Пацаны делят асфальт: почему новая криминальная драма наделала много шума
Криминальная драма «Слово пацана» режиссера Жоры Крыжовникова о казанских группировках вышла в онлайн-кинотеатрах месяц назад, но уже успела наделать много шума. Например, уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец обратилась в Роскомнадзор с просьбой запретить показ. А сенатор Совфеда Иван Евстифеев заступился за проект, отметив, что сериал поможет не повторять ошибок прошлого.
Дети повторяют агрессивное поведение
Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан:
— Как уполномоченный по правам ребенка я обратилась в Роскомнадзор с требованием проверить этот сериал на соответствие Указу президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Кстати, выходить сериал начал 9 ноября — ровно в годовщину подписания указа. Мы считаем, что такое кино имеет очень разрушительное воздействие на наших детей и их психику, на их представление о мире. У этого сериала уже более миллиона скачиваний — это рекордное количество. И, несмотря на маркировку «18+», дети гораздо более младшего возраста смотрят его: родители далеко не всегда в состоянии проследить за тем, где в информационном пространстве находятся их дети. Кто-то из взрослых не знает, какими способами можно это отрегулировать, а у кого-то просто не хватает на это времени или понимания того, что это необходимо сделать. Еще важно отметить, что в разных городах России дети от 12 лет выходят на улицу и имитируют такую «сходку». Они называют чаты наименованиями казанских группировок 1980– 1990-х годов. Есть большое подозрение, что кто-то режиссирует это извне, а дети просто выступают в качестве таких марионеток, и это очень страшно, потому что это только первые звоночки. Что же будет, когда сериал выйдет полностью? Я абсолютно уверена: что бы ни говорили нам создатели этого кинопродукта о высокой морали своего произведения, о том, что в конце героев настигнут очень негативные последствия, вплоть до гибели, тем не менее жестокость, агрессия и насилие уже сейчас льются с экрана смартфона на ребенка. Ведь большая часть детей смотрят сериал на телефоне — родители могут находиться в соседней комнате и даже не знать об этом. А потом мы будем думать, где нам брать столько детских психологов. Со мной недавно поделились журналисты, что не все взрослые люди смогли первую серию досмотреть до конца. Я тоже начала смотреть этот сериал по производственной необходимости: не вижу в нем никакой созидательной основы. У нас есть другие темы, на которых стоит воспитывать молодежь. Особенно удручает, что сериал частично снят на государственные деньги. Мы не позволили снять его в Казани, но тем не менее в городе, где в итоге проходили съемки, постарались максимально воспроизвести обстановку столицы Татарстана 1980–1990-х годов. Я рассчитываю на то, что меры будут приняты и данное «произведение искусства» будет запрещено к показу.
Комментарии:
Елена Русская:
— Ирина Волынец права! Все родители в нашей школе ее поддерживают. Это нельзя смотреть. Детям своим уже запретила.
Екатерина Шаманова:
— Абсолютно согласна. Сериал — зло. На всякий случай поставили дома родительский контроль. Но мои дети и не хотят это смотреть. Им некогда таким заниматься. У них секции каждый день, спорт, подготовки к экзаменам.
Саша Шиппер:
— Сериал супер! Переживаю за Айгуль и Маратика, и за Андрея и женщину из полиции.
Андрей Евсеев:
— Что за ерунда? Этот период — часть нашей истории. Причем не только всей России, но и отдельных регионов. Нельзя запрещать и прятать такие вещи. Никто в здравом уме не захочет повторить это. А вот посмотреть однозначно стоит. Хотя бы просто из любопытства.
Достоверная история пугает зрителей
Михаил Кратюк, киновед:
— Сериал получился бунтарским, поэтому он нравится современной молодежи. На самом деле он создавался для людей поколения 1990-х. Многие, кто очень хорошо помнит эти времена, скажут: «Да, в этом мы жили». Если посмотреть на эти события сейчас, то многим станет неприятно. Режиссер Жора Крыжовников специально погружает зрителя в подобную атмосферу, только для того, чтобы показать, что в этом фильме нет ни грамма вымысла. Сейчас такое поведение людей кажется диким, но в «лихие 90-е» все было именно так. Наверное, поэтому сериал стал таким популярным. Режиссер намеренно не брал известных актеров, не считая Ивана Янковского, потому что в 1990-е не было «известных». Мы приходили на дискотеки в Парк Горького или на каток, и больше половины людей были «свои». Мир не делился на знаменитостей и простых людей, потому что знаменитостями были мы сами. Я считаю, что сериал Жоры Крыжовникова достаточно точно характеризует Казань тех лет и банды, которые были тогда. Да и почему такое название: «Слово пацана»? Объясню. Раньше были свои негласные законы, которые ты просто обязан был соблюдать.
Они не были прописаны, но их знал каждый, кто выходил гулять во двор, а те, кто их не соблюдал, просто становились изгоями. Это действительно было.
