Снежный сезон: фестиваль «Зимний» продолжает популяризировать отечественное авторское кино
7 декабря 2-й Открытый российский кинофестиваль авторского кино «Зимний» подвел итоги. Вручили пять отдельных призов: за лучшие режиссуру, сценарий, мужскую, женскую роль и визуальное решение, а также главный приз. «Вечерняя Москва» с интересом наблюдала за проведением фестиваля и готова рассказать про его ключевые события, а также кинофильмы, которые имеют шансы увлечь читателей. Кинематографическая палитра красок отлично ложится на снежно-белый фон.
Открытый российский кинофестиваль авторского кино «Зимний» впервые провели в прошлом году. Во второй раз итоговый национальный кинофорум прошел с 1 по 7 декабря 2023-го.
— Все знают, как тяжело делать что-то второе. Дебют, как известно, часто требует другую, более легкую энергию. Для второго фестиваля необходимо больше сил, больше красоты, больше эмоций, — отметила на открытии программный директор кинофестиваля «Зимний» Наталья Мокрицкая. — Мы очень старались. Программа получилась потрясающей. В ней представлены только премьеры, и это блестящие премьеры. Все восемь картин — восемь бриллиантов. Я горжусь этой программой.
В кинофестивале «Зимний» участвуют фильмы российского производства. Кроме основной конкурсной программы на этот раз провели внеконкурсные показы «Московские премьеры» и «Зимний — детям», а также открытый киноклуб «Как смотреть авторское кино», форум киношкол, деловую программу «Жара на Зимнем: индустриальный разговор». В жюри вошли: председатель жюри — продюсер и медиаменеджер Софья Митрофанова (Квашилава), режиссер Дмитрий Давыдов, заслуженная артистка России Дарья Мороз, художник кино Сергей Февралев, актер Даниил Воробьев.
От мала до велика
Фестиваль «Зимний» проводится с целью популяризации авторского кино. Его важной особенностью является то, что желающие могут посещать мероприятия бесплатно, по предварительной регистрации. А что посмотреть, найдется каждому.
Так, в рамках программы «Зимний — детям» провели предварительные показы фильма «Манюня: новогодние приключения» (2023) режиссера Армана Марутяна и новой серии киножурнала «Мульт в кино. Выпуск 163». После просмотра у юных зрителей собрали мнения по поводу увиденного.
Что касается ретроспективы, киноклуб «Как смотреть авторское кино» был посвящен 100-летию режиссера, сценариста и художника Сергея Параджанова, которое отметят 9 января будущего года. На семинаре показали три ранние картины режиссера: «Андриеш» (1954), «Первый парень» (1958) и «Цветок на камне» (1962).
Учат в школе
Одна из задач фестиваля: «...сохранить преемственность и развитие лучших традиций отечественной киношколы». На форуме киношкол представили себя восемь организаций. Московская школа кино дала мастер-класс «Что такое актуальная история для кино?».
Школа дизайна НИУ ВШЭ — «Авторское кино как часть современного искусства. Процесс обучения бакалавров в рамках творческой мастерской». Высшие курсы сценаристов и режиссеров — ««Экранизация. Способы реализации замысла». Киношкола Александра Митты — «Еще нужен сценарист? Искусственный интеллект в кинопроизводстве». Московская школа нового кино поговорила на тему «Любительский кинематограф. Киноклубы, фестивали любительского и экспериментального кино. Как разобраться в любительском кино и не стать профессионалом». Школа кино и телевидения «Индустрия» обсудила вопрос: «Кино — кто главный: режиссер или сценарист?».
ВГИК имени Герасимова провел творческую встречу с мастером, кинорежиссером Николаем Лебедевым. Институт кино НИУ ВШЭ поразмышлял над «Вызовами современного рынка отечественной киноиндустрии для будущих режиссеров, сценаристов и актеров».
Обилие представленных на фестивале киношкол, кроме прочего, позволяет людям, желающим начать или продолжить свой путь в кино, ближе познакомиться с теми, кто может дать образование.
Делать дело
На людей, давно работающих в кинопроизводстве, нацелена деловая фестивальная программа. На этот раз она состояла из двух блоков: взаимодействие кастинг-директоров с артистами и их агентами, а также общение агентов с теми, кто занимается производственным процессом, исполнительными и линейными продюсерами отечественных кинопроектов. Модерировал программу продюсер кинофестиваля «Зимний» Максим Королев. В разговоре с «ВМ» он отметил, что мероприятия позволили лично увидеться специалистам, которые давно общаются дистанционно, чтобы обсудить актуальные для индустрии вопросы по-доброму и по-деловому одновременно.
