Юрий Шевчук спел в фестивале «Ночлежка» в пользу бездомных. / Фото: Михаил Садчиков-младший

Юрий Шевчук: Было время, и я ночевал на чердаках и в подвалах…

Общество

Так вот, музыкант Юра Шевчук, сорвавшись из своей деревни в Ленинградской области, приехал, чтобы выступить в питерском рок-фестивале «Ночлежка» в поддержку приюта для бездомных, хотя его имени даже не было заявлено в афишах. Загорелый, отдохнувший, полный сил, Юрий Юлианович спел баллады «Пропавший без вести», «Летели облака» и шуточную песенку «Я завтра брошу пить» и ответил на вопросы нашего питерского корреспондента.

- Юрий, вы уже не первый раз поддерживаете питерскую «Ночлежку», помогаете бездомным… А сами когда-нибудь в жизни оставались без крова, бомжевали?

- Много лет прошло, но я прекрасно помню, когда в 80-х только переехал в Ленинград, со своей супругой, нам негде было жить. Так продолжалось целый год, и я знаю, что такое быть бездомным. Просто труба, когда идешь с женой молодой, а она говорит: «Юра, а где мы сегодня будем ночевать?», то тебе становится так стыдно, ты, вроде, мужик, а нечего сказать... Это ужасно – пережить такое, очень тяжело. И я несколько раз ночевал где-то на чердаках, в подвалах.

- А кто тогда помогал вам?

- Добрые люди. Даже малознакомые люди пускали нас к себе пожить. Мы спали на кухнях, в ванной, где попало… Благодаря им на улице я не остался… Я писал песни, это был большой, серьезный этап, не знаю, как бы все обернулось, если бы не помогли добрые люди. Хотя улица - она всегда рядом… Год без крыши над головой, потом мы сняли какую-то комнату в коммуналке, что нам было очень дорого. И так еще десять лет по коммуналкам – с сумасшедшими бабушками, кастрюлями, бельем на кухне и в коридорах…

Так что, выйдя на сцену фестиваля в пользу бездомных, я сказал, что пусть это не прозвучит пафосно, но очень важно видеть идущих рядом. И, конечно, сказал совершенно искреннее «спасибо» зрителям, которые купили билеты, пришли в зал и тем самым поддержали своим приходом и своими деньгами замечательную организацию «Ночлежка». Это такая человеческая и человечья организация. У нас организаций в стране много, а человеческих – мало. К ребятами из «Ночлежки» я очень тепло отношусь, и чем могу, всегда помогу. Помню, у меня накопилось огромное количество фильмов на Ди-Ви-Ди, и я отнес их в «Ночлежку» и рад, что сейчас бомжи смотрят Шварценеггера и духовно возрождаются (улыбается по-доброму).

- Интересно, что в ранних песнях того же Андрей Макаревича часто возникает образ Дома, а в ваших, наоборот, образ Дороги, Пути… Получается, вы, такой вечный странник, по-своему тоже бездомный поэт!

- Я про бездомных, вроде бы, ни одной песни не написал. Хотя в песне «Летели облака» есть про это одно слово. Она о том, что жизнь, ребята, продолжается, и облака – тоже крыша… Но, ребята, когда бухаешь, то можешь остаться и совсем без крыши.

- Все говорят, что новое поколение стало жестче, прагматичней… Скажите, человек с возрастом учится сострадать, или уже рождается таким?