Я считаю, что получилась достаточно смелая попытка отмотать время и показать Россию такой, какой она была несколько лет назад. Эти времена не вернутся, они останутся только в умах тех, кто их помнит. Кроме того, надо отдать должное режиссеру Жоре Крыжовникову за то, что он не просто снял фильм по своей фантазии, а, скорее всего, пригласил специалистов, которые дали ему советы и в красках рассказали о тех временах, которые они пережили сами. Сейчас, если создается историческое кино про любую эпоху, очень важно консультироваться со специалистами. Только такой подход помогает создавать качественные фильмы. Я на самом деле очень рад тому, что российский кинематограф постепенно возвращает себе ту славу, которая у него была еще при Советском Союзе. И исследование так называемого татарского феномена, на мой взгляд, и вовсе очень хорошая заявка на историчность.
Комментарии:
Игорь Иванов:
— Подписываюсь под каждым словом! Почему старшее поколение недовольно сериалом, если они сами застали этот период, стали свидетелями таких же событий, которые происходят с героями? Кому-то, наверное, просто неприятно смотреть на свое прошлое. Другого объяснения я не вижу. У нас во дворе жил смотрящий за районом. Время было такое. А подростки сейчас умнее. Они не повторят ошибок своих родителей.
Айгуль Балконская:
— Я сериал не смотрела, но мне уже не нравится. Лучше бы снимали о чем-то добром и светлом, о чистой и настоящей любви.
Полина Татарская:
— Никогда не общалась с гопниками, таких людей не было в моем окружении, хотя я и выросла в 1990-е. Поэтому интересно посмотреть этот сериал. Даже грустно, что у меня не было такой компании.
Полезный сериал для подростков и родителей
Михаил Сорокин, психолог:
— Сериал «Слово пацана» описывает часть нашей истории, и говорить об этом хорошо или плохо достаточно сложно. Это картина о тех событиях, которые действительно происходили. Просто все описано в ярких красках, по максимуму. И мы знаем множество фильмов про военные действия, только вот призывают ли они идти сразу воевать? Или недавно вышел сериал «Чикатило» и стимулирует ли он зрителей стать маньяком? Да, фильмы как-то влияют на нас и на подростков, но это лишь часть правды. Потому что 80 процентов воспитания — это то, как родители взаимодействуют с детьми. И если отец или мать считают, что этот сериал способен что-то сделать с его ребенком и он может стать таким же, то пора задуматься о том, какой вклад в воспитание делают родители и становятся ли они примером для подражания. Если ребенок жил в любящей семье, где все общаются друг с другом уважительно, то не будет стимулов и мотивов становиться похожими на героев этого сериала. Потому что у всех этих ребят, у которых происходят все эти ситуации ужасные, плохие отношения со своими матерями и еще большее напряжение с отцом. И вот эти все группировки — компенсация защиты от отца, которого нет в их жизни.
В фильме, если смотреть внимательно, особенно в последних сериях, начали показывать судьбы персонажей — в сцене драки начали показывать, кого из них в будущем убьют и при каких обстоятельствах. И если обращать внимание на такие вещи, то будет понятно, к чему приводит такая жизнь — к гибели и страданиям. Все группировки заканчивали очень печально. Если детям показывать на эти детали в сериале, то эта картина хорошо дает понять, как делать не надо. А если вы опасаетесь, что ваш ребенок поймет неправильно, значит, самое время уделять ему больше внимания и любви. Ведь цель просмотра любой кинокартины мы выбираем сами: мы можем ругаться на нее и говорить, что все плохо, искать и находить недостатки, негативные моменты. А можем с интересом смотреть и обращать внимание на такие важные детали, а затем показывать и объяснять своим детям, к чему приводит вот такая жизнь, как у героев «Слово пацана».
Комментарии:
Анна Жилина:
— Жора Крыжовников лучший! Смотрим всей семьей. Хороший сериал. И добрые, светлые моменты в нем тоже есть.
Пацан Универсамовский:
— Я поддерживаю этот сериал. На примерах героев все видят, что убивать и воровать — это плохо. А быть честным, правильным человеком — хорошо.
Вова:
— Все верно говорит психолог. Сразу видно, профессионал. И сериал интересный. Надеюсь, не запретят. Хочется досмотреть.
Скандал обеспечил фильму хорошую рекламу
Михаэлис Галицкий, политолог:
— Сериал режиссера Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов. В нем отражается особенность уличной жизни тех времен, когда молодые люди делили территорию и устраивали драки, чтобы отстоять ее. Да, это реалии дворовой жизни, которые имели место в прошлом и отчасти есть в настоящем. Я общаюсь с жителями из разных регионов страны, и, по их рассказам, в некоторых местах до сих пор существует такой уклад дворовой жизни. Например, говорят, что на Сахалине есть «смотрящие за районом», которых все еще наказывают за их ошибки.
