Волшебник на передовой: легко ли быть Дедом Морозом в зоне СВО
Волонтер Владимир Смирнов, которого в зоне СВО знают как Деда Мороза, 9 декабря был награжден медалью «Патриот России» за добровольчество на передовой. «Вечерняя Москва» узнала, легко ли быть волшебником в зоне спецоперации.
«Помогая людям, я спасаю свою душу», — так Владимир Смирнов из уютного города Кохма в Ивановской области описывает суть своей добровольческой миссии.
Зерно милосердия
— Владимир, ваше детство пришлось на непростые 1990-е годы. Расскажите, в каких условиях в вас зародилось зерно милосердия.
— Я учился в школе-интернате города Иваново. Туда попадали дети из многодетных семей, которых не могли содержать родители. Там все жили, помогая друг другу.
Воспитатели и учителя были нашими наставниками, которые проводили для нас массу мероприятий, давали нам советы не только по учебе, но и по жизни. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего классного руководителя Леонида Алексеевича Акулова, который всегда занимался нашим воспитанием. Он проводил для нас праздники, конкурсы.
Тогда никому до этого и дела не было, а он относился к этому с энтузиазмом. Он преподавал немецкий язык, а еще музыку. Наверное, поэтому я впоследствии начал заниматься вокалом, а затем и актерской деятельностью. Думаю, что совокупность этих факторов и сформировала во мне эти качества. На примере старших, которые были готовы отдавать свои знания и опыт, я понял, насколько это важно, особенно во взрослой жизни.
— В вашем окружении много единомышленников, у которых была потребность помогать нуждающимся?
— Да, всегда были люди, которые горели желанием помогать.
Дал слово
— В какой момент вы пересмотрели жизненные приоритеты и примерили костюм Деда Мороза?
— В конце декабря 2002 года я проходил практику в местном Дворце культуры в качестве осветителя. Поскольку сотрудники знали, что я был активистом в школе-интернате, они попросили меня сыграть Деда Мороза на новогоднем празднике. Тогда на него собрались дети со всей Кохмы, а это около 800 человек. Потом ко мне подошли из соцзащиты и попросили поздравить детей, которые по причине своего здоровья не могли прийти на мероприятие. Конечно, я не отказал и после этой встречи на всю жизнь запомнил трогательный момент.
Подошел ребенок, посмотрел на меня грустными глазами, а потом протянул руки. Он не мог говорить, но я почувствовал и увидел в его глазах, что он очень ждал Деда Мороза. Окружающие тогда плакали, а у меня ком в горле встал. После этого дал себе слово снова приехать к ребятам. Так и произошло в 2003 году. С тех пор начал «служить» Дедом Морозом.
— Я правильно понимаю: вы устраиваете праздники в основном для детей с ограниченными возможностями?
— Да, этим я и отличаюсь от других Дедов Морозов. По второму образованию я психолог. Поэтому умею находить подход к деткам с особенностями и к трудным подросткам.
В условиях секретности
— Как вы решили поехать на Донбасс ?
— Началось все в 2016 году, когда мы отправляли детей из Иловайска на московские новогодние мероприятия.
— Какова была география ваших выездов на новые присоединенные территории в первые годы?
— Разумеется, это Мариуполь, где я навещал детей с ограниченными возможностями здоровья. Донецк, Луганск, Краснодон, Троицкое, Алчевск, Коммунар, Старобешево...
— Были случаи, когда попадали под обстрел противника?
— Однажды, когда мы ехали из Северодонецка, где поздравляли детей с новогодними праздниками, начался обстрел близлежащей территории, тогда противник попал в газопровод. Нашу машину взрывной волной подбросило, но все обошлось, никто не пострадал.
На самом деле мы заранее не предупреждаем детей и их родителей о приезде, чтобы противник не мог воспользоваться информацией. В целях безопасности все проходит в условиях строжайшей секретности.
— Сталкивались с провокациями со стороны тех, кто поддерживает киевский режим?
— Конечно, периодически мне звонят и угрожают: «Мы тебя еще встретим». А я отвечаю: «Ну хорошо, встречайте». Если честно, не понимаю, почему меня дергают, я ведь ничего плохого не делаю. Впрочем, уже перестал обращать внимание на угрозы.
Ждут с надеждой
— Тяжело найти подход к детям, которые живут в условиях боевых действий?
— Дети встречают меня с большой любовью, потому что ждут праздника и внимания. Да, среди них немало замкнутых ребят, но вы не представляете, как они раскрываются на празднике. Мамы... Да что мамы! Папы плачут, когда видят ребят, купающихся в лучах беззаботного детства.
На самом деле дети очень ждут момента, когда закончатся боевые действия. Внутри себя ребята переживают столько боли, сколько порой не испытывают взрослые люди. Поэтому им хочется выговориться, а иногда поплакать. Я выслушиваю каждого, мне важно, чтобы ребенок запомнил не только праздник, но и то, что Дедушка Мороз может подарить тепло и понимание.
С Большой земли
— Известно, что дети с Донбасса и новых присоединенных территорий присылают вам сотни писем. О чем дети пишут больше всего?
— Самое забавное, что они обращаются ко мне как ко всероссийскому Деду Морозу, поэтому всегда отвечаю: «Я Кохомский Дед Мороз».
А они: «Вы волшебник с Большой земли, а значит, всероссийский». Чаще желают безопасной дороги, чтобы меня не обстреляли противники, пока еду на своей «тройке». А иногда обещают выслать слуховой аппарат, я ведь старенький, а значит, плохо слышу. Все это звучит забавно, но очень трогательно.
— Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы взять оружие в руки и отправиться на защиту Донбасса?
— Конечно. Если надо будет, то я тоже отправлюсь на передовую во имя защиты Отечества. И пусть мне будет страшно, на все воля Божья.
Советский поэт Владимир Высоцкий когда-то сказал: «К Богу не бывает опозданий». Но пока что я остаюсь преданным свою делу и не вешаю бороду на гвоздь.
ИСТОРИЯ ТРАДИЦИЙ
Одной из версий смены синего наряда Деда Мороза на красный считается значение самого слова «красный». В русских народных сказках всегда можно встретить выражение «красна девица», что означает «красавица». А представители знати в сказках всегда одеты в красный кафтан, ставший символом богатства и достатка. Еще одна версия связана с историческими событиями.
Так, после Октябрьской революции 1917 года, когда отвергались старые верования, Дед Мороз стал подвергаться гонениям. К счастью, опала сказочного персонажа длилась недолго. Уже в 1935 году мифический дедушка снова начал появляться на зимних праздниках. Но за это время произошло небольшое обновление. Синюю шубу сменил наряд красного цвета — знака революционных перемен.