- При чем здесь возраст. Посмотрите, сколько людей разных возрастов поехали в тот же Крымск. И в наше время очень много людей нормальных, душевных! Хотя много и ненормальных, и мы с ними тоже «работаем». А это от Бога – есть ли в человеке доброта, ты ее чувствуешь, она у него не надумана. Самое важное – способность к состраданию. Эта способность – от любви. Да все хорошее – от любви. Если любовь есть в человеке, то есть и сострадание. Но любви нельзя научить… Мы можем стереть языки, повторяя молодежи: «Сострадай, люби!», что многие из нас и говорят со сцены. Но мало кто слышит… Мне кажется, любовь людей находит – как истина. Ее трудно найти самому. Она сама к вам приходит… Ко многим уже в детстве приходит сосрадание. Я в детстве никогда не мучил животных, дрался с пацанами, что мучили кошек, не мог на это смотреть, меня что-то несло в эту драку, даже если силы были неравны, я не отдавал себе отчета. Может быть, это чувство во мне и теперь осталось…

Конечно, сейчас все стало жестче, и молодым ребятам, таким, как главный герой нашей программы «Иначе» трудней, чем было нам. Посмотрите, в какой стране мы сейчас живем. Страна поделилась, очень много ненависти, страха. Все противоречия обнажены. Я, как пишущий человек, это очень чувствую. Все стало жестче, но мы-то должны что-то делать. Если говорить о бездомных, то им сейчас стать легко. Около миллиона сидит в лагерях, и потом они фактически приходят на пустырь. Я в курсе этих проблем, мы пытаемся что-то делать. У нас в Питере есть «Дом Надежды на Горе» (единственные в России благотворительный реабилитационный центр по лечению алкоголизма. – Прим. Авт.), в Москве с бомжами и больными бездомными возится замечательная Доктор Лиза (благотворительный фонд «Справедливая помощь», который возглавляет Елизавета Глинка, доктор Лиза. – Прим. Авт.). Но, конечно же, нужны государственные программы, а их нет.

- Вы давно уже поддерживаете детский дом в Уфе… Вы постоянно участвуете и в проектах фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой…

В июле «ДДТ» играли на фестивале «Наполним небо добротой», чтобы восстановить один из храмов Петербурга - Собора Святой Живоначальной Троицы подворья Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря… Летом вы дали еще и благотворительный концерт в Ленинградской глубинке – в поселке Важино…

- Я не буду сейчас трещать о своей благотворительности – не хорошо об этом так много говорить. У «ДДТ» вообще за эту осень, до октября, будет четыре благотворительных концерта. По совершенно разным социальным причинам.

- Вы вспомнили, как вам помогли добрые люди… А теперь вы сами многим помогаете, в каком-то плане возвращая добро!

- Вспомните начало 90-х, когда по стране «бегали» толпы бездомных детей. Некоторые даже у меня жили, я пустил их к себе в мастерскую – а куда их девать? Кормил, а потом возвращал к родителям. Помню, один мальчик убежал из семьи и бомжевал просто потому, что ему мама джинсы не купила. А когда я ему купил джинсы, то парень вернулся к маме.  Вырос, жив-здоров, уже получил образование, все у него хорошо. Всякое бывает по жизни... Но на такую помощь, на добрые дела нужны душевные силы, которых иногда у меня тоже не хватает. Я врать не буду. Душевные силы должны быть.

- Когда же группа «ДДТ» после летней паузы возобновит тур с программой «Иначе»?

- В октябре. До конца года проедем 20 городов. Выступим в Казахстане, на Волге, на юге России… – Астрахань, Краснодар, Волгоград, Ростов-на-Дону.

- А в Питере и Москве еще раз «Иначе» сыграете?

- Посмотрим-посмотрим (улыбается).

КСТАТИ

19 сентября, в воскресенье, в Москве сеть «Если дома нет», объединившая негосударственные некоммерческие организации и общественные движения, проведет акцию солидарности с бездомными людьми. Акция будет состоять из двух частей:

с 14.00 до 15.30 в центре Москвы в нескольких точках будут раздаваться шарики с информацией о том, как можно помочь бездомным людям (принимаются идеи лозунга-обращения!).

с 16.00 до 18.00 — чаепитие для всех участников, с дискуссионным клубом, общением и рассказом о том, как и где помогают бездомным в Москве.

Присоединяйтесь! По всем вопросам обращаться к менеджеру Сети Надежде Клюевой: 8 (926) 155-78-75; pomosh.bezdomnim@gmail.com; 127434 Москва а/я 93.

amp-next-page separator