— Такие разговоры нужны. Заметьте, на «Зимнем» нет вечеринок. Мы фокусируемся на индустрии, на самом кино, — подчеркнул Максим Королев. — А ведь авторским лентам сейчас очень трудно прорваться на экраны. И мы как фестиваль делаем так, чтобы люди увидели эти фильмы, чтобы пресса про них услышала, чтобы их заметили платформы, площадки, чтобы прокатчики заинтересовались. Способствуем продвижению авторов. Хочется просто помогать. Иначе для чего все это?
Поэтому и деловую программу устраивали, чтобы она была максимально понятна и полезна для индустрии. И в следующем году организаторы намерены предать ее большей огласке.
Первые показы
Делимся с вами впечатлениями от просмотра пары лент из программы «Московские премьеры».
«Лунатики» (2023), режиссер Юрий Мороз. По сюжету, следователь Иванов (Алексей Филимонов) берется проверить информацию из заявления о пропаже молодого рэп-исполнителя Никиты Прозорова (Степан Белозеров), в чем явно замешана Рената (Виктория Исакова) — успешный продюсер и по совместительству мать рэпера. Кажется, детектив приобретает элементы фантастики, когда речь заходит об экспериментальной компьютерной технологии психокоррекции личности. Тем интереснее, что фильм основан на реальных событиях... И все же не зря жанр ленты определен как «драма». На первом месте тут история взаимоотношений матери и сына. Пожалуй, главная все же героиня, от которой уходят все мужчины, если она не прогоняет их раньше, и которая сама спешит удалиться после краткого визита к матери.
Внимания заслуживает визуальное повествование. Вот зритель погружается в воспоминания Никиты, в каждом из которых есть лишь одна цветная деталь на черно-белом фоне. Вот проваливается в черно-бело-красные тона его клипа — концертного выступления. А следом — в буйство красок представления, устроенного парнем для своей бабушки. Или в нейтрально-темный — силуэт, за которым сдержанно-холодные пейзажи: это то героиня, то герой — человек, полный одиночества.
Кстати, вчера драма вышла в кинотеатральный прокат. Рекомендуем смотреть с расчетом, что вам будет скорее грустно, чем радостно, но плыть по волнам кадров увлекательно.
«Чайка» (2023), режиссер Полина Лазарева. Фильм, о котором много говорят. Это полнометражный дебют актрисы Полины Лазаревой из династии Лазаревых-Немоляевых (кстати, в кадре появляются и ее отец Александр Лазарев-младший, и бабушка Светлана Немоляева). Главную мужскую роль в этой ленте исполнил режиссер Юрий Быков, а женскую сыграла Вера Кинчева (дочь музыканта Константина Кинчева). Он — известный писатель Валентин Чайка. Она — певица в ресторане. Одноименная пьеса Антона Павловича Чехова тут почти ни при чем, разве что кроме крика чаек и поиска новых форм. Эта лента — тот случай, когда нелепая комедия постепенно превращается в коллективный сеанс психоанализа.
Сюжет завязан вокруг сильного чувства молодой женщины к мужчине, которого она готова принять любым (впрочем, кажется, только на словах). Касается он и несостоятельности состоявшегося писателя, способного легко влюбляться в воображаемых героинь, но бегущего от настоящих отношений. По структуре лента «Чайка» будто включает в себя что-то от мелодраматических телесериалов, обрывков беллетристики, фрагментов саморефлексии, анекдотических ситуаций и картинных этюдов. По смыслу кажется, главный посыл — два одиночества могут быть рядом, но никогда вместе. Но, вероятно, вы найдете что-то свое.
Главное — участие!
Расскажем и про пару конкурсных лент, каждая из которых попала в программу «Зимнего», потому что эксперты отборочной комиссии посчитали их достойными войти в число лучших фильмов года российского производства.
«Танцуй, Селедка!» (2023), режиссер Александра Лупашко. Лента касается темы прощения родителей и отпускания детских болей, обид, предательства. Героиня Жанна (Александра Бортич), у которой в детстве было прозвище Селедка, возвращается из столицы на малую родину, чтобы похоронить отца (Павел Майков). Вот только перед этим требуется провести экспертизу и определить причину его смерти, а сделать это можно лишь в соседнем населенном пункте. Отвезти туда девушку берется таксист, ее забытый друг детства Костик (Илья Антоненко). А дорога дальняя. Все бы ничего, да только Жанне вдруг стало казаться, что умерший отец с ней говорит. Теперь, прежде чем отпустить его с миром, дочке предстоит пройти по самым обидным и болезненным воспоминаниям детства. Или же по теплым?
Кстати, еще один интересный момент, который затрагивает лента, заключается в том, что порой мы оказываемся способны признаться близким, как любим их, и отпустить зло, которое держали на душе, лишь когда их не станет, а стоило бы найти в себе силы сделать это хотя бы немного раньше.
