминала: ее типаж очень приглянулся Василию Шукшину. Режиссер дал ей небольшую роль в «Калине красной» и собирался пригласить в картину о Степане Разине, на роль — ни много ни мало — зазнобы главного героя.
Как знать, возможно, после этой работы перед актрисой открылись бы новые горизонты. Но вскоре Шукшина не стало...
— Но одна интересная драматическая роль у Натальи Леонидовны Крачковской все-таки есть, — вспоминает киновед Александр Шпагин. — В фильме 1992 года «Господи, помилуй заблудших» она играет мать главной героини. Это жуткий, злобный, инфернальный персонаж. Она даже участвует в эротической сцене. Фильм неудачный, но Крачковская всегда гордилась этой ролью, и не зря. Она прекрасно справилась. Благодаря этой ее работе мы понимаем, что загонять Крачковскую в рамки комического амплуа было не очень правильно.
Искусство жить
Тем не менее «смешная тетка» стала не тюрьмой, не железной клеткой для актрисы, а дополнительным поводом порадоваться: «Слава богу, звездой я не стала. Никогда не считала себя таковой. Нос задирать — это последнее дело», — говорила Крачковская о себе. Ее талант — не только в умении притягивать внимание на экране и сцене, а еще и в удивительной способности принимать судьбу и не «грузить» окружающих своей внутренней драмой. Когда в 1988 году умер любимый муж, Наталья Леонидовна снималась в фильме «Руанская дева по прозвищу Пышка». Лишь немногие товарищи по съемочной площадке знали, какой ад творился на душе у простоватой и беззаботной «бюргерши», которую играла Крачковская.
— Я люблю вкусно есть, сладко спать, я обожаю гостей, люблю кормить людей, чтобы они ели вкусно и обязательно много, обожаю свою семью, своих собак — я люблю все! Я так живу и никогда не откажусь ни от чего хорошего, что есть на этой земле… — признавалась актриса в интервью, которое дала в связи с ее 70-летним юбилеем.
Все, кто знал Наталью Леонидовну, свидетельствуют: да, именно такой она и была: солнечной, щедрой, сердечной. И даже в последние годы жизни, когда тяжелые «болячки» усадили Крачковскую в инвалидную коляску, актриса все равно находила в себе силы выходить на театральную сцену — и зал неизменно встречал ее овациями.
ЯРКИЕ КИНОРОЛИ
■Женитьба Бальзами нова (1964)
■Иван Васильевич меняет профессию (1973)
■Эта веселая планета (1973)
■Калина красная (1973)
■Не может быть (1975)
■Мама (1976)
■Место встречи изменить нельзя (1979)
■Покровские ворота (1982)
■Человек с бульвара Капуцинов (1987)
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Давид Шнейдеров, режиссер, теле-и радиоведущий, член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков России:
— В арсенале актрисы — более ста ролей, в том числе в фильмах, которые составляют золотой фонд советского кино. Изюминка Крачковской была в том, что она создавала образы, с одной стороны, «художественные», эксцентричные, а с другой стороны — это были живые люди. Мы узнавали в них соседей, теток во дворе. Крачковская была очень узнаваемой, она была из нашей жизни.