Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Знойная женщина, мечта поэта: Наталье Крачковской исполнилось бы 85 лет

Общество

Королеве комедии Наталье Крачковской исполнилось бы 85 лет 24 ноября. Но уже 7 лет актрисы нет с нами. «Вечерняя Москва» вспоминает главные вехи и самые яркие роли в жизни народной любимицы.

Наталья Крачковская была олицетворением самого главного, для чего мы ходим в кино: на нее хочется смотреть. Только мелькнет в кадре — и ждешь, когда появится снова. В исполнении Крачковской даже самые банальные реплики звучат как афоризмы. В ней притягательно все: и мимика, и пластика, и голос.

— Я снимался с Крачковской в 2005 году в картине Михаила Кокшенова «Феномен», — вспоминает в беседе с «Вечерней Москвой» киновед и режиссер Александр Шпагин, — картина была очень плохая, но в ней собрался весь актерский цвет, в том числе Наталья Крачковская. Это был невероятно близкий всем нам персонаж из журнала «Крокодил» — всевозможные смешные тетки — дворовые хамки, продавщицы, тещи, секретарши. В советское время таких было очень много в реальной жизни, но в кино на них был колоссальный голод. А Крачковская воплощала этот типаж. Тем более в 70-е годы, годы расцвета сатирического кино. И вообще — если бы Крачковской не было, ее нужно было бы выдумать.

Без благословения

Принято считать, что Наталья Леонидовна с юных лет грезила только о кино, крутилась на «Мосфильме», работала локтями, стремясь пробиться в люди. В воображении рисуется образ ловкой барышни, идущей по головам. Это неправда. У будущей звезды комедии — в девичестве Белогорцевой — был широкий круг интересов. В интервью она признавалась: увлекалась геологией, археологией, историей России — посещала кружок при Историко-архивном институте (ныне РГГУ), туда же собиралась сдавать экзамены после школы и даже написала вступительное сочинение.

А во ВГИК подала документы «на всякий случай». Да, ей очень хотелось играть в кино, но мама, актриса Таировского — Московского камерного — театра (ныне Московский драматический театр им. А. С. Пушкина) Мария Фонина смотрела на перспективы дочери без оптимизма: Наташа была «пампушкой» и совсем не эталонной красавицей. «Хочешь играть Джульетту? Представь, что ты вышла на балкон, но ни один Ромео не встанет под балкон, если выйдет такая Джульетта», — шутила родительница. Во ВГИК Наташа все-таки поступила: монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конек-горбунок» привел в восторг руководителя курса, народного артиста СССР Владимира Белокурова. Но девушка, возможно, бессознательно разделяла мамин скепсис, боялась шагнуть в будущее без материнского благословения.

Иначе как ей удалось в полупустой Москве 50-х «встретиться» с автомобилем на высокой скорости? Наталья выжила, но из-за сильного сотрясения мозга потеряла зрение. Врачи запретили учиться… Через некоторое время зрение восстановилось, однако к учебе она уже не вернулась — слишком большим потрясением стало пере житое.

Это кого надо нога

Оправившись от болезни, Наташа оказалась на перепутье: сбились все прицелы, нужно было переосмыслить, пересобрать себя в новых обстоятельствах… Пока суд да дело, она устроилась лаборанткой в Институт металлургии СССР. И — стала ходить по кастингам на «Мосфильм». Ее безудержно тянуло к съемочной площадке, к сцене, туда, где она могла и раскрыться, и укрыться, и быть собой, и «выйти из себя, утвердиться иным».

Вот что еще роднит Крачковскую с ее экранными «простыми тетками»: в большое кино она пришла не из института, как рафинированная московская девочка, а из самых народных толщ — из массовки. Именно в массовке ее разглядел мэтр советского кино Григорий Александров и снял в эпизоде фильма «Русский сувенир».

Звезду Крачковской Александров тогда не зажег, его собственная звезда уже клонилась к закату. Зато именно на съемках этой картины актриса познакомилась с Любовью Орловой. Разговорились: легенда советского кино догадалась, что Наталья мечтает о лирических ролях, и решительно отсоветовала ей менять амплуа.

«Не пытайтесь себя переделать», — сказала Орлова начинающей коллеге. Этот совет Наташа Белогорцева запомнила на всю жизнь, она твердо решила стать актрисой.