Еще мне известно, что этот сериал смотрят подростки на территории Украины, а также в странах Прибалтики. Проект очень популярен, поэтому нуждается в аналитической оценке со стороны экспертов: культурных деятелей, политологов, социологов и психологов. Тем более что в то время, пока выходит сериал, в разных регионах страны случаются беспорядки. Например, недавно в престижной гимназии Брянска 14-летняя восьмиклассница пришла на урок с отцовским дробовиком и расстреляла одноклассников, после чего покончила с собой. Кроме нее погибла еще одна ученица — ее соседка по двору. Другой чрезвычайный случай произошел в Иркутске. По информации СМИ, местный школьник ждал автобуса с одноклассниками на одной из остановок. В какой-то момент, по сообщению очевидцев, к ним подошла компания сверстников, один из которых спросил: «С какого ты района?» После один из зачинщиков достал нож и ударил школьника в шею так, что нож задел сонную артерию, поэтому спасти ребенка не удалось. В социальных сетях стали писать, что это были поклонники сериала «Слово пацана», но правоохранительные органы это не подтверждают. Помимо этого начали распространять фейки. Например, недавно в интернет-пространстве появились сообщения о том, что подростки в Татарстане якобы возродили преступные группировки и устроили массовую драку. На деле местные в шутку создали телеграм-каналы с названиями казанских организованных преступных группировок «Хади Такташ» и «Жилка», а затем соврали, что поделили между собой районы города. Мне кажется, что транслировать такие фильмы не стоит, потому что они плохо влияют на подростков с неокрепшей психикой. Но чтобы решить эту проблему, нужно ставить акцент на педагогику, а не на запреты. Сам скандал вокруг этого фильма уже принес ему хорошую рекламу.
Комментарии:
Вова Адидас:
— Где-то за МКАДом люди до сих пор так живут. При чем тут сериал? Как будто раньше подростки не совершали преступлений.
Алла Борисова:
— Воспитанием нужно заниматься и за детьми своими смотреть. Тогда и кино обвинять во всех бедах не придется. Помните, как в 1989 году вышла «Интердевочка»? Казалось бы, тоже дурное влияние. Но разве все стали повторять судьбу героини? Нет, потому что воспитание было другим.
Жизнь людей показывают честно, без масок
Алина Миюс, преподаватель колледжа:
— Когда начался сильный ажиотаж вокруг сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», я не хотела его смотреть. Потому что по обрывкам фраз, описанию казалось, что сюжет нацелен на романтизацию времен Советского Союза, бандитизм и жестокость. Я не любитель такого творчества. Тем не менее чуть позже все же решила посмотреть. В первых двух сериях действительно можно отчасти наблюдать то, чего я сторонилась, — легкая романтизация пацанских принципов, группировок, сплоченность внутри них и прочее. Это навело на мысли, что дальше сюжет будет продолжать эти темы, но с плеча рубить не стала и продолжила смотреть. А вот с третьей серии зрителю открывают глаза. Становится понятно, что режиссер показывает другую сторону медали. Он с помощью этой работы дает зрителям понять, что раньше людям было сложно. Сериал показывает жизнь этих группировок без масок. Да, хорошо читается сплоченность детей в бандах, почти как в кружках или секциях, но на поверхность выведены все человеческие страдания. Благодаря сериалу люди, которые раньше находились в подобном кругу, начали делиться своими историями. Причем так же, как и в «Слове пацана», без масок и прикрас. Так мы понимаем, что эту деятельность романтизировать нельзя, а дети видят, что жизнь, по сравнению с сегодняшним днем, в Советском Союзе была сложной. Но и думать, что все в беспробудном мраке, сериал не позволяет. Это хорошая, поучительная история. Кроме всего прочего, я как преподаватель дисциплины «Техника и технология рекламного видео» могу сказать, что продукт сделан потрясающе. Это хороший пример того, насколько вырос наш кинематограф. В «Слове пацана» качественно выстроены визуальные эффекты, их сочетание с музыкальным сопровождением. Каждый эпизод сериала держит зрителя «от» и «до», в них выдержан сюжетный баланс. Недавно я наткнулась на мнение, что «Слово пацана» можно считать одной из лучших работ российского кинематографа. Если сериал ближе к концу останется на таком же уровне, с теми же идеями, то я с чистой душой смогу с этим согласиться. При отсутствии возрастного ценза я бы даже показывала «Слово пацана» своим студентам на занятиях в качестве примеров правильной, красивой съемки, режиссерской работы и развития драматургии.
Комментарии:
Аркадий Паровозов:
— Неинтересный и предсказуемый сериал. Спорные ситуации и характеры героев не раскрыты. Не осилил и первую серию.
Анжелика Самсонова:
— Мне бы такого преподавателя. Сама работаю в кинопроизводстве. И снято действительно качественно. Картинка правдоподобная. А герои раскрываются постепенно.