/ Фото: «Вечерняя Москва»

Заммэра Андрей Шаронов: К обычным магазинам добавятся мобильные

Общество

- Андрей Владимирович, вы как-то говорили, что основная проблема города — дефицит торговых площадей. А чем это чревато для горожан, кроме уменьшения возможности выбора, какие последствия этой проблемы ощутят на себе москвичи?

- Да, на 1000 москвичей сегодня приходится всего 740 благо­устроенных торговых квадратных метров, в то время как в европейских городах эта цифра составляет 1200 квадратов, а в некоторых превышает и 1500. Мы довольно сильно отстаем по этому показателю, и это не вопрос престижа, а вопрос конкуренции. Ведь чем больше площадей, тем меньше торговая надбавка. Такой «рынок продавца» порождает уродливые формы торговли, когда через Интернет продаются скоропортящиеся продукты, а рынки превращаются в барахолки.

Но динамика у нас все же положительная: так, в этом году было открыто 20 торговых центров с торговой площадью 283 тысячи квадратных метров, приведено в современный вид 600 объектов торговли. Выросло в городе и число точек розничной торговли — на 1000 горожан теперь приходится 744 квадрата, что весьма неплохо.

Еще одна болевая точка столичной торговли — довольно однообразный ассортимент. Это происходит из-за того, что большинство продавцов берут несколько оптовых точек. Эту проблему могло бы решить создание крупного оптового комплекса с постоянно обновляющимся и разно­образным ассортиментом, наподобие рынка Ранжис под Парижем.

- А что происходит с розничными рынками?

- В соответствии с требованиями Федерального законодательства Департаментом торговли и услуг совместно с префектурами округов и имущественно-земельным комплексом города велась работа по наведению порядка в этом сегменте и превращению его в современные формы торговли. На первое января 2011 года в городе работало 67 розничных рынков, а в результате оптимизации их число сократилось до 53. Из них три рынка расположены на присоединенных территориях, а 27 — сельскохозяйственные. Комплексную реконструкцию пережил Ленинградский рынок, был ликвидирован временный рынок «Лужники». После реконструкции открылся рыночный комплекс «Крылатский» общей площадью более 10 тысяч квадратных метров.

Изменения коснулись и ярмарок выходного дня. Правительство Москвы приняло решение о финансировании расходов, связанных с организацией торговли, за счет бюджетных средств. То есть плата за предоставление торговых мест с продавцов взиматься не будет, за год у нас прошло 3600 ярмарок. Самые популярные — ярмарки меда. Но не факт, что ярмарки останутся в том же формате.

- С ярмарками более-менее понятно. Каковы будут изменения структуры торговли в целом?

- Сейчас создается порядка 9–10 схем размещения торговых объектов, часть из них городские, часть — районные. Это продовольственные и непродовольственные рынки, мелкая розница, бытовые услуги. Надо физически определить места, где должны находиться магазины. Разница гигантская внутри Москвы — у нас есть районы, где обеспеченность отличается в сто раз.

К 2017 году поставлена задача — 1200 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей. Кроме того, будут развиваться современные нестационарные формы торговли, прежде всего вендинг — торговля через автоматы. Сейчас их около 15 тысяч, к концу 2017 года станет около 90 тысяч. К примеру, только в Токио их насчитывается 500 тысяч штук. Также будет развиваться мобильная торговля — высокотехнологичные автомобили, которые утром приезжают, вечером уезжают и не требуют постоянного места.

- В сфере торговли сегодня работает множество малых и средних предприятий, конечно, не только в ней. Какие новшества произошли в сфере работы с этими предприятиями?

- Одна из самых важных программ стимулирования малого и среднего бизнеса — это предоставление субсидий, которые только в этом году составили полтора миллиарда рублей. В феврале по инициативе Сергея Собянина начал работать Штаб по защите прав и законных интересов тех, кто работает в предпринимательской сфере. Штаб, по сути, ­— это площадка для диалога властей и бизнеса. Одна из задач, которой он занимался, — подключение к электросетям мелкой розничной торговли. Сегодня подключены более 96 процентов торговых объектов, упрощена процедура подачи документов, сокращен срок с 3,5–6 месяцев до 15 дней. C июля стартовала еще и программа «Коворкинг 2.0», предназначенная для начинающих предпринимателей. В ее рамках, помимо прочего, организована специальная выставочная площадка, на которой можно презентовать свою продукцию.

amp-next-page separator