...А впереди у нее было еще долгих 10 лет безвестности: на эпизоды ее приглашали все чаще, но имя не указывалось в титрах. Однажды Крачковская вообще сыграла только одной частью тела: в фильме «Солнце в авоське» в кадре показаны женские ноги — они принадлежат Наталье Леонидовне.

— На отсмотре рабочего материала мужики наши чуть не переругались, пока гадали, кому же принадлежат такие аппетитные ножки, — вспоминала актриса.

Любила всю жизнь

У веселой, обаятельной хохотушки от кавалеров отбоя не было. «100 килограммов мечты», — говорил о ней кто-то из ее поклонников, когда она уже прославилась в роли мадам Грицацуевой у Гайдая.

А в мужья она выбрала самого умного и заботливого. Со звукооператором Владимиром Крачковским Наталья Леонидовна встретилась на съемках фильма, где она играла очередную девушку из народа. Он подкупил ее нестандартным стилем ухаживаний: приносил не цветы, а вкусный завтрак: булочки с творогом и сметаной.

— Мой муж, Владимир Васильевич, решил, что меня надо кормить хорошей, доброй пищей, чтобы я была такая же вкусная и бело-розовая, — вспоминала актриса.

Прием сработал: в 1962 году влюбленные поженились, родился сын Василий. Наталья Леонидовна обожала мужа всю жизнь: говорила о нем только с восхищением. Он был ей и близким другом, и мудрым наставником. Возможно, в каком-то смысле супруг заменил ей отца, не вернувшегося с войны… Счастье не было безоблачным: мама и сестра Владимира Крачковского не очень благосклонно приняли невестку, ведь 21-летняя Наташа была моложе мужа почти на 20 лет. Любопытный факт: сестра Владимира Васильевича, Нина, тоже была актрисой, причем по всем статьям более «правильной»: и стройной, и красивой, и дипломированной, и востребованной. Она играла в театре, успешно заявила о себе в кино.

Но потом ее кинокарьера застопорилась. По сей день в прессе можно встретить упреки в адрес Натальи Леонидовны: мол, заграбастала звездную фамилию, из-за нее Нину перестали снимать. Масла в огонь подлил комментарий актрисы Татьяны Конюховой одному изданию: «Наташа была женой брата моей лучшей подруги Нины Крачковской… И вот она выходит замуж за Крачковского и берет его фамилию. Для Нины это стало ударом, ведь двум актрисам с одинаковыми фамилиями в кино приходится туго. С братом и племянником Нина в сегда тепло общалась, а вот с Наташей у нее почти 40 лет шла война». Эту версию — о вражде невестки с золовкой — публично опровергала сама Нина Васильевна.

Еще надежнее наговоры развеиваются фактами: когда на экраны вышел фильм «12 стульев» и в титрах Наталью наконец-то представили Крачковской, Нине Васильевне было уже за 40, она счастливо играла в Театре киноактера и не стремилась к большой славе.

Кстати, в 1973 году в титрах к фильму «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Леонидовна фигурирует как Белогорцева-Крачковская — чтобы не обидеть Нину Васильевну. Скорее всего, нахальство и бесцеремонность — эти черты персонажей Натальи Крачковской — злопыхатели присвоили и самой актрисе. Так часто бывает, увы.

Мадам Грицацуева — это я!

Своего звездного часа — роли гомерически смешной мадам Грицацуевой в «12 стульях» Гайдая — Наталья Леонидовна ждала 15 лет. Когда режиссер искал «знойную женщину», похожую на жену звукорежиссера Крачковского, он даже не знал, что у Натальи Леонидовны за плечами уже солидный опыт съемок.

На пробах ей удалось обойти мощных конкуренток — Нонну Мордюкову и Галину Волчек. Когда Крачковская прочитала описание своей героини у Ильфа и Петрова — «Мадам Грицацуева — женщина необъятных размеров с арбузными грудями» — она чуть не расплакалась от обиды.

— Меня просто колотило, — вспоминала актриса, — но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела? » После этого я перестала думать о своей внешности...

Впоследствии актриса полюбила свою «визитную» героиню: «Мадам Грицацуева — это я. Я бываю такой же доверчивой, влюбленной, несчастной, брошенной и дурой», — смеялась Наталья Леонидовна.

