Транспортный каркас города
С 2011 по 2023 год правительство Москвы построило 1353 километра дорог, что составляет около 25 процентов от существующей улично-дорожной сети. Возведено 425 новых тоннелей, эстакад и мостов — количество искусственных транспортных сооружений выросло на 65 процентов. Кроме того, построили 297 внеуличных пешеходных переходов. В планах у столичных властей с 2024 по 2026 год построить 265 километров дорог, 71 искусственное сооружение и 60 пешеходных переходов. О том, как возводят новый транспортный каркас города, в интервью «Вечерке» рассказал руководитель столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов.
— Рафик Равилович, какие транспортные проекты были реализованы в этом году?
— 2023 год без сомнения был значимым в сфере дорожного строительства. Мы завершили строительство Московского скоростного диаметра в восточном направлении в районе Некрасовка и соединились с федеральной трассой Москва — Нижний Новгород — Казань. Также в пределах МКАД мы завершили южное направление Московского скоростного диаметра, что дает огромные транспортные возможности москвичам.
Построили развязку на улице Люблинской южного участка МСД, завершили первый этап транспортной развязки на пересечении МКАД с улицей Липецкой, открыли движение по участку Окской улицы от 2-го Вязовского проезда до Рязанского проспекта на юго-востоке столицы, который позволил улучшить транспортную доступность районов Кузьминки, Рязанский, Текстильщики, Выхино-Жулебино и Вешняки. Огромный объем работы мы провели в рамках обеспечения строительства северного дублера — реконструировали Старорублевский путепровод через железнодорожные пути МЦД-1. Было запущено движение по мосту через затон Новинки, который обеспечил транспортную связь через затон Новинки с другими строящимися участками на территории АМО «ЗИЛ» и положительным образом сказался на развитии территорий бывшей промышленной зоны.
— Что останется сделать в следующем году?
— В 2024 году планируем запустить участок Проектируемого проезда № 2236 от ул. Хачатуряна до ул. Дубнинской со строительством ж/д путепроводов по главному пути МЦД-1. Будут построены путепроводы на дублере Калужского шоссе в районе ТЦ «МЕГА Теплый Стан», участок южного направления МСД от МКАД до магистрали «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе». Завершим работы на участке первого этапа трассы «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе» от ТПУ «Столбово» до ул. Поляны. Планируется также завершить работы на путепроводе и эстакаде-съезде в районе 24–25 км Ленинградского шоссе. Кроме того, в следующем году закончим строительство транспортной развязки на пересечении МКАД с улицами Верхние Поля и Капотня.
В следующем году мы также приступим к строительству путепроводов, соединяющих улицы Алабушевскую и Новокрюковскую; улицу Костромскую и Юрловский проезд, мост через реку Москву вблизи улицы Новозаводской в рамках развития улично-дорожной сети на территории Мневниковской поймы.
Начнем формирование улично-дорожной сети между Варшавским шоссе и Каширским шоссе со строительством Котляковского проезда, 2-го Котляковского переулка и 1-го Варшавского проезда, а также приступим к реконструкции улицы Большой Юшуньской — от улицы Каховки до Балаклавского проспекта.
— До 2026 года в Москве появится семь новых пешеходных мостов. Расскажите о них подробнее.
— Москва продолжает развивать транспортную и пешеходную доступность разных районов города. Сегодня ведутся работы по трем объектам: мост через Нагатинский затон длиной 220 метров, мост через Яузу вблизи Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана длиной 300 метров и мост через Водоотводный канал длиной 58 метров. Еще четыре моста проектируют. Два из них появятся в Мневниковской пойме, еще два — в затоне Новинки.
— Какой объем работ выполнен на набережных Москвы в 2023 году, к реконструкции каких планируется приступить в следующем году?
— Всего в рамках АИП Департаментом строительства г. Москвы предусмотрено благоустройство 10 набережных. Работы выполняются в соответствии с концепцией «Моя река», утвержденной мэром Москвы С. С. Собяниным. В 2023 году был введен участок Шелепихинской набережной — от ММДЦ «Москва-Сити» до съезда на проспект Багратиона. В настоящее время в активной фазе строительства находятся 5 набережных — Крутицкая, Симоновская, Шелепихинская, Карамышевская и набережная на участке от Филевского парка до территории театра «Мастерская П. Н. Фоменко».
В 2024 году планируется завершить благоустройство Симоновской набережной на участке от Крутицкой набережной до ЖК «РиверСкай». Кроме того, планируется завершить реконструкцию Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной протяженностью 760 метров.
— Буквально на днях мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение по Дмитровскому путепроводу в сторону области. Как осуществлялась его реконструкция?
— Дмитровский путепровод был построен в 1965 году, и к началу 2020-х годов он полностью исчерпал имевшийся запас прочности. Три года назад началась его реконструкция. Чтобы автомобилисты и пассажиры общественного транспорта не испытывали больших неудобств, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о возведении временного путепровода-дублера. Благодаря ему сохранилось сквозное движение автотранспорта по Дмитровскому шоссе. Кроме того, реконструкция путепровода не стала помехой для создания МЦД-3. Сейчас запустили для движения четыре полосы в сторону Московской области, до Нового года запустим три полосы в сторону центра. После демонтажа временного путепровода в первом квартале следующего года запустим четвертую полосу. Завершение реконструкции Дмитровского путепровода обеспечит комфортное и безопасное движение автомобильного транспорта по Дмитровскому шоссе, а также улучшит условия на прилегающих магистралях, среди которых Московский скоростной диаметр и Северо-Западная хорда. Помимо этого, повысится качество проезда на МЦД-3 с учетом перспектив открытия высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
— Как в целом ведется программа по строительству и реконструкции путепроводов?
— Правительство Москвы и правительство Московской области совместно с ОАО «РЖД» реализуют масштабную программу строительства или реконструкции путепроводов через железнодорожные пути. С начала 2011 года за счет бюджета Москвы построили и реконструировали 21 автодорожный путепровод. Сейчас ведутся работы по проектированию, реконструкции и строительству еще 17 путепроводов, в числе которых, например, путепровод «Текстильщики-1» на пересечении Волгоградского проспекта и Шоссейной улицы, путепровод через пути Савеловского направления МЖД, соединяющий улицу 800-летия Москвы с Инженерной улицей, путепровод в районе 24-го и 25-го километра Ленинградского шоссе на пересечении с МЦД-3, путепровод через пути МЦД-1, который соединит Проектируемый проезд № 2236 с улицей Хачатуряна, путепровод через пути МЦД-2, соединяющий улицу Добролюбова со Складочной улицей, и другие важные для города сооружения.