Это трагикомедия с элементами мелодрамы. История с музыкой, знакомой с детства, колоритными реалиями 90-х, переосмыслением подлинных ценностей. Здесь много ярких цветов, интенсивной смены событий, даже драйва.
По-настоящему острые и опасные моменты не лакируются, а словно растворяются в нежности к людям — сбившимся с пути, запутавшимся, но при этом стремящимся к счастью и чему-то настоящему. Разве не в этом и заключается человечность? От просмотра остаются тепло в сердце и светлая грусть.
«Поедем с тобой в Макао» (2023), режиссер Роман Михайлов. Пятая кинолента этого автора, которая выходит на экраны за последние два года. Ее действие происходит в современном Санкт-Петербурге, но все же в реальности, несколько параллельной обыденной. Молодой студент юрфака (Олег Чугунов) встречается с отцом (Роман Михайлов), который вышел из заключения. Тот знакомит сына с миром покера, а попутно и со своей одержимостью и иллюзиями. Этот фильм о том, как хорошо иногда просто идти по ночным улицам и дышать.
О том, что то, что может быть свободой для одного, является пленом для другого. О всепрощающей сыновней любви. О стремлении к непостижимому и нежелании взрослеть, или стареть. Это кинопространство — то, в котором психиатрическая больница является островком спокойствия, то, где люди говорят на чудных языках (изъясняются терминами), и где для счастья нужно только, чтобы рядом был кто-то, кто смотрит на тебя так, как сын на отца в этом фильме. Обратная сторона медали же — игромания, обманное получение денег у семьи, созависимость... И все же послесмыслием от просмотра остается желание простить отцу все, что кофейной гущей горчило на сердце долгие годы, не важно, где тот есть или был. Целительный эффект налицо.
Дальше — больше
Второй кинофестиваль «Зимний», который проводят в начале последнего месяца года, завершен. Уже начинаем ждать третьего. Ведь атмосфера этого смотра весьма доброжелательная и открытая. После показов, куда может прийти любой желающий, идет обсуждение фильма со зрителями. До просмотра есть возможность увидеть представителей творческой группы, что тоже задает настрой и помогает получить хотя бы шапочное представление о людях, которые кино делали, о его авторах. Деловые встречи проводят для профессионалов.
Углубленные дискуссии устраивают для ценителей кинематографа. Все живет и движется. И получается, что итоговый «Зимний» не погружает зрителей в спячку, но дарит прекрасные грезы, которые помогают глубже осознать реальность и шире взглянуть на мир.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Ленты конкурса:
- 110 (реж. Илья Михеев)
- Белой дороги! (реж. Элла Манжеева)
- Вера (реж. Ира Волкова)
- Панические атаки (реж. Иван И. Твердовский)
- Поедем с тобой в Макао (реж. Роман Михайлов)
- Сломя голову (реж. Евгений Григорьев)
- Танцуй, Селедка! (реж. Александра Лупашко)
- Тимир (реж. Николай Корякин (Айдын Ате)
Московские премьеры:
- Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов (документальный, реж. Алексей Герман-младший)
- Лунатики (реж. Юрий Мороз)
- Чайка (реж. Полина Лазарева)
- Тайм-аут (реж. Владимир Скворцов)
- Мельников (документальный, реж. Марина Мария Мельник)
ЦИФРА
3 площадки принимали «Зимний» в 2023 году: «Художественный », «Москино Музейный» и «Москино Березка».
ЦИТАТА
Ольга Любимова, министр культуры РФ:
— Смотр впервые прошел в прошлом году, и его вновь с нетерпением ждали ценители авторского кино и представители индустрии. Для молодых мастеров киноискусства, конечно, это шанс заявить о себе, обменяться опытом и идеями с коллегами и единомышленниками, услышать мнение известных экспертов...
Желаю участникам новых творческих свершений. Пусть каждый кадр, каждая история и каждый герой станет источником вдохновения!
ИТОГИ
- Главный приз — фильм «Панические атаки» (реж. Иван И. Твердовский)
- Приз за лучшую режиссуру — Николай Корякин за фильм «Тимир» (реж. Николай Корякин)
- Приз за лучший сценарий — Татьяна Загдай за фильм «Танцуй, Селедка!» (реж. Александра Лупашко)
- Приз за лучшую мужскую роль — Сергей Двойников за роль в фильме «Панические атаки» (реж. Иван И. Твердовский)
- Приз за лучшую женскую роль — Полина Цыганова за роль в фильме «110» (реж. Илья Михеев)
- Приз за визуальное решение — Алексей Зайков за фильм «110» (реж. Илья Михеев)
- Специальный приз жюри с формулировкой «За рассуждение на сложную тему» — фильм «Белой дороги» (реж. Элла Манжеева)