«Острохарактерная» внешность сыграла с артисткой злую шутку: Крачковской не могли подобрать дублера, просто не было каскадера похожей комплекции, поэтому все сложные сцены с трюками и беготней Наталья Леонидовна исполняла сама. В «12 стульях» она носится по лестницам, путается в дверях исключительно сама. В картине «Иван Васильевич меняет профессию» Крачковской пришлось даже перелезать с балкона на балкон на высоте девятого этажа. Снизу актрису страховали каскадеры в люльке, но она так сильно боялась высоты, так дрожала, что чуть не сорвалась. В итоге сцена в фильм не вошла.

Судьба и несудьба

— Если бы ее не заметил Гайдай, то это сделал бы кто-нибудь другой, — отмечает киновед Александр Шпагин. Можно добавить: ее и замечали, но «мадам Грицацуева» прочно «приковала» актрису к комическому амплуа. Автор сценариев нескольких фильмов с участием Крачковской Аркадий Инин заметил как-то: — Когда появлялась возможность сыграть более серьезную и объемную роль, она часто говорила: «Ну вот, опять пробы прошли. Сказали, все хорошо. А потом режиссер передумал: «Все-таки — нет. Она же мадам Грицацуева» .

Проявиться в полной мере таланту актрисы помешало не только стереотипное восприятие. Иногда вмешивалась судьба… Крачковская вспоминала: ее типаж очень приглянулся Василию Шукшину. Режиссер дал ей небольшую роль в «Калине красной» и собирался пригласить в картину о Степане Разине, на роль — ни много ни мало — зазнобы главного героя.

Как знать, возможно, после этой работы перед актрисой открылись бы новые горизонты. Но вскоре Шукшина не стало...

— Но одна интересная драматическая роль у Натальи Леонидовны Крачковской все-таки есть, — вспоминает киновед Александр Шпагин. — В фильме 1992 года «Господи, помилуй заблудших» она играет мать главной героини. Это жуткий, злобный, инфернальный персонаж. Она даже участвует в эротической сцене. Фильм неудачный, но Крачковская всегда гордилась этой ролью, и не зря. Она прекрасно справилась. Благодаря этой ее работе мы понимаем, что загонять Крачковскую в рамки комического амплуа было не очень правильно.

Искусство жить

Тем не менее «смешная тетка» стала не тюрьмой, не железной клеткой для актрисы, а дополнительным поводом порадоваться: «Слава богу, звездой я не стала. Никогда не считала себя таковой. Нос задирать — это последнее дело», — говорила Крачковская о себе. Ее талант — не только в умении притягивать внимание на экране и сцене, а еще и в удивительной способности принимать судьбу и не «грузить» окружающих своей внутренней драмой. Когда в 1988 году умер любимый муж, Наталья Леонидовна снималась в фильме «Руанская дева по прозвищу Пышка». Лишь немногие товарищи по съемочной площадке знали, какой ад творился на душе у простоватой и беззаботной «бюргерши», которую играла Крачковская.

— Я люблю вкусно есть, сладко спать, я обожаю гостей, люблю кормить людей, чтобы они ели вкусно и обязательно много, обожаю свою семью, своих собак — я люблю все! Я так живу и никогда не откажусь ни от чего хорошего, что есть на этой земле… — признавалась актриса в интервью, которое дала в связи с ее 70-летним юбилеем.

Все, кто знал Наталью Леонидовну, свидетельствуют: да, именно такой она и была: солнечной, щедрой, сердечной. И даже в последние годы жизни, когда тяжелые «болячки» усадили Крачковскую в инвалидную коляску, актриса все равно находила в себе силы выходить на театральную сцену — и зал неизменно встречал ее овациями.

ЯРКИЕ КИНОРОЛИ

Женитьба Бальзами нова (1964)

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Эта веселая планета (1973)

Калина красная (1973)

Не может быть (1975)

Мама (1976)

Место встречи изменить нельзя (1979)

Покровские ворота (1982)

Человек с бульвара Капуцинов (1987)

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Давид Шнейдеров, режиссер, теле-и радиоведущий, член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков России:

— В арсенале актрисы — более ста ролей, в том числе в фильмах, которые составляют золотой фонд советского кино. Изюминка Крачковской была в том, что она создавала образы, с одной стороны, «художественные», эксцентричные, а с другой стороны — это были живые люди. Мы узнавали в них соседей, теток во дворе. Крачковская была очень узнаваемой, она была из нашей жизни.

amp-next-page separator